Отвлечемся на некоторое время от пистолетов типа Люгер, и посмотрим на некоторые оригинальные образцы пистолетов, которые появлялись, тестировались, но, что называется, пришлись не ко двору или, вернее, не пришлось никуда вообще. Однако… стоит ли говорить, что они исчезли, не оставив по себе никакой памяти? Нет, конечно, в истории огнестрельного оружия есть, точнее – было, немало интересных проектов, которые отличались от прочих либо своими необычными техническими решениями, либо экстравагантным внешним видом. И сначала на них глядели как на «один из», потом – как на технический курьез, и только много лет спустя – использовали их же технические решения на ином уровне. Подобная история, например, имела место и в отношении «кривого пистолета» Густава Гамильтона.
А было так, что, когда в мире полным ходом шло создание автоматических пистолетов, некий шведский граф Густав Гамильтон 11 декабря 1900 года подал заявку на патент очень необычной конструкции пистолета. Собственно, внешне он особо ничем не выделялся среди прочих: магазин с пачечным заряжанием перед спусковой скобой делал его похожим на многие модели тогдашних автоматических пистолетов. Необычным его делал изогнутый затвор.
Опять-таки, даже и не он был на этом пути первым. Первым был швейцарский оружейник Бернард Мюллер из Цюриха, который в 1895 году получил патент на полуавтоматический пистолет, больше всего похожий на револьвер… без барабана. Он имел калибр 7,63 мм и ствол длиной в 107 мм. Заряжался он сверху, при помощи обоймы. Внешне оба пистолета и Мюллера, и Гамильтона похожи, но, видимо, схожа их конструкция была все же не настолько, чтобы патента Гамильтон не получил.
Интересно, что первые пистолеты Гамильтона собирались на фабрике швейных машин «Торссен и сын», но сделали их мало, не больше десяти единиц. Но этого количества было достаточно и для того, чтобы их отстрелять, и в 1903 году подать заявку на конкурс пистолетов для армии. Надо сказать, что конкурировать его пистолету пришлось с очень совершенными образцами. На конкурс были, например, представлены сразу два браунинга – М1900 и М1903, «Кольт» M1900, который тот же Браунинг и создавал, а еще пистолеты Люгера, Фроммера, Манлихера и даже револьвер Нагана 1895 года. Пистолет, поданный Гамильтоном на конкурс, был несколько усовершенствован. Теперь он заряжался при помощи магазина на семь патронов, но в остальном все свои особенности он сохранил. Конкурс показал, что пистолет Гамильтона преимуществ перед другими пистолетами не имел, а победителем на нем стал браунинг M1903. Тем не менее с технической точки зрения этот пистолет был весьма и весьма интересен. Так, его изогнутый затвор по сектору дуги силой отдачи уходил не прямо назад, а по дуге внутри рамки с соответствующим профилем, причем упирался в пружину, находившуюся внутри рукоятки.
Особенностью самого первого образца пистолета Гамильтона были две часовые пружины. Пружина курка под затвором и пружина подавателя патронов в магазине. Пружина затвора в рукоятке была плоской. Боек находился в затворе. Затвор же назад отводился за две рифленые шайбы, выступавшие в прорезях рамки, и при этом осуществлялась постановка курка на боевой взвод. Выступ, который на фото виден над одной такой шайбой, служил для прицеливания. На нем был сделан вырез под мушку на стволе. То есть, с одной стороны, пистолет был простой и достаточно совершенный для тех лет. Во всяком случае значительно проще того же люгера или кольта. Но… имел значительный вес: 1,2 кг, длину – 270 мм, а вот стрелял пулей весом всего лишь 4,1 грамма, скорость которой на расстоянии 10 м от дульного среза составляла 228 м/с и была по сравнению с другими конкурсантами явно недостаточной. Почему создатель пистолета не увеличил его мощность, использовав более сильный патрон и более крупного калибра? Неужели конструкция этого не позволяла? И потом, как у этого пистолета обстояло дело с меткостью? Ведь отдача у него уходила в рукоятку и, по идее, подбрасывать ствол вверх так, как его подбрасывало у других, пистолет вроде бы было не должно? Однако ответов на все эти вопросы, увы, нет.Зато многие годы спустя, в нашей стране появились патенты С. Н. Павлова и А. Г. Семенова на револьверы с… кривыми стволами. Причем это совсем не то, что обычно думают люди, услышав о «кривоствольном» оружии. Такое создавали, в частности, в годы Второй мировой войны, да и раньше тоже, для стрельбы из танка на предмет самообороны от пехоты и «стрельбы из-за угла».
