
На беспилотниках хотелось бы остановиться несколько более подробно. Вообще, беспилотные летательные аппараты начали массово применяться в вооруженных конфликтах и тем более в разведке сравнительно недавно. Сами беспилотники делятся на несколько видов и применяются в зависимости от поставленных перед ними задач. Здесь различают два типа дронов: ударные и гражданского назначения. Ударные, понятное дело, предназначены именно для военных целей, в том числе, для военной разведки. Хотя последние боевые конфликты показывают, что дроны гражданского назначения с успехом могут применяться и в военных целях, например, в разведке позиций противника. Также различают беспилотники по массе и таким характеристикам как время и дальность полета. Здесь могут быть микробеспилотники, средние и тяжелые (высота полета которых может достигать 20 километров, а время — более 24 часов).
Существуют и другие характеристики "дронов", в соответствии с которыми их можно причислить к тому или иному "классу", однако в конкретной статье нам интересны именно ударные беспилотники, причем российского производства, а если быть более точным, то уже упоминавшиеся ранее беспилотные летательные аппараты с красивыми названиями "Орлан" и "Элерон", новенькие партии которых ушли прямо в наши разведывательные подразделения, где, несомненно, принесут много пользы.
Подробнее об "Элероне"
Подробнее об "Элероне"
Итак, что же это за звери такие? Начнем с "Элерона". Беспилотники "Элерон" это, по сути, целый комплекс ближней воздушной разведки, главный компонент которой, естественно, сам беспилотный летательный аппарат — "Элерон-3СВ", который является модифицированной несколько лет назад на базе казанского предприятия "ЭНИКС" версией прошлого беспилотника этого типа "Элерон-3". Собственно говоря, в состав комплекса входят пусковое устройство для беспилотника, портативно-наземная станция для управления и сама машина.
Стоит отметить, что аппарат достаточно компактный и не требует больших усилий при транспортировке: его масса составляет 4 килограмма. Размах крыльев "Элерона" — 1,47 метров, а длина фюзеляжа — 635 сантиметров. Время подготовки к старту составляет порядка 10 минут. Что касается расчета комплекса, то для его обслуживания достаточно двух человек.

Теперь о скорости. У "Элерона" она составляет от от 70 до 130 км/ч, (что, согласитесь, очень даже неплохо), а диапазон рабочих высот — от 50 до 5000 метров. Беспилотник может держаться в воздухе до 2 часов. Полетная программа аппарата может реализовываться как в автономном, так и в ручном режиме (под управлением оператора). Дрон оборудован навигационной системой на базе ГЛОНАСС.

Для управления БПЛА и получения с него информации в реальном времени используются закрытые цифровые каналы связи и управления. Управление по радиоканалу возможно на удалении до 80 км от наземной станции управления. В программном обеспечении реализовано несколько базовых алгоритмов поведения машины: проход точки, облет точки, корректировка огня, удержание объекта в поле зрения камеры и пр. То есть местность, над которой летит беспилотник, у управляющего им оператора будет, что называется, как на ладони.

Помимо всего прочего, на дрон могут быть установлены дополнительные устройства, среди которых, например, телевизионная камера с десятикратным увеличением, инфракрасный излучатель, метеозонд, аппаратура постановки помех и другие полезные "гаджеты", которые очень помогут нашим разведчикам в их нелегком труде.
"Орлан"
"Орлан"
Теперь перейдем ко второму нашему герою — беспилотнику с не менее красивым и даже героическим именем "Орлан". Данный комплекс разработан российской компанией "Специальный технологический центр". "Орлан-10" позволяет разведчикам контролировать труднодоступную местность и объекты на ней, при этом дрон может с успехом применяться при проведении поисково-спасательных работ, в том числе, и в горной местности. При этом непогода и сложные климатические условия не могут стать ему помехой благодаря высокой устойчивости этого летательного аппарата. Что касается оснащения, то "Орлан" имеет на борту мощную фотоаппаратуру и гиростабилизированную телевизионную камеру. Также имеется наземный пункт управления беспилотником, при этом он способен контролировать одновременно 4 аппарата, находящихся в воздухе. Если брать возможности комплекса в целом, то они таковы:
- оперативная замена полезной нагрузки и состава бортового оборудования,
- обеспечение видео- и фотосъемки в сочетании с регистрацией текущих параметров (координаты, высота, номер кадра),
- использование в сложных метеоусловиях и с ограниченных площадок,
- размещение контрольно-измерительной аппаратуры внутри консолей крыла.

Что касается веса, то данный беспилотник значительно тяжелее "Элерона": вес "Орлана" составляет 18 килограмм. Время пребывания "дрона" в небе, в зависимости от складывающейся обстановки", может составлять 18 часов.
Что касается полезной нагрузки "Орлана", то она следующая:
Фотокамеры плановые: Canon EOS 500D, Сanon EOS 50D, Сanon EOS 5D.
Видеокамеры: Плановые (Flir Photon 320, Flir Photon 640, BHV-558 EX), Курсовые (Flir Photon 320, Flir Photon 640, BHV-558 EX), Поворотные (Flir Photon 320, Flir Photon 640), Гиростабилизированные (Controp D-STAMP, U-STAMP).
Тепловизоры: Flir Photon 320, Flir Photon 640.

Таким образом, по количеству используемой фото и видеоаппаратуры "Орлан-10" даст фору любой профессиональной студии. Применяемое на обоих беспилотниках оборудование позволяет с уверенностью говорить, что задача, которая поставлена перед этими "птицами", будет с успехом выполнена.

Однако помимо поставок в российские части, само собой, аппараты будут идти на экспорт. И, судя по всему, на "Элеронов" и "Орланов" есть серьезный спрос. Так, представитель "Рособоронэкспорта" Михаил Завалий в интервью РИА-новости отметил: "Сейчас в России созданы конкурентоспособные образцы БЛА — "Орлан-10", "ЗАЛА-421-16", "Элерон-10" и другие. Они отвечают современным требованиям, а по некоторым позициям (дальность, высота, продолжительность полета) даже превосходят зарубежные аналоги. Так что при соответствующей организации работ в течение ближайшего десятилетия мы сможем занять 3-5% мирового рынка. Если говорить о внутренних потребностях, то они значительно выше. В настоящее время идет активный процесс поступления различных типов БЛА на вооружение российской армии. Поэтому необходимо развивать это направление. Ведь, по мнению ведущих международных экспертов, шестое поколение авиации будет беспилотным, а доля пилотируемых самолетов и вертолетов в ВВС передовых государств сократится до 40%".
Подводя итог следует сказать, что российское оружие всегда славилось своей надежностью, высокими боевыми и защитными характеристиками, простотой в обращении и неприхотливостью. Современное поколение российских разведывательных беспилотников полностью держит марку и является достойным представителем отечественной военно-технической отрасли.
Источник: http://politrussia.com