Пока мы ждем начало саммита ОПЕК+, который начнется сегодня в 17 часов по московскому времени, хотелось бы поговорить о нескольких важных вещах.
Во-первых, вышла очередная статистика по пособиям по безработице в США - на этой неделе число страждущих увеличилось до 15 миллионов человек. Учитывая, что всего рабочих мест в США 158 миллионов, текущий уровень безработицы уже приближается к 10%, однако Департамент труда США предупреждает, что по итогам апреля безработица может составить приблизительно 20%. Следовательно, темпы потери рабочих мест в Америке будут только нарастать, поскольку реальная рецессия, стартовавшая в начале марта, признана состоявшейся.
На этом фоне американцев откровенно "радуют" новости о том, что федеральный размер пособия по безработице поднят с 385 долларов в месяц в январе до 600 долларов в месяц в апреле. В тучное время это было бы очень хорошим ходом, поскольку каждый штат самостоятельно добавлял к этому пособию свою сумму, но на фоне рецессии и пандемии о доплатах придется надолго забыть - а выжить месяц в США на 600 долларов способен только бездомный.
Так заканчивается самый длинный бум роста занятости в истории США, который длился с 2010 года - при этом можно констатировать, что сфера услуг схлопывается в Америке рекордными темпами.
Важно понимать, что сегодня примерно 95% американцев находятся на карантине или самоизоляции, однако это никак не помогает остановить распространение пандемии - на данный момент число заболевших достигло 432 тысяч человек, что примерно в 5 раз больше, чем в проклятом коммунистическом Китае.
Для экономики США это крайне серьезный удар, поскольку сегодня люди вынуждены довольствоваться только самым необходимым, что очень значительно снизило уровень жизни. И, как следствие, снижает и уровень производства.
Во-вторых, Саудовская Аравия и возглавляемая королевством коалиция арабских стран объявили о прекращении боевых действий против хуситов с сегодняшнего дня. На Востоке это равнозначно капитуляции - и это обязательно скажется на репутации королевской семьи, но даже не это главное в сегодняшней новости.
Факт остановки боевых действий означает, что у КСА практически не остается денег на ведение войны - а эта штука для саудитов всегда была крайне затратной: хуситы успешно выбивали боевую технику и живую силу, на восстановление которых уходили немалые средства. Технику везли из США и Канады, а новых бойцов набирали по всем странам арабской коалиции.
Для Королевства эта пятилетняя война была очень дорогостоящим делом - на нее уходило до нескольких десятков миллиардов долларов ежегодно. Понятно, что прекращение огня на две недели - это попытка сохранить лицо, поскольку дальше будет просто достаточно продлевать этот срок "из гуманитарных соображений".
Хуситы моментально подняли ставки, заявив, что они требуют полностью снять блокаду с Йемена, в противном случае боевые действия будут продолжены в одностороннем порядке. На стороне партизан вольно или невольно вступают и другие страны: вчера вечером представитель Тегерана заявил, что персы вообще не понимают условий будущей сделки ОПЕК+, а иракцы заранее предсказали ее провал в связи с отсутствием на саммите США и Канады.
Иными словами, если сегодня вечером ОПЕК+ и Россия не договорятся, - а они таки не договорятся - цены на нефть рискуют временно нырнуть к уровню ниже 10 долларов за баррель. Как следствие, саудиты получат очередной удар по бюджету, а сланцевики США начнут требовать от Трампа радикальных мер для спасения отрасли, вплоть до эмбарго на поставки сортов "Араб лайт" и повышенных пошлин на "Юралс".
На фоне всего этого хотелось бы немного поговорить о ручном управлении экономикой. Десятки лет либеральные экономисты убеждали нас, что в стране должны быть сильные работающие институции - и во многом они были правы. Однако сильные институции хороши в спокойные и сытые времена, а во время кризиса они скорее мешают скорейшему исправлению ситуации, чем помогают этому.
В России давно спорят о том, так ли уж необходима сильная вертикали власти, основанная на личности и убеждениях одного человека - и здесь тоже можно частично встать на сторону либеральных экономистов, утверждающих, что ошибки одного человека на вершине пирамиды власти становятся ошибками всей страны.
Но! Как только приходит серьезный кризис, либеральная модель управления начинает демонстрировать свою тотальную несостоятельность - у нее крайне низкий мобилизационный потенциал, что мы сегодня и наблюдаем в Америке и остальных "цивилизованных" странах. Вместо жестких и быстрых мер по купированию и полной локализации очага заражения мы видим бесконечные дебаты в системе сдержек и противовесов: Трамп (президент-республиканец) предлагает выделить деньги на поддержку экономики, демократическая Палата представителей в Конгрессе блокирует эту инициативу.
В результате деньги все равно выделяются, но с такими временными потерями, что первоначальные меры просто становятся неактуальными, - следовательно, необходимо следующее выделение денег - и цикл дебатов, пререканий и взаимных обвинений повторяется снова.
Еще один пример - с треском провалившийся вчера очередной раунд евросаммита, на котором страны Евросоюза так и не смогли придти к какому-либо внятному решению: а это значит, что в следующие две недели Испания и Италия снова будут справляться со своими проблемами самостоятельно, без помощи объединенной Европы.
Естественно, это приводит к взрывному росту количества евроскептиков в Южной Европе - и если месяц назад это были отдельные слабые голоса, то теперь это слаженный многоголосый хор, требующий от своих властей немедленно выйти из этого европейского недоразумения. Проблема Европы в том, что у власти сейчас повсеместно находятся популисты - и если в той же Испании народ голосит о предательстве Европы, то популисты во главе страны просто обязаны прислушаться к мнению народа и отреагировать на чаяния соответствующим образом - в противном случае их место быстро займут те, кто способен это сделать.
Еще одной проблемой сильной вертикали власти либеральные экономисты называют перестраховку - дескать, зачем России целых 16 новых госпиталей по всей стране, если через пару месяцев пандемия закончится и при текущих мерах противодействия?
На самом деле Россия повышает устойчивость и прочность системы, пусть даже и в избыточном виде - к тому же, миру стоит приготовиться и
к следующим пандемиям, которые неизбежны при перенаселении планеты. Избыточная прочность - это вовсе не наш национальный бзик, это требование среды, в которой формировалось и росло государство - в условиях тяжелого климата от плуга, паровоза и оружия требовались именно прочность, высокая ремонтопригодность даже в полевых условиях и увеличенный ресурс использования.
О красивой упаковке, маркетинге и пиаре в России всегда думали меньше всего. Достаточно сказать, что американская винтовка М16 разрекламирована в невероятном количестве фильмов - но ее выпустили всего 8 миллионов штук всех модификаций, в то время, как выпуск и продажа автомата Калашникова по всему миру за 60 лет превысила 70 миллионов стволов.
Но спросите у наших хомячков, какое оружие лучше. Естественно, то, которое больше показывают в красочных голливудских фильмах!
Если в странах Запада в ближайшее время не найдется сильных лидеров, готовых полностью взять ответственность на себя, мы рискуем увидеть совсем другие государства в списке развитых стран.
Институции - очень хорошая и нужная штука. Но первый же очаг в Китае показал, как можно предельно быстро справиться с ситуацией, переведя управление в ручной режим. Проблема развитых стран состоит в том, что для них сегодня перевод управления в ручной режим возможен только после государственного переворота, когда ограничиваются все права и свободы граждан, а так же действие тех самых институций - а пока этого не происходит, система сдержек и противовесов будет максимально сдерживать борьбу и с пандемией, и с экономическим кризисом.
России же только предстоит найти баланс между сильной вертикалью президентской власти и сильными институтами. За последнее время в этом направлении сделано достаточно много, но кризис очень зримо покажет, где еще у нас зияют управленческие дыры.
Во всяком случае, меня радует, что головы несправившихся с ситуацией чиновников полетели с огромной скоростью. Это обнадеживает.
И да, только в "тоталитарной" России возможно взять под круглосуточный медицинский контроль 171 тысячу "контактеров".