В данном случае ствол выполнен криволинейным в продольной вертикальной плоскости и находится у револьвера внутри. В традиционном кривоствольном оружии пуля разгоняется внутри прямого ствола и лишь затем попадает в «кривую насадку». Здесь же сам ствол «кривой», а пуля вылетает из его прямой части. Барабан же выполнен коническим, при этом оси камор барабана наклонены к оси вращения барабана и находятся в нижней части рукоятки. Свою статью, посвященную своим разработкам таких вот нетрадиционных пистолетов, авторы опубликовали в журнале «Калашников, оружие, боеприпасы, снаряжение» № 6 за 2007 год.
А главная идея такого вот кривоствольного револьвера как раз и заключается в перераспределении сил отдачи, энергия которой направляется не назад, а вниз, в рукоятку. Кроме того, и сам ствол у такого вот револьвера приобретает значительную длину, хотя сами по себе габариты револьвера Павлова и Семенова относительно невелики. То есть ствол у него одновременно и длинный, и… короткий – то есть все по ТРИЗу.Ну и наконец, кому сегодня незнаком пистолет-пулемет TDI KRISS Super V, созданный в 2006 году и выпускающийся компанией «Transformational Defense Industries», который сегодня принято считать одним из лучших современных пистолетов-пулеметов по всей совокупности как его боевых, так и служебно-эксплуатационных характеристик?Но главное – что, пусть он и стреляет мощными патронами .45 ACP (хотя имеются и модификации под другие патроны), пули которых обладают очень большим останавливающим действием, его масса и габариты относительно невелики. Но самое интересное, что при стрельбе очередью из этого пистолета-пулемета подброс ствола весьма незначителен, то есть особенности его конструкции значительным образом повышают кучность автоматического огня, добиться чего давно уже пытаются конструкторы-оружейники всех стран мира. Автором этой более чем сверхоригинальной конструкции, использующей полусвободный затвор со смещенным импульсом отдачи, стал Рено Кирбра. Сегодня есть два основных варианта этого необычного пистолета-пулемёта: «боевой» – Vector SMG, которой предназначен для использования в силовых структурах и для военных – с коротким стволом длиной всего лишь 140 мм, и гражданский Vector CRB/SO, ствол которого (по закону США о гражданском оружии) сделан длиной 406 мм. Для большей эстетики поверх него надевается имитатор глушителя. Вторым отличием от военных и полицейских образцов является невозможность стрельбы в автоматическом режиме. То есть все гражданские модели – это полуавтоматы. Хотя для тех штатов, где это позволяется законодательством, выпускается и гражданская модификация Vector SBR/SO, имеющая короткий ствол.И естественно, что сегодня пистолеты-пулеметы «Вектор» выпускаются на разный вкус, за любую цену, в самых различных комплектациях и даже… различной окраски. Используется линейка боеприпасов: .22 LR, .357 SIG, .40 S&W, .45 ACP, 9x19mm Parabellum, 9x21mm, 10mm Auto.
KRISS Vector 22 CRB – это специализированная полуавтоматическая спортивная винтовка, гражданского назначения, которая стреляет патронами с кольцевым воспламенением и сочетает культовую эстетику и эргономику карабина KRISS Vector с современной модульной конструкцией. Vector 22 – единственное в своем роде огнестрельное оружие, спроектированное для стрельбы патронами .22LR и предназначенное для соревнований, тренировок и охоты на мелкую дичь. Затвор у этих винтовок движется прямолинейно. При столь малом калибре усложнение кинематической схемы затвора было явно ни к чему.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!