Оценивая риторику России и Запада последние пять-шесть лет, нужно отметить ультимативное, категоричное содержание посланий, адресованных друг другу через официальные заявления, интервью в СМИ и т.д.
Очевидной является ориентация на принцип демонстрации силы.
Обращаясь к истории международных отношений еще с начала XX века, характерной тенденцией были попытки предотвращения военных конфликтов, стремление к разоружению и поиска компромиссов.
Две конференции, созванные в Гааге в 1899 и 1907 годах, должны были ознаменовать начало ХХ века как эпохи мирного сосуществования. Тем не менее, столетие, которое они открыли, ознаменовалось двумя самыми страшными и разрушительными войнами, созданием нового, смертоносного оружия массового поражения.
Великий общественный деятель и гуманист Махатма Ганди сказал: «В Дрездене и Хиросиме Гитлера победили Гитлером», и в этой фразе нашла свое отражение практика ненасилия, которая формировалась Л.Н. Толстым, М. Ганди, М.Л. Кингом. Чудовищные последствия войны, которые очевидцы наблюдали в Дрездене, после бомбардировки авиацией союзников, в Хиросиме и Нагасаки, где в первый и единственный раз было применено ядерное оружие, и сейчас являются печальным напоминанием человечеству о хрупкости мира и глобальных угрозах.
Для сохранения человечества это важный посыл, направленный на формирование мировоззрения, отрицающего войны как практику и инструмент разрешения споров. Любая война, по своей сути, является гуманитарной катастрофой – она несет гибель, разрушения, страдания.
Тем не менее, сегодня мы наблюдаем атомизацию военных конфликтов: если раньше речь шла о разделении, поляризации мира между наиболее развитыми индустриально и с точки зрения военного потенциала государствами, то сейчас на повестке дня вопрос ряда локальных незатухающих военных конфликтов регионального характера.
Именно поэтому, надо признать, что любой конструктивный диалог должен опираться на принципы ненасилия и толерантности.
Принцип ненасилия в полной мере раскрывается при сопоставлении с понятием насилия.
Взаимодействие «насилия» и «ненасилия» отражает одно из многих диалектических противоречий, являющихся неотъемлемой и важной частью нашего бытия. В онтологическом и семантическом плане понятие «ненасилие» противостоит «насилию», «мир» – «войне», а «добро» – «злу»… Ибо все эти понятия органически взаимосвязаны, одно не может существовать без другого, и вместе они составляют гармонию мира. Диалектика исследуемых противоположных начал плавно перетекает в диалектику «добра» и «зла».
Действия, выражающие в себе насилие это не только собственно военные акции. Насильственный характер носят угрозы, шантаж, агрессивная риторика.
Понятие «толерантность» благодаря смысловой насыщенности является своеобразной этической доктриной современности. Поэтому наряду с основами демократии, системой прав человека, толерантность сегодня является руководящим принципом, в соответствии с которым осуществляется образование, воспитание и развитие личности, формирование гуманных отношений в обществе.
Исходя из утверждения ненасилия и толерантности как инструментальных ценностей, субъекты взаимодействия (Россия и Запад), должны принять во внимание взаимную ценность друг друга для истории и развития человеческого сообщества.
Как представляется, категоричность суждений, присущая дискуссии о спорных вопросах между Россией и Западом, не идет на пользу как самим участникам этого взаимодействия, так и человечеству в целом, в первую очередь партнерам обеих сторон.
Толерантность, как инструмент противодействия насилию находит свое отражение в активном принятии существующих индивидуальных и групповых различий.
Говоря о мировоззренческих концепциях современного мира, теоретические конструкты «толерантность» и «ненасилие» тесно переплетены с практикой взаимодействия в политической сфере, государственном управлении, международных отношениях.
Прикладное использование принципов толерантности и ненасилия предполагает не только избегание военной конфронтации как метода решения спора, но и отказ от любого рода давления и угроз.
Критика современных концепций толерантности связана с практикой мультикультурализма, широко распространенной в странах Западной Европы. Социально опасные последствия, к которым такая практика привела в частных примерах, свидетельствует о том, что прикладное использование толерантности как важного принципа, требует дополнительного пояснение и детализации.
Как отмечает Самохвалова В.И. «…Толерантность к злу как фактическое неразличение добра и зла, толерантность к безобразию как неразличение прекрасного и безобразного делают мир по-новому неструктурированным, как бы бескачественным, содержательно размытым, следовательно, по-новому непознаваемым…».
Из этого следует, что применять принципы толерантности и ненасилия следует обозначив границы их применения и критерии, которые помогут правильно интерпретировать в конкретных условиях внешнеполитического взаимодействия.
В Польше с 1 апреля 2016 года действует закон «О запрете пропаганды коммунизма или другого тоталитарного строя в названиях зданий и объектов». С 2017 года этот закон разрешает сносить советские памятники — все, кроме тех, что стоят на могилах солдат. Несмотря на то, что этот нормативно-правовой документ имеет силу только внутри отдельно взятой страны, его содержание можно назвать проявлением нетерпимости по политическому признаку. Подобные действия яркий пример зарождения диалога, построенного на предпочтении насильственному инструментарию, так как несет разрушение культурных памятников и идет в противоречие с культурно-исторической памятью народов нескольких стран. Учитывая подобные действия со стороны польских партнеров и проявленную ими нетерпимость к культурно-исторической памяти, российской стороне трудно соблюдать принцип толерантности.
Резюмируя выше сказанное, надо отметить, что все субъекты международных отношений имеют равное право быть услышанными и рассчитывать на уважение к себе и соблюдению своих интересов, при том, что готовы к равноправному уважительному диалогу в спорных вопросах и готовы предпринять усилия для вклада в идею общего ненасильственного сосуществования.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас