Наглядно с ситуацией в сланцевой отрасли США можно ознакомиться благодаря данным нижеприведенной таблицы:
Первое полугодие 2014 |
Первое полугодие 2015 |
|
EOG Resources |
Прибыль $1,4 млрд |
Убыток $164,5 млн |
Whiting Petroleum |
Прибыль $260,5 млн |
Убыток $255,4 млн |
Concho Resources |
Прибыль $103 млн |
Убыток $113 млн |
Occidental Petroleum |
Прибыль $2,2 млрд |
Прибыль $196 млн |
Сланцевая зима
Тяжелые времена наступают для американской сланцевой индустрии. Так считает агентство Bloomberg. Снижается объём добычи сланцевой нефти в США. В сентябре прогнозируется спад добычи на 91 тыс. Прогнозы эти совершаются на основании числа буровых установок, расположенных в нефтегазовых секторах. Плачевное положение дел в отрасли является следствием низких цен на нефть.
Ранее сланцевики защищались от проблем с ценами финансовой поддержкой банков, но сроки деривативов у большинства компаний отрасли истекают. Будут ли банкиры подпитывать деньгами убыточную отрасль — это ещё большой вопрос. Учитывая, что в октябре банки США планово переоценивают кредитные линии, ничто не помешает им уже этой осенью отказаться от финансирования убыточной отрасли.
Опасность низких цен для некоторых государств
Низкие цены на нефть отражаются не только на американской сланцевой нефтяной промышленности. Страдают нефтяные отрасли целых стран, среди которых есть идеальные для некоторых категорий наших сограждан - Норвегия и Канада.
В Норвегии «нефтянка» составляет приблизительно 25% ВВП и является крупнейшим источником пополнения бюджета. Из-за низких цен на нефть норвежские компании вынуждены сворачивать имеющиеся проекты по добыче углеводородов и отказываться от перспективных. Количество скважин в этой северной стране уже уменьшилось на 50%. И все это происходит на фоне относительно высокой (по меркам Норвегии) безработицы и значительных социальных обязательств перед гражданами, отказ от которых может привести к опасным для страны последствиям. Возможно, властям Норвегии придётся задействовать государственный нефтяной фонд, так как расходы государства меньше не становятся, а вот доходы, за счёт ценового кризиса нефтяной отрасли, снижаются.
Сложная ситуация и в Канаде. Цены на Канадскую нефть, добытую из битуминозных песков, снизилась до 23 $ за баррель. Это минимум за 12-летний период. Для сравнения баррель нефти марки Brent стоит 49,75 $. Поскольку экономика Канады также отчасти завязана на доходы нефтяной отрасли, падение цен на углеводороды, отнюдь не укрепляет её. Низкие цены на нефть заставляют работать некоторые компании себе в убыток, иным же позволяют едва сводить концы с концами. Расходы на добычу барреля нефти в Канаде составляют $11, однако к этому стоит добавить еще траты на транспортировку, выплату роялти, а также первичную переработку нефти для закачивания в трубопроводы.
Привет из Ирана
Страдания сланцевой отрасли США, а также неприятности для экономик Норвегии и Канады ничуть не смущают Иран. Министр нефтяного ведомства Ирана Бижан Зангане, в целях подготовки его отрасли к снятию с Ирана санкций, распорядился увеличить добычу на 500 тыс. баррелей в сутки. И увеличение нефти на рынке совсем не будет способствовать росту цен на черное золото.
Конечно, такая ситуация с низкими ценами долго длиться не может. Спрос на нефть никуда не девается. Нефть — это исходная составляющая для бензина, резины, пластика, даже косметики. В смартфоне, ноутбуке, синтетической спортивной одежде от модных брендов есть определённая доля нефти. Вряд ли глобальное общество потребления откажется без особых причин от всех этих благ, поэтому рост цен в перспективе неизбежен. Однако, к примеру, сланцевикам ждать этой перспективы некогда. Им нужны высокие цены уже сейчас.
Спасти американский сланец в настоящее время может только чудо, которое подразумевает резкий спад предложения нефти на рынке и стремительный возврат к ценам в 90 — 100 $ за баррель. «Чудо» это может быть вполне рукотворным. К примеру, североамериканцы могут устроить «праздник демократии» в какой-нибудь богатой углеводородами стране. Но стоит ли таких усилий спасение загибающейся отрасли? Маловероятно, учитывая, что страны, в которых можно было устроить что-то эдакое (Ирак, Ливия, Сирия) уже оказались вовлечены в «игры» Дяди Сэма, а такие государства, как Россия или даже Иран вряд ли могут стать лёгкой добычей.
Нефтяная игла
Возможно, некоторые читатели не совсем поймут, отчего мы столько внимания уделяем нефтяным отраслям отдельных стран, когда Россия сама сидит на нефтяной игле и страдает от низких цен на нефть. Подробная статья, где разбирается миф о нефтяной игле есть на Руксперте.
Однако для тех, кому вникать в подробностями некогда основные тезисы из статьи приведу:
- Не нужно путать долю нефти в ВВП с долей нефти в экспорте. Экономика России существует не только за счёт продажи каких бы то ни было товаров за границу.
- Доля экспорта нефти в структуре ВВП относительно высока, но далеко не критична. Составляет порядка 8-10%. Для сравнения в Норвегии экспорт нефти - 11% от ВВП, в ОАЭ — 20%, в Казахстане — 27%, в Саудовской Аравии — 45%, в Ливии — 54%.
- При гипотетическом длительном отсутствии сверхдоходов от нефти пострадают перспективные проекты развития страны, однако основные социальные обязательства перед гражданами наше государство сможет выполнять в независимости от цен на нефть.
Некоторые моменты статьи «Нефтяная игла» можно отследить на графиках:
В общем, наша экономика не так сильно зависит от цен на нефть, как считают некоторые пессимисты. Стоит отметить, что при не очень благоприятной для нашей страны текущей ситуации с нефтью есть отличные новости из газовой отрасли. Владимир Путин подписал указ о начале строительства трубопровода «Сила Сибири». Согласования на бумаге закончились, теперь дело за реальным созданием масштабного проекта. Ориентировочно поставки газа в КНР начнутся в 2019 г.
И снова возвращаясь к ситуации с низкими ценами на нефть нужно отметить, что Россия так сильно, как хотелось бы геополитическим оппонентам, не пострадает. А вот сланцевая отрасль в сложившихся обстоятельствах, вполне вероятно, перейдёт в разряд неудачных экспериментов. Возможное схлопывание сланцевого пузыря станет причиной для нормализации цен на нефть, от которых, хотя не так сильно, как некоторым казалось, но всё же зависит экономика России.
Источник: http://politrussia.com