В свое время на нашем сайте вышло два цикла «Неизвестных войн». Первый был посвящен англо-бурской войне 1899–1902 гг. Второй – Восточной (Крымской) войне 1853–1856 гг. Первый цикл на англоязычных материалах. Второй – на мемуарах участников и российских дореволюционных исследованиях. «А какие ещё войны будут?» – тут же последовали вопросы читателей, и понятно, что ответить на них было практически невозможно. Ведь тут все зависит от источниковой базы и… в не меньшей степени – от угла зрения, под которым рассматривается этот вопрос. Наши источники – это одно, зарубежные – обычно другое. Так что тут надо было думать и думать, ну а затем искать. И вышло так, что тема сложилась едва ли не в миг: наша и всем вроде бы давно уже хорошо известная Гражданская война в России, о которой та же «Википедия» сообщает, что началась она 17 мая 1918 года, а закончилась 25 октября 1922/19 июня 1923 года, то есть в отношении конечной даты имеются разные мнения.
Казалось бы, что нового можно написать об этом событии, когда ты живешь не в Москве, вдали от центральных архивов, а все источники информации давно обработаны историками? Но оказалось, что можно. Можно, если посмотреть на её события под несколько необычным углом: а что могли знать о событиях Гражданской войны граждане России в 1918–1923 гг., которые получали информацию лишь из двух источников: газет и слухов. Не было радио, то есть оно было, но только кто мог им в то время пользоваться? Про ТВ и Интернет смешно и говорить. Но информация была нужна, и люди её получали. Прежде всего, это была информация, передаваемая изустно – слухи и рассказы очевидцев, о которых часто можно было сказать «врет как очевидец», и из советских газет, потому что рассматривать мы будем исключительно этот источник, другими словами – смотреть на имевшие место события мы будем глазами красных. Белогвардейские газеты мы использовать не будем, да и зачем, ведь они же проиграли, а раз проиграли, значит… они были неправы!
Но какими газетами воспользоваться? Местными или центральными? Местными вроде бы проще, так как в них… меньше материалов и их легче обрабатывать. Но зато центральные – интереснее. Тут выбор невелик: «Правда» (орган ЦК РКП(б)) и «Известия», первый московский номер которых вышел из печати 12 марта 1918 года под названием «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов». То есть газета прямо заявляла, что отражает мнения и интересы самых различных народных депутатов. В силу этого именно она и была выбрана в качестве источника. В материалах цикла будут даваться «вырезки» из этой газеты за разные месяцы и годы с авторскими комментариями.
Таким образом, читатели ВО в определенной степени окажутся в положении своих далеких предков, которые, скажем так, узнавали новости именно из этой газеты, а к разного рода слухам относились скептически. И когда на сайте выйдет последний материал этого цикла, вы будете знать о событиях той далекой войны примерно столько же, сколько о них знали и ваши предки, как раз и жившие в те далекие и грозовые годы. Как часто будут выходить материалы цикла, сказать трудно. Чтобы их подготовить нужно будет сходить в областной архив, просматривать (и читать) газеты номер за номером, выбирая при этом наиболее показательные и интересные материалы, которые нужно будет ещё и перефотографировать, обработать и сопроводить соответствующими комментариями. То есть это работа не из легких и не на один день. Так что тем, кто нетерпелив можно только лишь посоветовать запастись терпением, или… точно так же отправиться в местный архив или центральную библиотеку и попросить для ознакомления эту же газету. Впрочем, один материал этого цикла в неделю гарантировать можно.
Есть и чисто технические сложности. Фотографировать приходится на мобильный телефон с рук. Подшивка газет очень толстая, поэтому ровно страницы не ложатся. Качество бумаги просто ужасное, как и печать. Поэтому переснимать приходится только те материалы, что видны отчетливо. Много рваных страниц, а некоторые засалены настолько, что их можно жарить, как блины. Но сама по себе работа исключительно интересная. По сути ты находишься в машине времени и, вчитываясь в эти пожелтевшие листки бумаги, оказываешься в том далеком времени и видишь происходящие события глазами того журналиста, который их описал.
И определенное знание возникает спонтанно, просто от внимательного прочтения сразу большого количества газетных номеров. Причем ты узнаешь в них то, что мне, например, ни в одном из исследований по Гражданской войне в России просто не попадалось.Начнем с того, что, просмотрев все газеты с 4 апреля 1918 года по 28 декабря, я обнаружил, что словосочетание «гражданская война» там встречается только один раз и то применительно к событиям за пределами России. То есть в России, судя по материалам газеты «Известия», не было никакой Гражданской войны. А что было? А было вот что: революция и контрреволюция. Даже специальный раздел был: «В лагере контрреволюции», сообщавший о том, что происходит «у них» на основе материалов вражеских и иностранных газет или людей, которые оттуда приехали, а также – вот уж поистине бесподобный источник информации – «по слухам».
Причем сама по себе информативность «Известий» была и впрямь исключительно велика. Вести из-за рубежа, рассказывающие о войне Антанты со странами «оси», причем с легким таким сочувствием в… сторону Германии. Образование, культура – этим темам посвящались специальные страницы-вкладыши. Естественно, много внимания уделялось государственному строительству, созданию нового управленческого аппарата, вопросам экономики.Весной и летом 1918 года очень много материалов было посвящено положению на Украине. Можно даже сказать, что тема украинских событий шла практически наравне с обсуждением мирного договора с Германией. И вот что интересно, прочитав их все, нетрудно убедиться, что корни наших сегодняшних проблем, связанных с этой окраиной, растут именно оттуда, из событий весны-лета 1918 года, а те в свою очередь имеют множество более ранних причин. Но в целом можно сказать, что уже тогда там наметились четыре группы населения, цели и интересы которых были сугубо противоположны. Первая группа – это люди, ориентированные на сотрудничество с Германией и её сателлитами, вторая – ярые националисты, ориентированные сами на себя, третья группа – просоветски настроенная часть населения, в основном это район Харькова и Донбасс, и наконец четвертая – сторонники «Советов, но без коммунистов» вроде атамана Григорьева и батьки Махно. И каждая группа тянула одеяло на себя!
Очень интересно, что о мировой революции речь хотя и шла, но сначала лишь в общетеоретическом плане. Всерьез о ней «Известия» заговорили только лишь после революции в Германии и Австро-Венгрии. Стала понятной и причина очень важного явления 30-х годов ХХ века, когда Сталин начал обвинять зарубежных социал-демократов в социал-фашизме. С чего, мол, это? А вот с чего: «социал-предателями» «Известия» назвали социал-демократов уже весной 1918 года. Отвергались все союзы и блоки с ними, и можно не сомневаться, что изначально такова была точка зрения отнюдь не самого Сталина, что он лишь её творчески развил и углубил. А вот кто был первым, с кого все это началось?
А что касается Октябрьской революции, то газета скромно называла это октябрьским переворотом. И все в то время, видимо, считали, что так правильно. И только в дальнейшем масштабность последовавших в стране перемен потребовала… увеличить, скажем так, масштаб тех октябрьских событий. Что ж, это вполне логично и закономерно: ведь большое всегда лучше видится издали.