Николай Алексеевич родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немиров, Подольской губернии, в дворянской семье. Детство прошло в селе Грешневе (Ярославская губерния), родовом гнезде отца, помещика Алексея Некрасова. В прошлом военный, Алексей Некрасов был связан с декабристами. Мальчик рос в большой семье (13 братьев и сестер) с отцом-тираном. Большое влияние на сына и его творчество оказала его мать Елена Андреевна Закревская. Образ матери – главный положительный персонаж поэтического мира Некрасова.В 1832–1837 гг. учился в Ярославской гимназии, но не завершил обучение. Учился плохо, не ладил с начальством. Начал писать стихи, в том числе и сатирического толка. Отец забрал его из пятого класса. Мечтая о военной карьере для сына, Алексей Некрасов хотел отдать его в Дворянский полк. Но, нарушив волю отца, Николай решил поступить в Петербургский университет. Экзамена не выдержал и стал вольным слушателем на филологическом факультете. Отец лишил сына материальной поддержки, и Николай несколько лет жил как бродяга. Пожил в ночлежках, общался с представителями дна, перебивался случайными заработками. Но быстро научился зарабатывать пером: писал лубочные истории и водевили, заметки и песни. С 1841 года сотрудничает в «Отечественных записках». В 1847–1866 гг. – издатель и редактор журнала «Современник», который сплотил лучших литераторов того времени. На страницах журнала публиковались Тургенев, Гончаров, Герцен, Огарёв, Островский, Салтыков-Щедрин, Чернышевский и многие другие. Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского, Ивана Гончарова и Льва Толстого. После закрытия «за вредное направление» журнала «Современник» Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние годы его жизни. В эти годы работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники».
Бродяга и картёжник
Сеял «разумное, доброе, вечное»
Побывав бедняком, Николай Алексеевич стал вполне обеспеченным человеком. Барином, который увлекался женщинами, картами и охотой на медведей. Несколько поколений его предков были картёжниками и проигрывали целые имения. Алексею Некрасову уже почти ничего не досталось. Его сын, в отличие от предков, научился выигрывать целые состояния. В 1854 году поэт стал членом петербургского Английского клуба, в котором играли министры, генералы, великие князья и аристократы. Некрасов вошёл в самый узкий круг картёжников столицы. Проигрывал десятки тысяч, выигрывал – сотни тысяч. Его самый большой выигрыш – около 600 тыс. рублей. Тогда это были огромные деньги. Не меньшим успехом Некрасов пользовался и на ниве издательства. Он всегда оставался в прибыли, что вызывало ревность и зависть коллег. Многие обвиняли его даже в мошенничестве и спекуляциях. Конечно, главным в жизни Николая Некрасова были не карты и «бизнес», а поэзия. Начинал он с дешёвки, стихов для заработка. Первый поэтический сборник – «Мечты и звуки» (1840 год), сам хотел уничтожить. Поэт несколько лет искал свой стиль. И нашёл – на стыке поэзии и прозы, эпоса и лирики, фольклора и урбанизма. Не забывал и про революционные идеи. В народной стихии он обрёл себя.
«Народ был главным мифом его лирики, величайшею его галлюцинацией»
– писал его биограф К. Чуковский. Талант Некрасова рос медленно и постепенно, став поистине великим.Он сам и его произведения сохранили значимость до настоящего времени. Некрасов, знавший толк в спекуляциях и сатире, агитации и провокации, в погоне за деньгами и утехами вполне вписался бы в современный мир, став знаменитым сатириком и блогером. А его героев – чиновников, купцов, мыслителей, игроков и бродяг, легко представить и сейчас в парламенте и тюрьме, казино и ресторане, в телешоу или криминальных новостях.Достаточно вспомнить строчки из поэмы Н.А. Некрасова «Современники»:«Грош у новейших господВыше стыда и закона;Нынче тоскует лишь тот,Кто не украл миллиона.Бредит Америкой Русь,К ней тяготея сердечно…Шуйско-Ивановский гусь –Американец?.. Конечно!Что ни попало – тащат,«Наш идеал, – говорят, –Заатлантический брат:Бог его – тоже ведь доллар!..»
«Двойной человек»
Некрасов действительно был настоящим художником русского слова, реформатором русского стиха, крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в переломную для него эпоху. Поэтому великий русский человек Достоевский и писал, что Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».
«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетённого»,
– отмечал русский литературный критик Дмитрий Писарев.В советской литературной иерархии «революционный демократ» Николай Некрасов занимал лидирующие позиции. Его ценили за любовь к обездоленным, народный стиль и сатиру про «князей мира сего» и лицемерный либерализм. Каждый советский школьник знал «Дедушку Мазая» и «Мороза-воеводу», корпел над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», которую трудно понять в юности. Однако не все современники любили и уважали Некрасова. В частности, он подвергался критике со стороны Тургенева (они долгое время дружили), Лескова, Льва Толстого, Аполлона Григорьева, Чайковского, Герцена и многих других. Его личность была двойственной. Так, К.И. Чуковский, делавший в 1920-х годах углублённый обзор жизни и творчества Некрасова, отмечал, что поэт действительно был искренним «народником», переживал за простых людей, имел передовые демократические взгляды, но был морально слабым человеком, склонным к спекуляциям. Чуковский писал, что в современном Некрасову обществе сложилось мнение, что поэт – «первостатейный кулак, картёжник и весь сгнил от разврата с француженками».Великий поэт иногда и сам признавался в своей двойственности. Так в 1855 году он писал Боткину:
«Во мне было всегда два человека – один официальный, вечно бьющийся с жизнью и с тёмными силами, а другой такой, каким создала меня природа».
Барин и народный поэт, гуляка и великий труженик ушёл из жизни 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года). Перед этим он тяжело болел. Врачи обнаружили у него рак кишечника – неизлечимую болезнь, которая приковала его к постели и убила.