На вооружении венесуэльской армии состоит бронетехника только иностранного производства. Тем не менее, предпринимаются попытки ее модернизации и даже перестройки. Любопытный проект такого рода получил известность несколько месяцев назад. Из доступных компонентов иностранного происхождения изготовили опытную противотанковую самоходную установку характерного облика под названием Maisanta YZR.
Новое из старого
Первые упоминания новой венесуэльской бронемашины относятся к самому началу июня 2021 г. Тогда в свободный доступ попали первые фотографии опытного образца и некоторые сведения технического характера. Вскоре появились видеосъемки с полигона и другая информация. Официальные и неофициальные данные позволяют составить достаточно подробную картину.Проект ожидаемо привлек внимание. В первую очередь, этому поспособствовал оригинальный подход к его разработке. В составе самоходки использованы только доступные компоненты и агрегаты. При этом большая часть ключевых узлов отличается достаточно большим возрастом, и практическая ценность получившейся конструкции сомнительна. Тем не менее, и такой подход имеет свои преимущества.
Как сообщается, новая САУ носит название Maisanta YZR – ее назвали в честь одного из национальных героев Венесуэлы. Прозвище «Майсанта» в свое время носил Педро Перес Дельгадо (1881-1924), революционер, политик и предок бывшего президента Уго Чавеса. За рубежом машина нередко фигурирует под прозвищем «Венесуэльский «Онтос» – по аналогии с похожей САУ американской разработки.Известно, что еще летом новая самоходка проходила необходимые испытания. Сообщалось о подтверждении основных тактико-технических характеристик. По итогам этих мероприятий Maisanta YZR могла получить рекомендацию к принятию на вооружение. Однако информация такого рода пока не поступала, и будущее нового образца остается неизвестным.
Устаревшие компоненты
В качестве основы для опытной САУ использовано шасси легкого танка AMX-13 французской разработки. Точнее – его доработанный вариант для реактивной системы залпового огня LAR-160. Оно сохранило штатный корпус с противопульной и противоосколочной броней, силовую установку и ходовую часть. При этом была удалена башня исходной конструкции, вместо которой поставили новый агрегат иной формы.На корме такой башни помещается качающаяся артиллерийская часть. В проекте Maisanta YZR на ней помещается новая рама, на которой находятся основное и вспомогательное вооружение, а также прицельные приспособления оригинальной конструкции.Основное вооружение САУ состоит из шести безоткатных орудий M40A1, установленных в один горизонтальный ряд. Орудие этого типа имеет нарезной ствол калибра 106 мм и поршневой затвор с выходными соплами. Сверху на стволе находится крупнокалиберный пристрелочный пулемет M8C. При помощи специального патрона, имитирующего баллистику реального снаряда, он позволяет оценить точность наводки перед выстрелом. Эффективная дальность M40A1 определяется в 1350 м. Максимальная – 6870 м.Орудие M40A1 использует унитарные выстрелы 106х607 мм со снарядами разных типов. Существует широкий круг подобных боеприпасов; в основном используются кумулятивные снаряды. Боекомплект для орудий хранится внутри корпуса САУ, но перезарядка осуществляется снаружи. Для этого заряжающий покидает бронекорпус и поднимается на корму, откуда открывается доступ к казенникам. Выстрелы подаются ему через люки в башне.Вспомогательное вооружение включает один крупнокалиберный пулемет M2HB, предназначенный для самозащиты. Он жестко закреплен в центре рамы, между средними орудиями. Также имеется 81-мм миномет. Его вместе с опорной плитой и двуногой разместили на лобовой детали корпуса. Вероятно, он должен использоваться для запуска дымовых и осветительных мин.
«Майсанта» использует оригинальную систему управления огнем. На втором и пятом безоткатном орудии установлены оптические прицелы, похожие на советский ПСО-1. За ними стоят компактные видеокамеры, сигнал с которых подается на пульт оператора-наводчика. Еще одна аналогичная камера, не оснащенная дополнительным прицелом, находится на пулемете. По картинке с камер оператор осуществляет наводку вооружений и открывает огонь – при помощи средств дистанционного управления.В связи с установкой новых агрегатов на башне САУ Maisanta YZR компактнее базовой РСЗО LAR-160 и должна отличаться меньшей массой. При этом ходовые характеристики могут оставаться на прежнем уровне.
Техника для войск
На данный момент САУ «Майсанта» существует в одном или в нескольких экземплярах для проведения испытаний. При получении положительных результатов, венесуэльская армия может заказать производство серийных бронемашин. Можно предполагать, что местная промышленность, несмотря на ограниченный потенциал, без особого труда справится с таким заказом.Возможность такого серийного производства и его объемы зависят от наличия необходимых компонентов. По данным справочника The Military Balance 2021, Венесуэла имеет 20 РСЗО LAR-160 на шасси AMX-13. Кроме того, в строю оставался 31 танк этого типа. Количество орудий M40A1 во всех исполнениях оценивается в 175 ед. Вероятно, некоторое количество техники и орудий может находиться на хранении.
Так или иначе, используя доступные ресурсы, венесуэльская армия может изготовить не более нескольких десятков установок нового типа. Наиболее вероятным выглядит объем производства до 25-30 ед. Сборка большего количества САУ связана с вопросами возможности и целесообразности.Новая венесуэльская САУ Maisanta YZR, построенная на основе устаревших компонентов, в целом представляет интерес – не в качестве современного образца боевой машины, а как технический курьез. Очевидно, что самоходка такого облика имеет минимум преимуществ, которые сопровождаются серьезными недостатками.Главные преимущества проекта носят эксплуатационный и экономический характер. «Майсанта» позволяет сохранить в эксплуатации устаревшие образцы техники и вооружений, одновременно улучшив их характеристики и возможности. Так, шасси легкого танка выгодно отличается от других носителей M40A1 наличием бронирования и более высокой проходимостью. Одновременно с этим безоткатные орудия по своим характеристикам, как минимум, не уступают штатному орудию AMX-13.
Минимум преимуществ
Примечательно, что орудия M40A1 все еще сохраняют определенную ценность. Дело в том, что соседи Венесуэлы, в т.ч. потенциальные противники, в основном не имеют развитых армий. Соответственно, их устаревшая бронетехника может быть уязвима для современных 106-мм снарядов. Также Maisanta YZR может не только бороться с танками, но и решать другие боевые задачи, где не требуются выдающиеся параметры пробития и т.д.Разумной альтернативой для орудий M40A1 могли бы стать противотанковые ракетные комплексы. Однако, при всех своих преимуществах, они отличаются большей стоимостью, что ограничивает возможности их закупки. Кроме того, специфика потенциального театра военных действий не оправдывает их применение. В ряде ситуаций 106-мм орудийные снаряды оказываются более выгодными во всех отношениях.Впрочем, врожденные недостатки конструкции способны нивелировать даже такие преимущества. Главная проблема проекта Maisanta YZR состоит в том, что он морально и физически устарел задолго до своего появления. Легкий танк и безоткатное орудие из середины прошлого века давно не соответствуют актуальным требованиям практически по всем параметрам. Это серьезно затруднит эксплуатацию и боевое применение даже по самым простым целям.
Кроме того, Венесуэла не имеет возможности выпускать «Майсанты» в больших количествах. Даже в случае запуска производства, их итоговая численность не превысит нескольких десятков. Очевидно, что это серьезно ограничит боевые возможности и не позволит в полной мере реализовать весьма ограниченный потенциал проекта.Венесуэльская противотанковая самоходка Maisanta YZR показывает, какой новый образец можно сделать из доступных комплектующих, в т.ч. устаревших. Сочетание старого шасси и столь же неновых орудий позволило получить некоторые новые возможности и повысить отдельные характеристики, но общий результат проекта оказался далек от идеала.В целом новый проект «Майсанта» показывает, насколько важно иметь собственную оборонную промышленность. Не имея производства бронемашин и оружия, Венесуэла вынуждена искать помощь за рубежом, что не всегда возможно, либо заниматься полукустарными проектами. Оба варианта, как показывает практика, имеют свои проблемы и ограничения.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!