Не очень приятная информация, но Пентагон официально объявил, что следующим самолетом ДРЛО ВВС США и теперь фактически и НАТО, станет «Клинохвост» Boeing E-7А. Решение было принято на фоне неоднократно появлявшейся критики о том, что сегодняшний самолет системы предупреждения и управления (AWACS) E-3 «Sentry» устарел настолько, что не может считаться эффективным. Вообще сама история Boeing E-7 интересна. Самолет свежий, первый полет совершил в 2004 году. Создан на базе Boeing-737, весьма надежного и проверенного самолета. Летит прилично (до 5 000 км), скорость как у пассажирского лайнера (850 км/ч), высота до 12 500 м.Вооружение, если можно так сказать, состоит из многофункциональной РЛС MESA (Multi-role Electronically Scanned Array) Это не просто антенна, это «многоцелевой массив электронного сканирования», то есть какое-то количество независимо работающих в разных направлениях решеток от компании «Northrop Grumman». Естественно, решетки фазированные, что убирает из конструкции громоздкий механизм вращения антенны.Вся АФАР конструктивно состоит из трех антенных решеток, одна из которых обеспечивает сканирование в секторах плюс-минус 30 град. в передней и задней полусферах, а две другие - боковой обзор справа и слева. Практически угол обзора максимально приближен к 360 градусам. Высота антенны 2,4 м, длина 10,7 м. АФАР имеет 288 приемопередающих твердотельных модулей.РЛС работает в диапазоне частот 1,2-1,4 ГГц, дальность при круговом обзоре пространства превышает 400 км. Количество обнаруживаемых за цикл сканирования целей достигает 3000.Станция имеет три режима работы: сканирования воздушного пространства, сканирования надводного пространства и кадровой съемки для детального просмотра заданной зоны.
Кроме того, на самолете установлена станция спутниковой связи, позволяющая передавать информацию в высокоскоростном режиме в любую точку земного шара, где будут соответствующие приемники. Для обеспечения надежной засекреченной телефонной связи и обмена данными операторов и экипажа с наземными (корабельными) центрами управления и наведения, а также с самолетами ТА на борту самолета установлена аппаратура системы передачи данных Link-4А, аппаратура передачи данных Link-11, аппаратура связи и распределения данных Link-16. Ну и для общей связи самолет оснащен тремя KB и восемью УКВ-радиостанциями.Для защиты имеется комплекс противодействия ракетам «воздух-воздух» и «поверхность-воздух». Комплекс РЭБ включает в себя: систему оптоэлектронного противодействия AN/AAQ-24(V) «Немезис», автомат выброса дипольных отражателей и ИК-ложных целей, а также ЭВМ ALR-2001 для управления работой комплекса.В общем – серьезная машина для выполнения серьезных задач.
Самое пикантное в этой истории то, что самолет, который уже эксплуатируется в ВВС трех стран, Австралия (6 шт.), Турция (4 шт.) и Южная Корея (4 шт.) плюс заказан для ВВС Великобритании (5 шт.) почему-то упорно игнорировался ВВС США. И вот, наконец-то дошло, что «Сентри» уже не тот самолет, который может эффективно выполнять задачи, возлагаемые на такие машины.С другой стороны, за 15 лет активной эксплуатации, были выяснены все сильные и слабые стороны самолета. Это, конечно, большой плюс для американцев, потому что вообще-то в мире не принято продавать на сторону то, чего нет на вооружении у себя. Случай с Е-7 практически уникальный, потому что аналогичные попытки продажи самолетов, которые не находились на вооружении ВВС страны-изготовителя обычно терпели неудачу, как это было с российским МиГ-35 на тендере в Индии. Военно-воздушные силы США закупают E-7А для замены своего парка E-3, по крайней мере, частично, причем Великобритания делает то же самое, в то время как Турция уже эксплуатирует этот тип, поэтому унификация с силами НАТО будет продолжаться. Для разведывательных сил альянса это плюс, причем, немалый.Агентство НАТО по поддержке и закупкам (NSPA), отвечающее в том числе и за обеспечение альянса техникой производителей разных стран, объявило о своем плане «предпринять шаги по приобретению» шести самолетов E-7A.
Решение о приобретении E-7A было принято NSPA совместно со странами партнерства и поддержки проекта Е-7: Бельгией, Германией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Румынией и США. Совместно NSPA и Support Partnership Nations пришли к выводу, что E-7A «является единственной известной системой, способной в настоящее время выполнять основные оперативные требования стратегического командования и ключевые параметры производительности и доступной для поставки в требуемые сроки». Тем самым был запущен механизм замещения Е-3 на Е-7А.Быстрой и моментальной замены не получится. Такие сложные машины не выпускаются, как истребители, а потому заказы для Великобритании и США будут делаться не один год. Вообще достичь оперативного насыщения самолетами Е-7А планируется достичь к 2031 году, а полностью вывести Е-3 из использования к 2035 году.По данным NSPA, среди причин, по которым Е-7А «Клинохвост» был признан лучшим кандидатом, были «преимущества экономии на масштабе, унификации и оперативной совместимости, проистекающие из многонационального приобретения военных готовых платформ». Такая степень унификации и перспективы взаимодействия с другими парками E-7 явно дали продукту Boeing преимущество перед единственным другим реалистичным кандидатом, Saab «Global Eye», который основан на планере дальнемагистрального бизнес-джета Bombardier Global 6000/6500.
С шведской разработкой тоже все интересно. Несмотря на то, что SAAB – шведский концерн, ВВС Швеции не спешили закупать самолет для своих потребностей. Первыми эксплуатантами «Global Eye» стали Объединенные Арабские Эмираты, а в самой Швеции только идут обсуждение постановки Saab «Global Eye», при этом скандинавская страна еще не официально присоединилась к альянсу НАТО.Что касается выбора E-7A для альянса, Стейси Каммингс, генеральный директор NSPA, прокомментировала:
«Эта работа знаменует собой важную веху в продолжающихся усилиях НАТО по повышению своей готовности и потенциала в предстоящие годы. Стратегия NSPA по приобретению различной техники, призвана обеспечить ряд преимуществ, которые укрепят способность альянса реагировать на меняющиеся вызовы безопасности».
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг добавил:
«Самолеты наблюдения и разведки имеют решающее значение для коллективной обороны НАТО, и я приветствую приверженность союзников инвестированию в высокотехнологичные силы и средства. Объединяя ресурсы, союзники могут коллективно покупать и эксплуатировать крупные активы, которые были бы слишком дорогими для отдельных стран. Эти инвестиции в самые современные технологии демонстрируют силу трансатлантического оборонного сотрудничества, поскольку мы продолжаем адаптироваться к более нестабильному миру».
С учетом того, что НАТО намерена заказать всего шесть самолетов E-7A в рамках проекта iAFSC, представляется, что существует большая вероятность размещения дальнейших заказов на Wedgetail в рамках более широкой инициативы AFSC. В конце концов, Воздушные силы дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО (NAEW&CF), дислоцированные на авиабазе Гайленкирхен в Германии, в настоящее время эксплуатируют 16 самолетов E-3A. Понятно, что вместо них 6 самолетов Е-7А смотрятся более чем скромно.С другой стороны, описание AFSC как «системы систем» указывает на стремление к тому, чтобы флот E-7A, независимо от его возможного размера, работал как часть интегрированной сети датчиков, которая также будет включать беспилотные летательные аппараты, другие типы самолетов, которые могут работать в качестве средств наблюдения, а также системы космического базирования.В планах НАТО значится использование совместно с Е-7А высотного беспилотного летательного аппарата RQ-4D Phoenix с большой продолжительностью полета, космическую разведку, морскую разведку, наземные радары дальнего наблюдения и MILSATCOM (Военное управление спутниковой связи). Если учесть, что в недалеком прошлом ВВС США рассматривали E-7 как решение, позволяющее преодолеть разрыв между снятием с вооружения E-3 и будущими возможностями радара космического базирования и другими перспективными системами, то план по добыче разведданных вполне себе работоспособен, по крайней мере, в первоначальной его теории.Радар в космосе – это, конечно, сильно. Еще в 2021 году начальник штаба ВВС генерал Чарльз К. Браун сказал, что покупка E-7 «дает нам путь» к новым возможностям радара космического базирования, который, по его словам, может быть менее уязвимым, чем система, основанная на коммерческом авиалайнере. Сложно поспорить с генералом, радарная платформа в космосе намного менее уязвима, чем самолет в атмосфере, однако, не на 100%. Но построить ее, запустить и отладить намного сложнее (и дороже!), чем 5-6 самолетов, способных выполнять те же задачи.Но космические системы слежения – это вообще отдельный разговор, у них есть как преимущества перед системами наблюдения на самолетах, так и недостатки. Но сегодняшнее поле битвы в плане траты денежных сумм на постройку пока за самолетами.Интересно, что, хотя НАТО до сих пор ничего не говорил о покупке больше, чем первые шесть E-7A, не говоря уже о добавлении другого типа самолета, все еще может быть надежда на добавление Saab в европейском контексте AEW&C.
На авиасалоне Dubai Airshow, проходящем на этой неделе, стало известно, что Дания, Финляндия и Швеция ведут переговоры с Saab с целью потенциальной совместной эксплуатации «Global Eye». Эта инициатива, скорее всего, будет включать в себя два «Global Eyes», которые заказала Швеция, а поставки должны быть осуществлены в 2027 году. У Швеции есть опцион еще на два таких самолета. Четыре самолета вполне способны обеспечить выполнение любых задач для трех стран.
«Мы ведем переговоры с соседними странами в Скандинавии — Финляндией и Данией — чтобы увидеть, может ли расширение с двух или более самолетов в регионе быть решением»
, — сказал Томас Лундин, глава отдела маркетинга и продаж AEW&C в Saab.Вообще прецеденты такого совместного сотрудничества уже имеются, в том числе запуск в начале этого года Северной концепции ведения боевых действий для совместных воздушных операций. В принципе, не так важно, какие марки самолетов будут применяться, если они будут действовать по одним протоколам передачи и обмена данными. Помимо «Global Eye», Saab уже имеет опыт работы в AEW&C с операторами НАТО в Европе. Греция эксплуатирует более раннюю систему «Erieye», установленную на региональных самолетах EMB-145H, Польша недавно получила первый из своих двух турбовинтовых самолетов Saab 340, оснащенных «Erieye». Швеция, которая в настоящее время ожидает вступления в НАТО, также эксплуатирует Saab 340 вместе с «Erieye» под местным обозначением S100B «Argus».
В Европе интерес к AEW&C подстегивается событиями на Украине, а также другими оперативными чрезвычайными ситуациями, требующими широкомасштабного наблюдения и контроля воздушного пространства. Е-7 уже играет важную роль в этих миссиях, причем не только с Турцией, но и в случае с самолетами, которые Австралия перебросила в Европу. Королевские военно-воздушные силы Австралии (RAAF) использовали свой «Wedgetail» для наблюдения за военными и гуманитарными грузами, поступающими в Украину, и работа самолета на этом театре военных действий, возможно, также помогло НАТО принять решение о закупке E-7A.В целом, специфические требования европейского района операций делают такой актив AEW&C, как Е-7А «Wedgetail», весьма ценным, принимая во внимание близость НАТО к России и необходимость следить за передвижениями российских военных самолетов, а также за российскими беспилотниками и ракетами. По мнению американских экспертов, потребность в ежедневном наблюдении за воздушным пространством в Европе существует со времен холодной войны и в последнее время становится все более актуальной.Учитывая, что Saab надеется, что «Global Eye» сможет найти новых клиентов в Европе и в дальнейшем интегрироваться в НАТО, а ВВС США, объявив вслед за Великобританией о планах приобрести E-7A, справедливо будет сказать, что AEW&C переживает своего рода ренессанс в НАТО в целом.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас