Наше уважаемое и цитируемое довольно часто издание The Drive выдало «на-гора» статью Тайлера Роговея «Россия, похоже, готовит свой Крымский мост к ракетным ударам». Тайлер в своем материале пытается осмыслить две вещи: чем можно вывести из строя Крымский мост украинцам и можно ли это сделать в свете того, что Россия предпринимает в плане его защиты.Статья довольно емкая, но чтобы принять и понять точку зрения американцев, нам, как обычно, придется все разобрать на составляющие.
Россия применила ряд мер защиты к мосту через Керченский пролив, соединяющему Россию и Крым, в том числе баржи-приманки, покрытые радиолокационными отражателями, а также средства дымовой завесы, которые использовались в ходе учений в минувшие выходные.
Мост, который был построен в период с 2016 по 2018 год и включает в себя как автомобильные, так и железнодорожные пути, невероятно важен для России. Его связь между материковой частью России и Крымом, который он отнял у Украины в 2014 году, является как символической, так и стратегической. Недавние события, по-видимому, представляют собой подготовку к защите моста от ракетного удара, и хотя контрмеры, очевидно, развертываются и тестируются, неясно, будут ли они сняты или останутся неизменными в будущем.
Контрмеры – это просто прекрасно. Если бы не поведенческая линия Украины на уничтожение любых объектов, которые не украинские (хотя и по своим долбят с завидным упорством), обстрелы городов, которые были оставлены ВСУ буквально вчера – это день сегодняшний. Увы, но это так. Почему ВСУ так активно воюют с мирным населением, которое еще вчера было «своим», для многих загадка. Но пока все остается так, ни о каком ослаблении защиты даже думать нельзя. Белгород, Курск и Брянск показали, что это опасно, так думать.
Независимый военный аналитик Х.И. Саттон сообщил в понедельник, 4 июля, что две баржи-мишени, идущие с Новороссийской военно-морской базы, были отбуксированы к месту и пришвартованы на восточной стороне моста. Далее он отметил, что суда были покрыты множеством радиолокационных отражателей, которые представляют собой металлические устройства, прикрепленные к барже, чтобы сделать ее более заметной для радаров. Саттон использовал термин "баржи-мишени" для идентификации кораблей, поскольку известно, что российский военно-морской флот использовал такие суда в качестве мишеней во время учений с Черноморским флотом. Теперь, похоже, их предназначение может заключаться в том, чтобы действовать как приманки, сбивая с толку приближающиеся ракеты, нацеленные на Керченский мост. Были также замечены другие радиолокационные отражатели, прикрепленные к отмелям возле моста. Неясно, были ли они частью контрмер или навигационных функций.
Если у вас в мыслях нет ничего крамольного, то какая разница, зачем у моста эти баржи? На самом деле, мысль здравая: эти баржи, с правильно просчитанными местами отражателей – весьма значимый элемент противоракетной обороны. Ретрорефлекторы с уголковыми отражателями – это очень полезная вещь для сбивания с толку радаров противника, луч радара, многократно отражаясь от этих нехитрых приспособлений, способных вернуть луч под определенным углом, может выдать на экране или в «мозгах» совершенно иную картинку.Такие отражатели весьма неприятная вещь на пути ракет с радиолокационной ГСН. О возможном применении ракет мы поговорим чуть ниже, но что касается РЛГСН, то тут да, очень правильный ход был сделан.
1 июля российские войска также провели испытание дымовой завесы, причем кадры учений были сняты местными жителями, пытавшимися пересечь мост во время распыления аэрозоля.
Дымовые завесы являются относительно стандартной тактикой защиты, исторически используемой для прикрытия военных передвижений, и конкретный тип используемого аэрозоля может бросить вызов функциям визуализации таких технологий, как инфракрасные искатели, используемые на высокоточных боеприпасах и особенно более совершенных крылатых ракетах, которые используют сопоставление сцены / объекта для автономной атаки своих целей. Также могут пострадать многоспектральные камеры, установленные на аппаратах наблюдения, таких как RQ-4 Global Hawk и другие беспилотные летательные аппараты. Они также могут заслонять некоторые спутники для получения изображений. Россия печально известна тем, что использует дымовые завесы в качестве основной тактики, и у нее есть войска, частично предназначенные для их применения. В недавнем прошлом стратегические цели были скрыты во время учений и операций, например, в ноябре 2021 года, когда российский флот использовал их для прикрытия своей военно-морской базы в сирийском порту Тартус.
