О том, что турки давно вынашивают идеи фактического реваншизма и мечтают о расширении границ до масштабов Османской империи, говорят давно. В своё время Эрдоган разогнал более или менее толковых военных, многих из них посадил, оставив у власти преимущественно ярых националистов. Именно в этой среде, при активной подпитке самого президента Турции, родилась идея пантюркистской армии Турана. В голове у президента «Великий Туран», распростершийся от Атлантики до Тихого океана. Добиться такого размаха можно исключительно военным путем. Пока Анкара старается подмять под себя страны Средней Азии – несколько лет назад были подписаны соглашения о военном сотрудничестве с Казахстаном и Узбекистаном. В планах расширить аналогичным образом союз с Киргизией, Азербайджаном и Туркменией. При этом у Эрдогана уже есть прообраз военного союза – организация тюркских государств, в которую входят, помимо Турции, Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Узбекистан. В статусе наблюдателей Туркмения и «истинно тюркская» Венгрия. Особый колорит деятельности тюркскому союзу придают военные успехи азербайджанско-турецкого дуэта в Нагорном Карабахе. Конфликту даже дали пафосное именование «44-дневная Отечественная война за освобождение оккупированных территорий». Именно тогда же ярый националист Девлет Бахчели подарил турецкому президенту скандально знаменитую карту «Великого Турана», в который вошла добрая часть Урала, Западной и Восточной Сибири. Эрдогану это явно вскружило голову, и в прошлом году состоялась знаменательная сессия организации тюркских государств, в ходе которой определились с «Механизмом гражданской обороны». Таким витиеватым термином обозначалась структура внутри организации, имеющая полувоенный статус и являющаяся предшественником настоящей «армии Турана». Надо понимать, что турецким политикам приходится действовать очень осторожно – своим «Великим Тураном» они наступают на амбиции как России, так и Китая. Мало того, что у российских границ строится военный блок, так еще и в среду партнеров Москвы вносится сумятица. Вот, например, Казахстан, который входит в ОДКБ наравне с Арменией, но дружит против неё с Азербайджаном и Киргизией, уже в структуре «Великого Турана». Бишкек, кстати, также в составе ОДКБ. Реалии среднеазиатской дипломатии, густо замешанной на местном колорите и противоречиях. Но в свете последних казахстанских беспорядков с механизмом гражданской обороны тюркской организации случился сбой – Токаев вызвал на помощь не Эрдогана, а ОДКБ, то есть Путина. А ведь именно в Казахстане прошлой осенью была создана особая экономическая зона «Туран» (TURANSEZ) – Турция всегда делала особые ставки именно на казахстанский кейс во внешней политике. Еще бы, стратегически выгодное положение и в самой непосредственной близости от России, которую Эрдоган одновременно не любит и побаивается. Но защитница всех без исключения тюркских народов в мире, какой себя выставляет Турция, оказалась не у дел.
Анкара должна быть центром компаса
Скорее, к «армии Турана»!
Первым, кто напомнил Эрдогану о необходимости возврата к идее именно «армии Турана», а не выхолощенной «гражданской обороны», стал бывший контр-адмирал с говорящим именем Джихат Яйджы. Сейчас он в отставке, но, хотя и возглавляет Центр исследований морской и глобальной стратегии, прислушиваться к его словам стоит с определенной долей условности – говорить такие ястребы могут много чего. Яйджы 12 января дал турецкой националистической газете Yeni Akit интервью о растущем влиянии ОДКБ на территории, которая по закону должна принадлежать «Великому Турану». Дескать, настоящей миссией России, Беларуси, Киргизии и Армении стала не защита стратегических объектов от мародеров и бандитов, а именно оккупация стратегического партнера Турции. А у Анкары никаких юридических оснований для вмешательства нет, так как никакого военного блока среди тюрков не существует. Вот если бы Эрдоган раньше бы постарался, все могло бы быть гораздо красивее. По крайней мере, не хуже, чем получилось в Нагорном Карабахе. Туркам ничего больше не остается – лишь молча наблюдать, как на тюркской территории наводит порядок миротворческий контингент из Армении. Иначе как личное оскорбление, Яйджи воспринять такой поворот не мог. Еще один адепт дивного тюркского мира – отставной генерал-майор Юсель Карауз, вообще угрожает турецкому руководству возможным повторением казахстанских событий в одной из соседних республик. И здесь снова сыграет козырная карта Кремля, мастерски использующего ресурсы ОДКБ. Противовесом должна стать собственная «армия Турана», созданная на коалиционном начале, а значит, позволяющая без препятствий вторгаться в чужие страны. Мелкими шагами к «Великому Турану» от Средиземного моря к Тихому океану. По мнению Карауза, отступать уже некуда и
на первом же заседании Организации тюркских государств должны быть приняты правовые меры, касающиеся создания совместной военной силы. Для этого должны быть предприняты реальные шаги. Если мы опоздаем, мы можем понести непоправимый ущерб. Происходящее сейчас в Казахстане может произойти и в других братских республиках.
Эрдогану сейчас вообще не позавидуешь. Со всех стороны националисты разной степени распущенности винят его в том, что ОДКБ вошли в Казахстан, а не «тюркская исламская армия». Таков, например, депутат меджлиса Явуз Агыралиоглу и авторы печатного рупора местных националистов газеты Akit. В Казахстане случилось то, чего турки должны были бояться больше всего – это мнение вполне респектабельной ежедневной газеты Türkiye. Даже официальные лица Турции открыто намекают о необходимости военного объединения тюрков. Так, 11 января, на экстренном совещании Совета министров Организации тюркских государств Мевлют Чавушоглу, глава внешнеполитического ведомства, заявил:
В рамках организации сотрудничество между подразделениями безопасности и разведки должно быть более организованным и институциональным.
То есть милитаризации сугубо политического объединения фактически дали зеленый свет. По крайней мере, в МИДе.Чем грозит появление еще одного НАТО около границ России? Во-первых, первой жертвой станет Армения, которую самые ортодоксальные турецкие националисты Турции не переносят органически. Армяне, кстати, свою страну вполне справедливо называют «главной физической преградой, препятствующей территориальному объединению тюркского мира». А с преградами воинственный Эрдоган привык расправляться. Во-вторых, признаки зарождения «Великого Турана» как минимум дестабилизируют ситуацию в России – трудно представить, сколько сочувствующих появится на волне объединения тюркских народов. Дальнейшее развития событий трудно предсказывать, но ясно одно – турецких ястребов не остановит реальность конфликта с Россией.Сложности у Эрдогана все-таки могут случиться. И в первую очередь в экономической плоскости. Турция, в случае создания «армии Турана», как ни крути, должна стать настоящим гегемоном в своём регионе, а это очень дорого. Придется постоянно кому-то что-то безвозвратно одалживать, следить за порядком, свергать правительства и ставить своих наместников. Такие «игры престолов» сейчас не по карману постепенно стагнирующей экономике Турции. В конце прошлого года лира ощутимо сдала позиции, инфляция растет, а доходы турок, соответственно, снижаются. Злые языки утверждают, что в 2022 году инфляция может достичь 30 %. Народ потихоньку ропщет – в Анкаре, Стамбуле и Измире прошли демонстрации недовольных экономической политикой руководства. Конечно, до смены правительства во главе с Эрдоганом дело вряд ли дойдет, но на амбициях пантюркизма придется сэкономить. Или развязать очередную войну, которая, как известно, все спишет.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!