Жить без денег нас стали приучать давно и целеустремлённо. Жить без банков, как следствие – много позже. Кредитные ставки, даже ипотечные – тема слишком заезженная, и вспомним её лишь для одного. Чтобы в который раз повторить, что сами ставки для того и нужны, чтобы перекачать как можно больше денег из наших карманов на банковские счета. Счета не наши, разумеется. А потом проворачивать эту операцию снова и снова. Жить без банков публику и бизнес начали приучать, повторим, не так давно, начав с зачистки банковского сектора, едва ли не полного обнуления. По крайней мере, в той его части, где сохранялась хотя бы видимость независимости. Первыми за бортом оказались иностранные банки, точнее – их филиалы в России, хотя и играли они тут по нашим российским правилам, с безмерными процентами по кредитам.После иностранцев уже региональный банковский бизнес в конце концов схлопнулся, или если угодно – скукожился почти до вожделенного Центробанком нуля. В результате широкое кредитное поле открылось для однодневок, занятых микрокредитованием под сотни и даже тысячи процентов годовых, или в лучшем случае – для полуподпольных обществ взаимного кредита. При этом ради приличия или по каким-то иным причинам в первых рядах избранных банков было решено оставить ровно один банк, числящийся независимым. Это неплохо всем известный Альфа-банк, который в нынешних реалиях может в этих первых рядах и не задержаться. Вы сами понимаете почему.Но это даже не страшно, поскольку от всех остальных, с солидными долями государства в капитале, Альфа-банк мало чем отличался, особенно по части отношения к клиентам. Но здесь не об «Альфе», а о двух наших самых великих и важных банках: Центральном и Сбере.
Никакой аналитики, только слёзы
Тот, кто так говорит – даже не враг, а нечто иное, не хуже и не лучше, просто из другой галактики. Между тем от лица руководства самого большого и самого народного из всех банков – Сбера, примерно так было, нет, не сказано, а сделано. И сделано сразу, как только Крым дружно проголосовал за то, что он наш! И вот, начиная с Русской весны 2014 года и вплоть до пандемии и СВО крымчане, новые граждане России, оставались без услуг Сбербанка – главного коммерческого банка страны. Благо хоть Центральный банк оперативно открыл там свои отделения, ведь иначе на полуострове мог и вовсе случиться финансовый коллапс.Работали на полуострове только специально созданные для этого банки. Названия соответствующие – «Союз», «Россия». Словно у крымчан было мало проблем: и среди них трудности (точнее – полный отлуп) с шенгенскими визами – далеко не первые. Пожалуй, только переход на российский рубль прошёл в Крыму достаточно оперативно и безболезненно, поскольку он оттуда и при Украине насовсем не уходил. Тем не менее, выйдя из полунищеты, в которую их в составе «незалежной» загнали за четверть века, крымчане получили неожиданно большие проблемы с банковским сервисом.
Крым не наш?
Эти проблемы, кстати, затронули и всех прибывающих на полуостров. Напомним совсем коротко, как тогда всё это оправдывал глава Сбера Герман Греф:
«Мы многого не делаем, чтобы никого не провоцировать. Стараемся соответствовать стандартам, которые не должны привести к санкциям против банка. Но, повторяюсь, речь идёт о политике, так что никто не может дать никаких гарантий. Поэтому опасения, конечно, остаются».
Логика вполне понятная и вроде бы верная – не надо подставлять десятки миллионов клиентов Сбера даже ради всех клиентов из Крыма. Однако по сути руководство Сбербанка беспокоилось скорее за собственное благополучие, но отнюдь не за трудящиеся массы россиян.Если бы о них реально беспокоились, то и условия кредитования, и проценты по вкладам были бы в Сбере совсем иными – как в его заграничных отделениях. Кредиты по минимуму, доходы по максимуму. Ну а пока это называется – как бы чего не вышло, прямо по Чехову, и как бы не залететь под санкции. Сегодня на повестке дня санкции – это уже для нас для всех сразу, а потому можно и в Крым идти. Терять ведь уже нечего. К тому же надо как-то информационно перекрыть негатив от 75-процентного падения чистой прибыли Сбербанка. Впрочем, это совершенно отдельная тема, как и вся тема возвращения, точнее – пришествия в Крым Сбера и лично его до боли либерального руководителя.
А малый бизнес наш?
По всем признакам не только Сберу, но и его фактическому суверену – Банку России, как обладателю контрольного пакета акций, накануне 2023 года тоже было дано понять, что россиян надо хоть чем-то порадовать. Особенно на фоне небывалого бюджетного дефицита и непрекращающейся утечки капиталов из страны. И в качестве объекта для такого позитива был избран отнюдь не курс рубля к доллару и евро, уж очень мало кому он теперь интересен. В ЦБ вспомнили про малый и средний бизнес, про который в непростых условиях трёх последних лет просто забыли. И это было, как считают многие представители этого самого малого и среднего, может быть и, к лучшему – не мешали, да и ещё бесконечными проверками мучить перестали. Но Центробанк, как и Сбер, свой позитив слегка отложил – сразу после Нового года и так не самых плохих новостей хватало, хотя плохих опять было больше. Тем не менее в четверг уже первой недели 2023 года после зимних каникул на официальном сайте ЦБ РФ была опубликована «Дорожная карта» для поддержки малого и среднего бизнеса. Не самая продолжительная, но на два года – это уже немало. Однако невнятная просто до неприличия.Конкретики там, мягко говоря, нет по определению. Не считать же за таковую дежурные разделы о «заявленных целях», где что-то оригинальное отыскать практически невозможно. Едва ли не самое интересное в «Дорожной карте» ЦБ – это «облегчение доступа к кредитным ресурсам».Каким образом – поинтересуется любой бизнесмен, малый или средний. Ответ – через систему быстрых платежей. Вообще, без указания ставок, размеров субсидий, процентов по льготным кредитам. Это же всё – не в компетенции Центробанка, не барское то есть дело.
И пусть уже не ЦБ РФ, а Сбербанк буквально в унисон «Дорожной карте» своего главного акционера вдруг вводит комиссию по платежам в системе Сбербанк-онлайн. Сразу до одного процента. Это же его дело – коммерческий банк, пусть сам решает, с кого и какие комиссии брать.Вообще-то главный акционер за такое и спросить вправе. Не было ни процента, и вдруг – нате вам. Против такого никакая «Дорожная карта» не сработает. В ней же чёрным по белому написано, что все инициативы (неужто и эта от Сбера?) будут «проработаны», а вопросы «рассмотрены». Впрочем, стоит ли жаловаться на какой-то жалкий процент? Вон с предпринимателей за самые простые операции берут от 2 до 4 % комиссии. Кто-то из блогеров по этому поводу задался вопросом: а что «Дорожная карта» обещает для упрощения транзакций кофеен или швейных мастерских?Итак, читаем – «повышение охвата и функционала приёма платежей субъектами МСП через систему быстрых платежей». А сроки – в течение двух лет, тех самых, на которые «Дорожная карта» и рассчитана. Согласимся с блогером –
Инициативы не наказуемы
«при таких ответах предпринимателю даже нет смысла читать сам документ».
Какие же инициативы и вопросы прописаны в «Дорожной карте» конкретно? А вот никакие. Да это уже и не важно. Нет, есть один фигурант в «Дорожной карте», которому адресовано что-то внятное и конкретное. Это, конечно же, банк – профильный, МСП, то есть малого и среднего предпринимательства.Сам он не из средних и уж тем более не из малых. Учреждён под корпорацией ВЭБ, то есть можно считать – государственный, хотя и сугубо коммерческий. Уставный капитал в 17 миллиардов рублей – это вам не фунт изюма. Обороты у МСП тоже не хилые, активы на сотни миллиардов, поскольку с миру по нитке – как известно, голому рубашка. Но и этому клиенту от ЦБ РФ прямо обещано немногое – всего-то 20 бесплатных обучающих вебинаров в год. Дело, конечно, нужное, и денег можно отмыть немало, пусть оспорят этот тезис хоть в суде.Нет, есть, конечно, кое-какое продолжение – уже для клиентов всё того же МСП-банка. В одном из пунктов «Дорожной карты» им обещаны кредитные каникулы – но только раз, пока действует кредитный договор. На каких же конкретно условиях кредитует МСП своих клиентов – опять же, не забота ЦБ РФ.А кредитные каникулы бизнесу, вообще-то, были обещаны ещё в самом начале СВО. И не кем-нибудь, а лично главой государства, а не ЦБ РФ.