Каждый украинец, находясь в зоне воздействия украинской «патриотической пропаганды» не успевает радоваться и удивляться стремительным успехам крепнущих изо дня в день Вооруженных сил Украины. Казалось бы, и правда, за год проведения так называемой «антитеррористической операции» украинское командование достигло впечатляющих результатов. 5 марта Верховная Рада утвердила решение об увеличении численности вооружённых сил Украины до 250 тыс. человек. Соединения и воинские части доукомплектовываются техникой, включая советскую, активно снимаемую с консервации. Кроме того, в распоряжение украинских военных поступают боевые машины иностранного производства, например, британские бронетранспортеры Saxon, американские колесные вездеходы Humvee, беспилотные летательные аппараты, системы артиллерийской разведки и так далее. Инновации просматриваются и в пехотном вооружении, а именно линейка стрелкового оружия украинского производства «Форт», крупнокалиберные винтовки Barrett и многое другое. Обучение крепнущей армии активно занимаются иностранные советники: американцы, израильтяне, немцы, грузины, поляки. Проходят плановые крупномасштабные учения с военнослужащими США. Так, в Львовской области, порядка 300 американских военнослужащих проводят обучение бойцов Национальной Гвардии Украины. Каждые два месяца эти военнослужащие проходят ротацию.
Далее. Для более эффективного, централизованного управления войсками, все добровольческие подразделения, включая «Правый Сектор», интегрированы в структуры МВД и МО.
Помимо количественного, качественно и технического усовершенствования Вооруженных Сил Украины, Генштаб в Киеве продолжает совершенствование фортификационных сооружений на всех направлениях. Помимо долговременных бетонированных укреплений, украинская армия успела обзавестись глубокоэшелонированной системой траншей и оборонительных узлов, опоясала ротные и батальонные опорные пункты сетями противотанковых и противопехотных минных полей.
Весь этот пласт работы был осуществлен за один год. Не стоит забывать, что немалая доля украинских офицеров получила боевой опыт, что непременно должно сказаться на качестве их стойкости в современном общевойсковом бою.
А теперь вылезем из шкуры «свидомого» или просто невинной жертвы украинского патриотически-пропагандистского насилия над мозгом и взглянем на факты трезво, объективно.
За прошедший год боевых действий по заявлению президента Украины Петра Порошенко, безвозвратные потери украинской стороны составили 1549 человек. Также, согласно официальной информации СНБО и Генштаба украинской армии на начало марта 2015 года, 6226 военных получили ранения, 968 единиц бронетехники было потеряно. Однако, по итогу независимого расследования, эксперты ООН пришил к выводу, что данные о потерях, вероятно, занижаются минимум вдвое. 19 августа в правозащитной организации «Солдатские матери Украины» заявили о преднамеренном сокрытии украинскими властями настоящих военных потерь в зоне силовой операции на востоке страны. По её мнению, согласно секретному распоряжению СНБО в учёт потерь заносят только военных, в то время как «количество убитых милиционеров, пограничников, военных из СБУ, нацгвардейцев и добровольцев из территориальных батальонов засекречивают». По данным матерей солдат «только в одном Славянске потери исчислялись сотнями». Она также заявила, что после отступления повстанцев, пришедшие украинские военные «тела всех убитых свалили в яму и просто засыпали экскаватором, сказав журналистам, что это «массовое захоронение» убитых повстанцами местных жителей». По данным правозащитной организации «в последние недели ежедневно гибнет от 40 до 60 военнослужащих», а также говорит, что в настоящее время на станции «Купянск-узловая» «стоят в тупике четыре вагона-рефрижератора с телами наших военных, которые освобождали Луганскую область», к которым «не допускают, даже железнодорожников», а милиция говорит, что в них «секретный военный груз». Также она указывает, что в Донецкую область 17 июля «были отправлены шесть вагонов-рефрижераторов для вывоза тел погибших».
По некоторым иным источникам, украинское правительство занижает количество погибших силовиков в 5-7 раз.
Помимо колоссальных безвозвратных потерь, которые за весь период «АТО», очевидно составили порядка 10-15 тысяч человек, в украинской армии крайне высокий уровень дезертирства. По словам главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, к марту 2015 года военная прокуратура завела 17 000 дел по факту дезертирства из вооружённых сил.
Далее. Так ли уж весома иностранная помощь в плане доукомплектования украинских силовиков техникой? Бронированные автомобили «Saxon», которые украинская власть закупила для собственной армии – ненужные и бесполезные. Для борьбы с террористами, они не подходят. Об этом заявил бывший министр обороны Великобритании генерал Ричард Даннатт (The Telegraph.). «Закупка этих броневиков со стороны украинского правительства – это трата денег. Это ни что иное, как аморальный поступок. Понимаю, что эти слова являются не очень хорошими новостями для украинских военных. Но то, что эта техника неспособна воевать, правда. На этих машинах даже оружия нет. Это слабые, полубронированные грузовики, которые должны быть далеко от линии фронта. Испытание огнем они не выдержат», – охарактеризовал эту британскую технику Ричард Даннатт. Напомним, что колонна из восьми бронетранспортеров Saxon (видимо, из первой партии в 20 машин, доставленных на Украину), двигаясь 10 марта 2015 года по шоссе Киев – Харьков попала в ДТП. Как сообщила военная прокуратура Дарницкого гарнизона, военнослужащий механик-водитель одного из Saxon не справился с управлением бронетранспортера, из-за чего тот перевернулся и свалился с шоссе, а сам водитель от полученных телесных повреждений погиб. Следует отметить, что плохая устойчивость БТР Saxon и его склонность к опрокидыванию неоднократно отмечались в британских публикациях, наряду с прочими недостатками данных устаревших по всем показателям машин.
Первые 30 уже поступивших на вооружение ВСУ американских Humvee уже получили предварительные отклики от своих теперешних пользователей. Отмечается абсолютная нехватка запчастей к данному автомобилю на Украине, а также, весьма низкий ресурс топливных фильтров – низкое качество местного дизельного топлива пагубно сказывается на их работе.
Коснемся перевооружения украинских силовиков стрелковым оружием. Несомненно, крупнокалиберная снайперская винтовка системы Barrett калибра 12,7 мм является грозным и эффективным оружием, способным уничтожать живую силу и легкобронированную технику противника на дистанции до 2000 м в руках… профессионала. С чем в украинской армии серьезные проблемы. 9 мая, в газете New York Times появилась статья, в которой военнослужащие США комментируют итоги базовой подготовки украинских силовиков на Яворовском полигоне, Львовской области. Украинские «бойцы», по словам капитана Николаса Салимбина, не обладают даже базовыми навыками обращения с советским оружием. «Мы хотим, чтобы они были похожи на солдат», — резюмировал военный. Будет ли обучение украинских силовиков иностранными инструкторами эффективно? Да, несомненно, украинские «вояки» получат определенные знания и опыт, но это не сделает их ни более стойкими, ни более уверенными в правоте своего дела и необходимости гражданской войны, затеянной их заокеанскими хозяевами. Это доказали поражения правительственных войск в Афганистане, Ираке и других странах, побежденных гораздо более мотивированным нерегулярными частями повстанцев, когда американские тренеры перестали принимать непосредственное участие в боестолкновениях.
Станет ли ВСУ и Нацгвардия более боеспособными, приняв под свое крыло добровольческие батальоны и боевые части «Правого Сектора»? Ответ очевиден. По словам пленных боевиков ОУН, легализация радикальных батальонов произошла только на бумаге. Укомплектованные из маргинальных слоев населения собравшихся на Майдане, добровольцы, как правило, имеют весьма сомнительные боевые качества, и, вместо противостояния ополчению ДНР и ЛНР, предпочитают «отжим» автомобильных средств, похищение людей, ради получения выкупа и «дежурства на блок-постах», что выливается банальным обложением данью всех проезжающих мимо транспортных средств. Добровольческие подразделения продолжают регулярно нарушать Минские соглашения, ярким примером чего являются ежедневные обстрелы поселка Широкино. Но ведь по словам официальных представителей сил АТО украинские силовики твердо эти соглашения выполняют? Без труда можно найти видеозаписи боевиков полка «Азов», которые неприцельно обстреливают поселок из гранатометов понятия не имея куда угодят боеприпасы.
Далее. Несомненно, район Дебальцево непрерывно укреплялся с момента его перехода под контроль Украины. Были возведены внушительные фортификации, бетонированные ДОТы и блиндажи, сеть окопов опутала окраины городов и сел. Более того, Генштаб Украины не мог не предвидеть направление основного удара – сама конфигурация «Дебальцевского кармана» и ограниченные силы и средства Народного Ополчения Луганской и Донецкой Народных Республик говорили сами за себя. Удар мог быть нанесен только по кратчайшему пути, на большее просто не хватило бы сил. По некоторым оценкам, Украина скопила в районе Дебальцево восьмитысячную группировку, оснащенную большим количеством танков, полевой и реактивной артиллерии. Чем же закончилась история Дебальцевского котла ни для кого не секрет. Противник был окружен, отрезан от коммуникаций, и, после непродолжительных попыток держать оборону, без приказа панически бросил свои позиции с большим количеством техники и оружия, потеряв в боях и при прорыве по самым скромным оценкам 500 человек убитыми и порядка 200 пленными.
Интересный штрих к общей картине работы инженерных подразделений ВСУ, добавляет отчет ОБСЕ опубликованный на официальном сайте организации 21 мая. Там говорится, что местные командиры ВСУ (а именно район сел Славное и Тарамчук) не имеют схем минирования линий обороны своих подразделений. Достаточно вероятно то, что подобная картина наблюдается и на других направлениях, где ВСУ строит свою оборону. Беспорядочное минирование уже неоднократно приводило к жертвам не только в рядах ВСУ, но и среди мирных жителей. Также можно предположить, что при активизации боевых действий ВСУ, не имея полной картины минирования районов, будут весьма стеснены в возможности маневрировать и будут подрываться на собственных минных полях.
Ко всему вышеперечисленному, можно добавить факты повального пьянства в украинской армии, участившиеся случаи суицида (только за последнюю неделю покончили с собой два военнослужащих находившихся в Красноармейском полевом госпитале), а также плачевное материально-техническое обеспечение частей (ярким примером является бунт мобилизованных на Яворовском полигоне. «Людей мобилизовали две недели назад, но они до сих пор ходят, как «бомжи». Мужчины жалуются, что ими никто не занимается, они не хотят там сидеть без дела, мол, за 14 дней они выстрелили 10 патронов. Командиры едва могут успокоить разъяренных военных. Все это происходит на фоне американо-украинских учений с участием бойцов Нацгвардии Украины», — передает издание «Сегодня»).