Все правильно, господа, имеем то, что имеем, как говорят наши соседи. Дым, коллоидная взвесь, аэрозоль – в дело пойдет все, что есть ради получения результата. То, что произошло на Мосту есть не что иное, как отработка на практике постановки густых завес, которые действительно могут затруднить работу не только ГСН ракет, но и спутниковых систем наведения и коррекции.
Эти меры необычны и предполагают импровизацию - Саттон - не существует "стандартной" защиты, но в военное время люди делают все возможное, чтобы снизить риски... Баржи-мишени не предназначены для этого. Они предназначены для тренировки ваших собственных сил по поражению кораблей. Если бы Украина попыталась использовать противокорабельные ракеты, такие как "Гарпун", для поражения моста, они могли бы быть эффективными. Но это не стандартная процедура.
И снова позволим себе усомниться в словах «эксперта».Все, что годится для выполнения боевой задачи, все хорошо. Гражданский коптер, после того, как выяснилось, что он может поднять и утащить мину, стал дроном-камикадзе. Это как пример. И примеров таких в истории вагон и три тележки. Естественно, что в плане обороны Крымского моста будет задействовано все: комплексы ПВО, ПКР наземного базирования, системы РЭБ, способные сбить с толку ракеты вне зависимости от того, какие на них ГСН.Мост, как справедливо заметил господин Роговей, это весьма важная компонента жизни полуострова. Экономическая и военная компонента. Более того, при помощи этого моста Россия раньше могла контролировать все судоходство Украины в Азовском море, но теперь это в прошлом. Украинских портов там больше нет, так что вопрос снят с повестки дня.В общем, мост – очень полезная вещь, и то, что его будут охранять всеми силами, по-моему, это ясно и понятно, как белый день.
В принципе, все, что означает Керченский мост, сделало бы его невероятно привлекательной мишенью для украинских сил — то есть, если у них хватит воли и огневой мощи для проведения такой атаки.
Сам Керченский мост никоим образом больше не находится близко к территории, контролируемой Украиной, что вызывает вопросы о конкретном виде атаки, которую, как опасается Россия, может совершить Украина или кто-то другой. Из-за расстояния Саттон предположил, что может быть рассмотрена атака с воздуха, но далее сослался на то, что присутствие российских ракетных систем С-300 и С-400, безусловно, помешает таким усилиям. Подводная атака теоретически возможна, но крайне маловероятна почти на всех уровнях
Что же, господин Саттон весьма грамотно рассматривает вопрос. И мы тоже покрутим его по полной программе.Давайте вообще посмотрим, что есть на вооружении ВСУ и что украинцам подарили из того, что реально может повредить или даже уничтожить Крымский мост.Но начнем мы с карты линии фронта.
Исходя из этой карты, мы даем себе отчет в том, что с суши удара по Мосту нам ожидать не стоит. Минимальное безопасное расстояние, с которого можно нанести удар сухопутному ракетному комплексу – около 350 км.То есть, «Точка У» здесь не подходит совершенно. «Гром» мог бы достать до Моста из Запорожской области, но, увы, комплекс так и остался красивой сказкой.РСЗО «Ольха», «Смерч», «Ураган», да и дареный HIMARS тоже не подходят по дальности. Даже подаренные Данией и США несколько наземных установок RGM-84 «Гарпун» тоже не достанут!Этот печальный факт признают и Саттон, и Роговей. Сегодня на территории Украины нет точки, откуда можно было бы нанести удар по Мосту используя ПУ наземного базирования.Идем дальше. Удар с моря.
В общем и целом грустно (для ВСУ), но тут бить нечем. Конечно, водрузить ракеты, те же «Гарпуны», на какую-нибудь самоходную баржу и попробовать подойти на расстояние пуска…Конечно, нет. Кораблей класса корвет или фрегат, способных осуществлять ракетные пуски, у ВМС Украины просто нет. И взяться им неоткуда.
Поэтому пуск противокорабельной ракеты с борта корабля мы не рассматриваем по причине отсутствия таковых, ведь для успешного пуска нужен не только пусковой контейнер, нужна аппаратура наведения и соответствующие РЛС как минимум.Удар с воздуха.
Здесь все сложнее и проще одновременно. Самолеты, способные долететь до Моста у ВСУ все еще есть. Равно как есть и пилоты, которые возьмут ракеты и полетят сносить Мост. И ракеты тоже, как показала «Москва», есть.Дело только за тем, что эти самолеты должны будут приблизиться на дистанцию пуска ракет. И здесь уже вопрос наличия РЛС (а они у нас есть), способных отследить самолет задолго то его подхода к рубежам пуска, вопрос С-300, С-400, «Буков», «Торов» и «Панцирей», способных сбить любой самолет и любую ракету. И, конечно же, РЭБ.Когда все эти элементы защиты будут в наличии и работать должным образом, то бояться не стоит ничего. Да и еще один тонкий момент: поражающая способность ракет «Гарпун» и иже с ним, которая оставляет желать лучшего. Современные противокорабельные ракеты рассчитаны на поражение кораблей вообще небронированных, если судить мерками Второй Мировой войны. Но в нашем случае ракете будет противостоять не корабль с толщиной стенки борта в 50-60 мм обычной стали, а весьма прочная и основательная железобетонная конструкция, которой БЧ в 100-150 кг тротилового эквивалента будет ни о чем. Ну кто видел Мост, тот поймет, о чем я.Вообще, изучив, чем может быть опасен Су-24 Крымскому мосту, вывод был не очень приятный для той стороны: ракеты «воздух-поверхность» типа Х-23 и Х-25, которые есть у ВСУ, откровенно слабы и радиус их действия настолько невелик, что гарантирует самолету-носителю вход в зону действия ПВО. Примерно то же самое можно сказать и о Х-29, которая более современная, но тем не менее, не отличается большой дальностью пуска, от 2 до 12 км.Но главное – это небольшие заряды в БЧ, реально от 86 до 136 кг. Конечно, при удачном попадании, Мост получит повреждение, но говорить о возможности уничтожения…Здесь скорее будет более эффективна старая добрая ФАБ-500.
Это да, вполне себе инструмент для уничтожения подобных объектов. Но увы, для применения этой бомбы вообще надо умудриться прорваться к Мосту. И если расчеты комплексов, прикрывающих Мост не «прощелкают», то шансы выполнить задачи что пуска ракеты с 5-7 км, что сброс авиабомбы откровенно невелики. По крайней мере, я бы не хотел оказаться в кабине Су-24 при выполнении такой задачи. Возможно, все и не так плохо для украинской стороны в реализации этих прожектов, потому что у американцев есть и более современные ракеты, чем тот советский хлам, который остается в распоряжении ВСУ. Вопрос, правда, в том, какова вероятность того, что США и прочие предоставят в распоряжение ВСУ новейшее вооружение, способное реально уничтожить или повредить Мост. Судя по тому, как «охотно» страны-члены НАТО расстаются с относительно новыми системами вооружений, этого не произойдет. Тем более, что украинцы очень быстро расстаются с ними, хотя порой не по своей воле.
Если бы мост через Керченский пролив подвергся нападению любого типа, это было бы очень неприятным событием для России и крупной победой для Киева.
Также возможно, что эти меры предосторожности вводятся в действие или, по крайней мере, проверяются из-за опасений, что НАТО может активно присоединиться к борьбе, что подвергнет мост большому риску. Хотя такая идея может показаться параноидальной со стороны России, это было бы не так уж удивительно, учитывая, что они проводили аналогичные учения в Тартусе. Они также могут включать оценку уязвимости моста путем тестирования их на российских системах.
Независимо от того, действительно ли украинские войска в конечном итоге начнут атаку на Керченский мост или нет, российские военные определенно к чему-то готовятся. Будет ли дымовых завес и необычных барж-приманок достаточно для сдерживания такой атаки, неясно, но, возможно, эти контрмеры - только начало
Довольно понятная точка зрения. Знаете, паранойя или нет, но в наше непростое время лучше быть готовым ко всему. И к тому, что украинские летчики решаться на прорыв к Мосту с бомбами или ракетами, и к тому, что НАТО решит передать несколько высокоточных и дальнобойных ракет ВСУ. И то, что вокруг Моста проводятся такие учения и принимаются такие меры предосторожности, говорит не о паранойе, а о желании предупредить любой удар в нашу сторону.Так что баржи-ловушки и дымы – это только продолжение реализации начатой ранее программы по защите Крымского моста. И то, что такая программа будет состоять из нескольких позиций, ясно и понятно у нас всем. То, что такие действия вызывают удивление на Западе, это просто от непонимания ситуации и нежелания верить информации с нашей стороны. Но не стоит навязывать свое мнение никому, особенно тем. Кто не желает его воспринимать. Как говорится, караван идет, несмотря ни на что. Так что будем рассчитывать на то, что комплекс мер по охране Крымского моста будет вполне действенным и полноценным.А на Западе могут удивляться этому сколько угодно, нам важнее сохранить свое достояние несмотря ни на что.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!