Ни слова про Covid
Пандемия коронавируса просто не могла не сказаться на нефтяных ценах. И в итоге сказалась очень сильно. Не станем повторяться, каких усилий стоило это ОПЕК и примкнувшей к картелю России, причём в дуэте с Казахстаном, а потом ещё и США с Мексикой.
Однако держать бензиновые цены на уровне внутри страны удавалось только благодаря падению спроса – особенно со стороны малого бизнеса и... авиации. Сейчас за авиацию отдуваться просто некому, а место малого бизнеса явно заняла интернет-торговля.
Точной статистики пока нет. Но, по крайней мере, на трассах сетевые автомобили теперь замечаешь регулярно – при каждом выезде, кстати, они стали не столь частыми. Но главное, что на второй волне пандемии (в отличие от первой) на фоне откровенно паникующей Европы ничего не встало.
В эти дни самые разные федеральные ведомства охотно отчитываются за то, что рост цен на бензин не превысил годовые показатели инфляции. Так, по информации Росстата (чему с каждым годом всё труднее верить), цены на бензин АИ-95 по стране выросли за год всего на 2,4 процента. 92-й якобы подорожал и вовсе только на 2,1 процента.
В Росстате по этому поводу напомнили, что годовая инфляция за 2020 год составит 4,9 процента. Это оценка предварительная, хотя из Центробанка и Минфина, а также ещё из нескольких министерств, ведомств и институтов с университетами нас заверяли – будет не больше вожделенных 4 процентов, а то и вовсе – 3,8.
Не станем здесь распространяться, что официальная инфляция у нас имеет очень мало общего с ростом потребительских цен, но ведь неприятный осадок от очередного обмана никуда не денешь.
Очевидно, понимая, что просто так с ростом цен на бензин уже не справиться, в Минэнерго решили отметить, что там
Из этого же ведомства напомнили, что
ОПЕК не виноват
Нынешние нефтяные котировки на уровне 50–55 долл. за баррель, похоже устраивают и нефтедобытчиков, и российский Газпром, продолжающий заключать фьючерсные контракты с нескрываемым расчётом на пуск «Северного потока-2».
Нет причин для беспокойства и у основных потребителей энергоресурсов – в первую очередь, у тех же США и Китая. При этом американцы, невзирая на все потрясения, продолжают держать цены на бензин внутри страны на таком низком уровне, какой только возможен.
Кое-где он может быть почти по доллару, но в глубинке, которая ближе к нефтяному Техасу, литр самого ходового 95-го реально приобрести даже за 65 центов. Дешевле только в Туркмении, Саудовской Аравии и Венесуэле, но там ещё надо регулярно получать нечто вроде особого разрешения на покупку.
А примерно столько же сейчас стоит бензин в России. Но и то, только благодаря падению курса рубля сразу на треть, которое случилось карантинной весной 2020-го.
В том, что российской экономике, и уж тем более – далеко не богатому населению, нужен дешёвый бензин, не сомневается уже почти никто (России нужен дешёвый бензин). Если, конечно, не считать упёртых ультра-либералов, готовых и сегодня твердят нам про
Почему в США топливный рынок субсидируют в тех же масштабах, как и аграрный сектор, такого рода эксперты предпочитают, вообще, не вспоминать. Хотя перевозки даже на Аляску там не идут ни в какое сравнение с нашим «северным завозом».
Пустые хлопоты
Это заявление всё того же Минэнерго, которое, вообще-то, к росту цен на бензин имеет весьма опосредованное отношение.
Но раз спрашивают, надо отвечать. Если опять имеет место картельный сговор компаний и сетевиков, владеющих АЗС, спрашивать будут, наверное, с антимонопольного ведомства – ФАС. Там же, как и в былые времена, затребуют дополнительных полномочий.
В виде штрафов и санкций. Но по этой части у нас сейчас в лидерах, как известно, не ФАС, а Роспотребнадзор. Так что, в очередь, в очередь. Справляйтесь пока, как можете.
А это значит лишь одно – страсти по пандемии на АЗС уже давно отыграны. Сейчас нам твердят о том, что позитив от вакцинации не уравновешивает негатива от новых штаммов проклятого Covid-19, вплоть до штамма русского.
Непонятно только, какое всё это имеет отношение к чехарде с ценами на АЗС? Судите сами, вопреки всем уверениям Росстата и иже с ним, с начала декабря АИ-92 и АИ-95 подорожали до 48 и почти 49 тысяч рублей за тонну соответственно. Это как минимум восемь процентов роста.
В который уже раз за подорожавшую нефть расплачивается почему-то российский потребитель. Для которого цены, вообще, должны были бы снизиться за счёт растущих экспортных доходов. А впереди – ещё одна волна роста.
Её простимулируют, по оценкам экспертов, дополнительные выплаты из бюджета, которые рядовые граждане вряд ли оценят и ощутят. А ещё – проклятые тарифы: на тот же ЖКХ, энергию и транспорт. Замкнутый круг, бегать по которому – пустые хлопоты.
Без оглядки на евро и доллар
Если верить Росстату, выходит, что в евро или долларах бензин в России в 2020 году, вообще, не подорожал, а подешевел. Хотя статистики могли считать как раз в долларах. У нас же их красивые проценты никак не нарисовались.
Вообще-то, важно даже не это. Отрыв от мировых валют – это во многих отношениях совсем неплохо. При условии того, что сектора экономики, ориентированные на внутренний спрос, будут работать так же бесперебойно, как и экспортно-ориентированные.
Но под них не просто нужен, а безоговорочно необходим пресловутый эффективный спрос. Который без роста реальных доходов граждан невозможен по определению.
Ну а с доходами у нас дела обстоят, вы сами пронимаете как. Один обновлённый прожиточный минимум чего стоит. Не говоря уже об индексации пенсий, случившейся, но к лучшему почти ничего не изменивший.
С доходами – буквально по всей России, даже в небедных столицах, совсем не то, что с поборами и с теми же ценами. Ведь вот, к примеру, бензин подорожал будто бы совсем немного, а почему же тогда так подскочили цены на общественный транспорт в 2021 году?
Или почему чуть ли не все новые дороги, так нужные всем, которые строятся бешеными темпами, почти гарантированно будут платными? Да ещё и штрафы какие-то хитроумные за бесплатный проезд по «платке» вводятся? Но об этом – дальше.
Про беспардонное обирание в Москве и ещё во многих городах (разумеется, по примеру столицы) пенсионеров за 65 и неприкаянных студентов, которым отключили карточки на бесплатный проезд, вообще, распространяться не будем. Как говорится:
Мы заплатим за платные дороги
Ничуть не сомневаюсь, что в Минтрансе и Росавтодоре россиян будут убеждать в том, что платные дороги – это здорово. С точки зрения скорости и комфорта, конечно. Но ведь уплачено же?
Не берёмся судить, становится ли от внедрения платных трасс бензин дешевле или дороже. Платит в любом случае потребитель. И ещё бы тогда без комфорта?
Хотя, на собственном опыте убедились – это только на М-11 из Москвы в Петербург нет больших проблем ни с пропитанием, ни с заправками. Впрочем, летом 2020-го, когда москвичи дружно ломанули на отдых под Питер, на АЗС были большие проблемы – и перебои с бензином, и очереди на час-полтора.
Другие же трассы, тоже платные, особенно, если они за несколько сотен километров от столиц, вообще, ни развитой инфраструктурой, ни уборкой, ни действительно качественным покрытием, увы, не отличаются.
Да ещё и дорожные работы и там, и на той же М-11 ведутся с пугающей регулярностью. Причём ведутся с интервалами не в сотни, а в десятки километров. Те самые лихие 110 километров в час, а от Твери до Великого Новгорода – и все 130, разрешённые на «платках», теряют всякий смысл.
Нет, экономия по времени остаётся. Но только потому, что на бесплатных дорогах всё обстоит ещё хуже. Намного хуже. Но почему же тогда российским гражданам-автомобилистам приходится платить за одну и ту же, по сути, услугу трижды, точнее – фактически даже четыре раза.
Сначала за сам автомобиль, это – раз.
Потом ежегодно – налог на авто, без которого обходиться позволено совсем немногим. И это – два.
Регулярно – за бензин с его акцизом и НДПИ. И это – три.
А расчёт на платных трассах – это уже четыре.
Не многовато ли?