Главная » 2021 » Апрель » 5
17:30

Новая эпоха гегемонии Великобритании

Новая эпоха гегемонии Великобритании
Мы планируем существенно сократить развертывание наших сил в Средиземном море: с 1968 года откажемся от базы в Адене и ограничим наше присутствие на Ближнем Востоке Персидским заливом. Под сокращение попадут наши силы и на Дальнем Востоке, а в течение нескольких лет мы не будем поддерживать постоянное присутствие Британии в Карибском бассейне или на юге Африки. Текущая группировка войск в Германии может быть сохранена только в том случае, если бюджет покроет расходы валютными операциями. Ныне нам ясно то, что в будущем Британия не будет принимать на себя обязательств за границей, которые могут потребовать от нее проведения крупных военных операций без сотрудничества союзников. Мы не будем пытаться поддерживать оборонные объекты в любой независимой стране вопреки ее желанию...»

Эти слова, прозвучавшие в далеком 1966-ом году из уст лорда Шеклтона на собрании, посвященном будущему британской внешней политике, поставили жирную точку на любых амбициях страны, совсем недавно владевшей титулом «владычицы морей».

Распад империи, тяжесть двух мировых войн, унизительные последствия Суэцкого кризиса вкупе с нарастающим социальным напряжением – все это оказалось непосильным бременем для Британии и ее послевоенного правительства. В конце концов, Лондону не осталось ничего, кроме как уйти со сцены, окончательно уступив ее растущей мощи Соединенных Штатов.

Минуло более полувека.

Великобритания вновь возвращается к идее глобального присутствия во всем мире.
 

 

Британия активно сокращает и оптимизирует численный состав армии, делая упор на развитие сил специального назначения. Источник фото: thesun.co.uk


Данный материал будет базироваться исключительно на основе статистических данных и анализе программного документа английского правительства, именуемого как «Глобальная Британия в эпоху конкуренции: комплексный обзор безопасности, обороны, развития и внешней политики».

Прежде всего, разговор о притязаниях Лондона стоит начать с того, что… мир изменился. Сама среда нашего обитания стремительно и неуловимо трансформируется в нечто новое, совершенно непохожее на эпоху холодной войны. Влияние державы в большей степени определяет контроль финансовых потоков и логистических хабов, нежели наличие танковых армий, а вовремя задействованный «десант» из аналитиков, военных инструкторов и дипломатов ныне имеет в разы большее значение, чем укомплектованная пехотная дивизия.

Мир изменился – и в новых реалиях появляются новые глобальные игроки.

Войны современного типа требуют актуальных средств – и горе тем странам, которые не смогут сориентироваться в переменчивую эпоху высоких технологий…
 

Стратегия научно-технической гегемонии


Великобритания прекрасно понимает реалии, как сегодняшнего, так и завтрашнего дня – главной ареной сражений между государствами стала наука. В предстоящие годы лишь те страны, которые смогут занять место на лидирующих позициях в разработке и производстве критически важных и новых технологий, будут находиться в авангарде глобального лидерства – и Лондон твердо намеревается быть среди первых.

Первостепенной своей целью Британия ставит именно наращивание научно-технической мощи. Достигнуть этого англичане планируют путем создания благоприятной среды для привлечения ученых, исследователей, изобретателей и новаторов со всего мира, обеспечив им юридическую, экономическую и промышленную поддержку, для облегчения процесса вывода инноваций на рынки.

Вторая цель тесно связана с первой и, пожалуй, звучит все еще несколько непривычно –это внедрение, контроль и продвижение интересов в киберпространстве. В эпоху цифровых технологий поддержание конкурентного преимущества подобного рода станет фундаментальным компонентом для сохранения стратегического преимущества в сфере развития науки и техники.

Недостижимой фантастикой это, впрочем, не выглядит – Великобритания и так является научно-технической державой с чрезвычайно мощной исследовательской базой, и занимает четвертое место в Глобальном индексе инноваций (2020 года).

Достигать поставленных целей планируется следующими методами:

1. Правительство обязалось увеличить инвестиции в НИОКР в масштабах всей экономики до 2,4 % ВВП к 2027 году. Помимо этого, не менее 800 миллионов фунтов стерлингов будут инвестированы в создание независимого органа для высокорисковых и высокооплачиваемых исследований – Агентства перспективных исследований и изобретений (ARIA).

2. Продвижение научных инноваций в частную сферу и за рубеж на государственном уровне при помощи финансовых, дипломатических и экономических рычагов влияния.

3. Государственная гарантия защиты интеллектуальной собственности и конфиденциальности исследований – отныне их разглашение является угрозой национальной безопасности Британии.

4. Полномасштабное развитие программы международной научной иммиграции. С этой целью уже создано так называемое «Управление талантов». Помимо прочего, введена балльная система иммиграции, призванная максимально облегчить въезд в страну научных кадров, квалифицированных рабочих, многообещающих студентов и пр.

5. Расширение штата правительства – создание государственных структур, способных выявлять, создавать, развивать и использовать стратегический научно-технический потенциал Великобритании.

6. Создать сильную и разнонаправленную сеть международных партнерств в области науки и технологий.

7. Внедрение коммерческих методов работы в правительство с целью обеспечения гарантированного доступа к широкому спектру технологий.

Роль правительства в реализации данной концепции заключается в том, чтобы способствовать развитию частного сектора и научно-технического сообщества, в том числе выступая в качестве пользователя и покупателя технологий. Действия правительства включают в себя стабильное финансирование, регулирование и стимулирование деятельности научных кругов и бизнеса. В сущности, оно обеспечивает полный контроль процесса: от исследований и до коммерциализации. Помимо прочего, в его власти поиск и выбор стратегических партнеров и формирование условий для международного сотрудничества.
 

Приоритеты национальной безопасности


Данный раздел новой стратегии Великобритании отталкивается от следующих четырех ключевых тенденций, радикально меняющих обстановку в мире.

1. Геополитические и геоэкономические изменения. Такие, например, как растущая мощь Китая на международной арене, усиление значения Индо-Тихоокеанского региона в вопросах глобального процветания и безопасности, а также появление новых рынков и общемировой рост среднего класса.

2. Гибридные войны. Усиление конкуренции между государствами и негосударственными субъектами, проявляющейся в растущем соперничестве на международной арене, формирование геополитических и экономических блоков, которые оказывают негативное влияние на безопасность, экономику и социальные институты Британии.

3. Стремительный рост информационных технологий, изменяющий традиционные подходы в экономике, политике и общественной жизни.

4. Транснациональные вызовы. Изменение климата, глобальные угрозы в сфере здравоохранения, незаконный оборот денежных средств, организованная преступность и терроризм.
 

 

BBC – воплощение «мягкой силы», призванной продвигать влияние Великобритании более чем в 100 странах мира. Источник фото: shutterstock.com


Стратегия несет в себе вполне конкретный тезис: любая борьба с той или иной угрозой должна происходить исключительно с привлечением ресурсов дружественных Лондону стран.
 

«Великобритания не сможет достичь этих целей, работая в одиночку: в предстоящее десятилетие для нас будут жизненно важны коллективные действия с нашими союзниками и партнерами.

Мы, в свою очередь, будем подавать им пример, используя наши уникальные или сильные стороны (например, в областях медицины, науки, зеленых технологиях, обработке данных и в области создания искусственного интеллекта), и выбирать направления, в которых мы можем лучше помочь другим в продвижении к нашим общим целям».


Логика подобной концепции состоит в том, чтобы иметь доступ к широкому спектру ресурсов даже в условиях общемировой конкуренции – это позволит Лондону быстрее адаптироваться к изменениям, обеспечив решающее преимущество в вопросах внешней политики. По мнению британских аналитиков, противники и конкуренты Туманного Альбина уже давно приняли подобную стратегию на вооружение и действуют в тесной связке, используя при этом военные и гражданские технологии, которые позволяют стереть привычные рамки между понятиями войны и мира.

Из текущих решений, принятых для обеспечения национальной безопасности Британии, можно выделить:

1. Создание Министерства иностранных дел по делам Британского содружества и развития (FCDO) – дипломатического инструмента для эффективного взаимодействия с бывшими субъектами империи.

2. «Интегрированная операционная концепция 2025» – оборонная инициатива, которая призвана мобилизовать все элементы государственной власти для решения задач нацбезопасности, а также улучшить взаимодействие с союзниками.

3. Создание международных элементов кооперации: таких, например, как Ситуационный центр, Центр контртеррористических операций (CTOC), Национальные киберсилы (NCF).

Великобритания планирует использовать международные рычаги влияния для работы с людьми по всему миру, сочетая так называемую «жесткую» и «мягкую» силы, в том числе для операций в недружественных странах. Комплексные меры по улучшению взаимодействия с союзниками и внутри аппарата правительства позволят наилучшим образом задействовать государственный и частный сектора и использовать их взаимный опыт для достижения национальных целей, поставленных Лондоном.

Список мер, призванных обеспечить международное влияние и нацбезопасность Британии:

1. Всестороннее укрепление сотрудничества с США: оборона, разведка, торговля, внутренние инвестиции.

2. Коллективная безопасность через НАТО: Британия планирует стать европейским лидером блока, работая с союзниками над предотвращением ядерных, обычных и гибридных угроз – особенно со стороны России.

3. Усиление возможностей Центра контртеррористических операций и Национального агентства по борьбе с преступностью вкупе с углублением международных связей даже на уровне региональных правоохранительных органов.

4. Активное использование санкционных элементов давления на страны, представляющие угрозу для глобальной демократии.

5. Развитие «Центра устойчивого развития» – инициативы ООН, призванной бороться с глобальной бедностью. Британия планирует использовать свой государственный опыт, дипломатические и торговые возможности для помощи неблагополучным регионам земного шара.

6. Международное спонсирование женского начального образования – к 2025 году планируется обеспечить за счет Британии обучение 40 миллионов девочек в развивающихся странах.

7. Превращение Великобритании в глобальный центр услуг, цифровых технологий и данных.
 

Заключение


К сожалению, не представляется возможным вместить весь объем данных, посвященных тематике британской стратегии, лишь в один материал – это не позволит нам в полной мере оценить картину будущего, которое запланировали государственные деятели Туманного Альбиона.

В следующей статье сделаем акцент непосредственно на военном аспекте усиления глобальных возможностей Великобритании – данная информация представляет ничуть не меньший интерес, нежели политико-экономические изменения в действиях Лондона.

Подводя итоги, можно сказать, что Великобритания готовится к полномасштабным изменениям в мире. Более того, в новой «многополярной реальности» она планирует вернуться в число сверхдержав, используя преимущественно невоенные методы расширения сферы влияния.
 

 

Центр правительственной связи в Челтенхэме – одно из ключевых средств распространения британского влияния в мире.


Международные образовательные проекты и экономическая помощь бедным странам – отнюдь не безобидная блажь британских социалистов, а вполне рабочее средство формирования рычагов давления по всему миру. Там, где Китай в своих гибридных войнах использует огромные флотилии рыбаков, имеющих военную подготовку, Лондон будет использовать «десанты» из учителей, медиков и экономистов, добиваясь этим значительно большего эффекта, нежели можно было бы достичь военными средствами.

Отдельную опасность в новой британской стратегии таит формирование условий для массовой «утечки мозгов» – в частности, из недружественных стран. Подобная программа уже дала свои первые плоды в ходе подавления протестов в Гонконге, и ее значение будет лишь увеличиваться – это может стать особенно критичным для нашей страны, страдающей оттоком как квалифицированных научных и инженерных кадров, так и просто молодых людей.

Впрочем, подобным подходом можно лишь восхищаться: в случае грамотной реализации, Великобритания получит колоссальный приток перспективного человеческого материала – в свое время подобные меры обеспечили огромное преимущество Соединенным Штатам и КНР; нет нужды сомневаться в том, что они принесут должный успех и Лондону.

Улучшение демографического потенциала.
Внедрение рычагов влияния в международную экономику.
Государственное стимулирование научно-технического потенциала.
Развитие информационных технологий.
Межгосударственная ресурсная база в области обеспечения правопорядка и обороноспособности.

Вот они – средства ведения войны нового мира.

Войны, к которой уже сегодня готовятся наши противники.



Источник

Просмотров: 493 | Добавил: wpristav | Новая эпоха гегемонии Великобритании | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 1
avatar

0
1
Британцы всегда верные союзники США и основной упор который обеспечивает безопасность их страны именно на этом. Я так думаю. Незачем содержать большую армию. Хотя есть признаки наращивания военного потенциала.
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх