Спецоперация России на Украине началась 24 февраля 2022 года, а уже 28 февраля появилась информация Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) о захвате господства в воздухе над территорией Украины. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Господство бывает разным
Господство в воздухе – это решающее превосходство военно-воздушных сил (ВВС) одной из воюющих сторон в воздушном пространстве. Господство в воздухе подразделяют на стратегическое, оперативное и тактическое. Стратегическое господство в воздухе – это господство на всем фронте действий вооруженных сил. Оперативное господство в воздухе – это господство в масштабе одного или нескольких фронтов на период проведения наступательной операции. Тактическое господство в воздухе – это господство в пределах поля боя в интересах наземных войск, действующих на выбранном направлении.Применительно к боевым действиям на Украине можно говорить о том, что у ВС РФ гарантированно имеется тактическое господство в воздухе над любым произвольно выбранным полем боя. Можно говорить и о том, что у ВС РФ имеется оперативное господство в воздухе – российская авиация безоговорочно доминирует над всей линией фронта.Но можно ли сказать, что у ВС РФ имеется стратегическое господство в воздухе? Если рассматривать стратегическое господство как господство над всеми участками наступления ВС РФ, то, наверное, да. Но в этом случае отличия от оперативного господства в воздухе невелики – вообще эти понятия достаточно сильно размыты, почему и появляются такие сочетания, как «оперативно-стратегическое», «оперативно-тактическое» господство. С другой стороны, считается, что в боевых действиях нашего времени линии фронта вообще могут отсутствовать, что характерно для проведения воздушно-космических операций. В случае с Украиной ВС РФ по большей части ведут классические боевые действия – интенсивность авиаударов относительно невелика по сравнению с применением наземных сил в целом и ствольной и реактивной артиллерией в частности. При этом нанесение ударов на глубину территории Украины производится в основном не авиацией, а крылатыми ракетами морского, наземного и воздушного базирования, запуск которых осуществляется чаще всего за пределами территории Украины.В то же время эффективность ведения боевых действий в целом сильно зависит от возможности интенсивного нанесения ударов на всю глубину территории противника. Причём необходимую интенсивность невозможно обеспечить только высокоточным оружием большой дальности – следует гарантировать непрерывное присутствие в небе над противником своей авиации.
Можно определённо сказать, что ВВС США имели стратегическое господство в воздухе над всей территорией Ирака и Югославии в соответствующих военных конфликтах. Имеется ли у ВВС РФ стратегическое господство в воздухе над Украиной, позволяющее российской авиации свободно наносить удары на всю глубину её территории?Какое основное отличие конфликта между Россией и Украиной и вторжением стран Запада в Ирак и Югославию? Главное отличие в том, что Россия не принимала активного участия в тех войнах. Считается, что Ирак мы вообще сдали, помимо всего прочего, передав сетки частот радиолокационных станций (РЛС), ранее поставленных Ираку зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Во время конфликта в Югославии позиция России уже была негативной по отношению к действиям США и НАТО, но реально мы мало что могли сделать, и практически никакой поддержки Сербия не получила. Было бы интересно посмотреть, как бы отреагировали США на поставки ЗРК С-300, оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК), противокорабельных ракет (ПКР) и других вооружений в то время.Но теперь Россия наступает на Украине, а страны США и НАТО активно пытаются этому помешать, причём, чем дальше, тем больше растёт их наглость, и с этим пора действительно что-то делать – всех пособников укронацистов необходимо обязательно наказать. Одним из важнейших элементов поддержки является предоставление Украине разведывательной информации от средств спутниковой и авиационной разведки стран Запада, а не поставки боевой техники, пока ещё они относительно малы, хотя и это лишь вопрос времени
Специфика украинского конфликта
. В частности, небо над соседними странами патрулируют самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), которых так не хватает нашим вооружённым силам. Можно не сомневаться, что круглые сутки работают и наземные РЛС, способные осуществлять обнаружение высоко летящих целей на расстоянии сотен километров.Это позволяет расчётам украинских ЗРК не использовать РЛС обнаружения, которые сразу демаскируют их позиции, на постоянной основе, а применять данные стран Запада для предварительного ввода информации в ЗРК, включения РЛС на короткий промежуток для атаки, с последующей сменой позиций. Такая тактика может привести к значительным потерям нашей авиации, из-за чего она вынуждена «жаться к земле».
Отсутствие стратегического господства в воздухе, судя по всему, накладывает существенные ограничения на действия российской авиации. Это позволяет вооружённым силам Украины (ВСУ) обеспечивать достаточно эффективное тыловое обеспечение линии фронта, осуществлять подвоз боеприпасов, живой силы, вооружений и военной техники, эвакуацию и ремонт повреждённой техники. Даже проблема с поставками топлива вроде как рассосалась – украинские танки так и не встали на прикол. Нет никаких проблем со связью, города освещены, работает интернет и телевидение. Исправно функционирует железная дорога – ну разрушили пару мостов, пару тяговых подстанций – большую часть из этого уже починили. А тратить «Калибры» и «Искандеры» на каждую трансформаторную будку – никаких ресурсов не напасешься. А ведь раздробить Украину на составные части жизненно важно, и сделать это можно с помощью авиации даже без завоевания стратегического господства в воздухе, действуя на малых высотах – этот вопрос ранее рассматривался в статье «Декомпозиция Украины как способ радикального сокращения возможностей ВСУ по сопротивлению российской спецоперации»
Последствия ограничений
. И Петрушка-Зеленский по-прежнему жив, более того, в его цирк регулярно катаются другие европейские клоуны, а ведь уничтожение высшего военно-политического руководства Украины – это один из важнейших факторов, который наряду с «декомпозицией» способен повлиять на готовность Украины к сопротивлению, да и с психологической точки зрения это просто необходимо – враги России должны обязательно уничтожаться физически, чтобы у остальных желающих ими стать вырабатывались правильные «условные рефлексы». Этот вопрос также ранее рассматривался в материале «Противостояние с Западом на территории Украины: давить, не останавливаясь»
.Есть и ещё несколько нюансов. Во-первых, необходимость «жаться к земле» приводит к тому, что боевые самолёты становятся уязвимы для переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), полностью уничтожить которые физически невозможно. Конечно, их атаки далеко не всегда результативны, но можно предположить, что по мере затягивания конфликта суммарные потери авиации от ПЗРК сравнятся с теми, что ВВС РФ могли бы понести при завоевании стратегического господства в воздухе.Во-вторых, затягивание конфликта приводит к тому, что куда больше жертв понесут наземные войска, а также мирные жители, гибнущие на территории ДНР и в городах Восточной Украины.
Но как это сделать с минимальными потерями?Здесь мы во многом уходим в область предположений, поскольку нам неизвестна реальная эффективность тех или иных российских комплексов вооружений, но попробуем опираться на открытые данные. Для завоевания стратегического господства в воздухе необходимо организовать усиленную охоту на украинские ЗРК, уничтожив их если не все, то 99 %, и сделать это предположительно можно по схеме – провокация, обнаружение, уничтожение.В первую очередь необходимо нейтрализовать или хотя бы снизить эффективность работы самолётов ДРЛО и наземных РЛС противника. Разумеется, на ум сразу приходят широко разрекламированные российские средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), но насколько они эффективны? Если наши вооружённые силы берегут средства РЭБ для «последнего и решительного», не задействуя все их возможности, то от этой порочной практики необходимо отказаться – что будет завтра неизвестно, и негативные сценарии развития этого «завтра» будут определяться именно российскими действиями на Украине. Будем побеждать – никто не сунется, и средства РЭБ не понадобятся, Запад притихнет на время. Начнём проигрывать – ядерное оружие станет последним и единственным аргументом.
Стратегическое господство в воздухе
Так что «давить» самолёты ДРЛО, стратегические разведывательные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и наземные РЛС надо всеми силами. Возможно – постоянно, может быть – волнами, непосредственно в ходе охоты на украинские ЗРК, это уже зависит от эффективности российских средств РЭБ. В идеале они не должны полностью лишать средства разведки противника осуществлять обнаружение летательных аппаратов над территорией Украины, но обязаны не позволять осуществлять их распознавание. Даже если побочным эффектом станет невозможность полётов самолётов гражданской авиации и нарушение работы средств связи над территорией соседних с Украиной стран Европы. Даже если натовский самолёт ДРЛО или американский стратегический БПЛА и вовсе грохнутся на землю от воздействия РЭБ – ничего, переживут, утрутся и не такое стерпят.Провокация – это ложная цель, представляющая собой БПЛА или пилотируемый самолёт с комплектом оборудования для дистанционного управления. В качестве таковых могут выступать, например, БПЛА «Орион» или устаревшие боевые или транспортные самолёты, способные осуществлять полёт на высоте свыше 7 000 метров, конечно, если наша промышленность способна оснастить их системами удалённого взлёта, пилотирования и посадки (последнее необязательно, в ряде случаев такие летательные аппараты можно использовать в конце операции для нанесения ударов по целям в глубине территории противника, как самолёт-снаряд).
Ложная цель должна имитировать ценную для противника мишень – стратегический бомбардировщик или транспортный самолёт. Для этого её радиолокационная сигнатура может быть увеличена и искажена с помощью уголковых отражателей и линз Люнеберга.Задача ложной цели – спровоцировать украинские средства ПВО на включение РЛС для нанесения удара по данным средств разведки стран Запада.Обнаружение – это самолёты радиотехнической разведки (РТР), способные эффективно осуществлять обнаружение вражеских РЛС. Таких самолётов у нас мало, о чём говорилось в статьях «Спецоперация России на Украине: развеять туман войны»
и «Вопросы по использованию самолётов ДРЛО, разведки и боевого управления в ходе СВО на Украине». Проблема в том, что даже имеющиеся самолёты РТР сами могут стать целями для украинских ЗРК, если их эффективность недостаточно высока. В военно-морских силах (ВМС) США активно используются EA-18G Growler, которые сменили на боевом посту своих предшественников – палубные самолёты E/A-6B Prowler. Их задачей как раз и является обнаружение РЛС противника, постановка защитных помех и уничтожение обнаруженных РЛС противорадиолокационными ракетами (ПРР), наводящимися на источник излучения.
У авиации ВМФ и ВВС РФ нет прямых аналогов E/A-6B Prowler и EA-18G Growler. Су-24МР – это разведчик, он уже устарел, помехи он ставить не умеет. Самолётов постановки помех Су-24МП было изготовлено всего 8 единиц, «до ума» их так и не довели, и после распада СССР они все оказались на Украине.Остаётся использовать для охоты на украинские ЗРК многофункциональные истребители и фронтовые бомбардировщики, но здесь есть дилемма – чем более современную машину мы пошлём на охоту за украинскими ЗРК, тем меньше шансов, что её собьют, но тем болезненней будет потеря. Если же мы пошлём более устаревшую машину, то шансы, что она сама превратится в мишень, значительно возрастают.Учитывая, что противостояние «воздух-воздух» на Украине по большей части закончилось, то для обнаружения и уничтожения украинских ЗРК, скорее всего, целесообразно использовать многофункциональные истребители Су-35С, дополнительно оснащённые средствами РТР и РЭБ, а также противорадиолокационными ракетами Х-31П/ПД. Вероятно, могут применяться и малозаметные истребители пятого поколения Су-57 с ПРР внутрифюзеляжного размещения Х-58УШКЭ, конечно, если эти машины и вооружение для них достигли, соответствующе, оперативной готовности. Кстати, вполне вероятно, что США также откажутся от машин типа E/A-6B Prowler и EA-18G Growler в пользу связки из многофункционального истребителя, контейнеров РТР, РЭБ и противорадиолокационных ракет.
Необходимо отметить, что ранее в открытой печати появлялась информация о разработке концерном «КРЭТ» специализированных контейнеров для фронтового бомбардировщика Су-34, в том числе контейнеров постановки радиоэлектронных помех групповой защиты, ведения радиотехнической разведки (УКР-РТ), оптической (УКР-ОЭ) и радиолокационной разведки (УКР-РЛ). Если поставки указанных контейнеров осуществлены/осуществляются, то пальма первенства по уничтожению украинских ЗРК может перейти к Су-34.Разумеется, даже после основной фазы зачистки как минимум стратегические бомбардировщики должны прикрываться многофункциональными истребителями со средствами РТР, РЭМ, а также противорадиолокационными ракетами.
Возможные проблемы
Возможные проблемы вытекают из вопросов, на которые вряд ли можно получить ответы в открытых источниках:– эффективность российских средств РЭБ: если мы не можем подавить или хотя бы серьёзно осложнить работу средств радиолокационной разведки стран Запада, то задача завоевания стратегического господства в воздухе над территорией Украины сильно осложняется;– наличие БПЛА, способных имитировать ложные цели, возможность относительно быстрого оснащения пилотируемых самолётов оборудованием дистанционного управления;– эффективность встроенных в Су-34, Су-35С и Су-57 средств РТР и РЭБ, наличие и эффективность подвесных контейнеров РТР и РЭБ;– наличие достаточного количества и эффективность противорадиолокационных ракет Х-31П/Х-31ПД/Х-58УШКЭ;– наличие у ВВС РФ подготовки к организации и проведению столь сложной полномасштабной воздушно-наступательной операции, одновременному управлению десятками боевых машин – ведь необходимо не только уничтожить ЗРК противника, но и не поразить свои, равно как и не поразить своими же ЗРК свои самолёты.Все эти факторы могут значительно осложнить или даже сделать невозможным захват стратегического господства в воздухе над территорией Украины. А это будет означать, что авиация будет «жаться к земле» и нести потери от ПЗРК, наземная операция станет затягиваться, а «партнёры» начнут наглеть.
Выводы
Безжалостность и беспощадность – это единственное, что мы можем противопоставить странам Запада. Они чётко должны понимать, что мы зайдём куда дальше, чем могут зайти они. Они должны осознать, что в случае конфликта Россия – НАТО первой в ядерном огне сгорит Восточная Европа, а за ней и Западная
. Им следует знать, что на любой удар по нашей территории, особенно ядерным оружием, мы ответим двукратно по тому, кто этот удар нанесёт. Что на те экономические санкции, что страны Запада на нас налагают, мы ответим ассиметрично и превратим их экономику в руины
. Мы вооружим их врагов так же, как они вооружают Украину, к примеру, поможем Аргентине отобрать у Британии Фолклендские (Мальвинские) острова
, и заберём у них всё, что можно забрать, даже не пересекая их границ, например, экспроприируем все их нематериальные активы.Чем дольше затягивается спецоперация, тем больше происходит негативных последствий – ВСУ уже наносили удары по российским городам и сёлам, значительно усилились обстрелы ДНР, нанесены удары по объектам нефтегазовой инфраструктуры РФ. Наглеет и концентрирует войска Польша, даже жалкая Литва объявила блокаду Калининграда – а ведь фактически это объявление войны. А мы всё обещаем ударить по «центрам принятия решений»...Может, хватит обещать? А то иногда возникает такое ощущение, что мы играем в какие-то «поддавки».
Разумеется, речь не идёт о бомбардировках городов, но вот что касается военных и околовоенных целей, то здесь всё иначе.Разрушено железнодорожное полотно – отправили ремонтную бригаду, через 30 минут после начала работ по бригаде и ремонтному составу нанесён удар. Прислали второй – опять удар. Железнодорожное сообщение остановлено. Любая информация о перемещении военнослужащих, грузов, топлива – удар, удар, удар... Формировать колонны станет практически невозможно. Любое крупное скопление грузовиков – удар. Мосты, узкие участки автомагистралей, порты, линии электропередач, узлы связи, военкоматы, штабы ВСУ и здания гражданских властей, призывающих к уничтожению России и русских. Бетонобойные бомбы против подземных сооружений, ФАБ-3000 против крупных целей – завалить Бескидский тоннель наглухо, чтобы мышь не пролезла.Не будет военкоматов и связи – не будет призыва. Не будет железных дорог и мостов – не будет топлива и снарядов. Не будет электричества – встанут ремонтные заводы. Не будет тыла, и тогда оборона ВСУ действительно «посыпется», поскольку не останется надежды хоть на какую-то «перемогу».
"Есть мнение, что удары по России западными ракетами прекратятся из-за опасений дальнейшей эскалации"
С чего бы это? Из жалости к