Несколько лет назад японская промышленность начала строительство перспективных многоцелевых фрегатов типа «Могами». Согласно существующим планам, в отдаленном будущем Морские силы самообороны получат более двух десятков таких кораблей. Столь крупная серия позволит заменить имеющиеся сейчас в строю фрегаты и эсминцы трех разных типов.
Развитие проекта
В 2015 г. Морские силы самообороны (МСС) запустили программу создания перспективного многоцелевого фрегата «в компактном корпусе». При помощи таких кораблей в отдаленном будущем предлагалось заменить имеющиеся фрегаты пр. «Абукума», строившиеся в восьмидесятых-девяностых годах. К программе привлекли несколько крупных судостроительных организаций.Одним из участников программы стала компания Mitsubishi Heavy Industries. Она предложила МСС свой проект фрегата 30FF, разработанный ранее в инициативном порядке. Такой проект в целом устроил заказчика, и его приняли для дальнейшего развития. По мере проведения исследований и оценок, требования к будущему фрегату постепенно менялись, а вместе с ними перерабатывался и проект.В 2016-17 гг. MHI разработала и представила глубоко переработанный вариант фрегата 30FF под обозначением 30DX. От исходного проекта он отличался снижением основных технических рисков и рядом нововведений. Так, перестроили корпус, изменили состав вооружений и добавили противолодочную функцию. За счет всего этого удалось обеспечить преимущества перед базовым 30FF и выйти на другой уровень характеристик.Как следствие, МСС стали рассматривать новый корабль в качестве замены как для фрегатов «Абукума», так и для более крупных эсминцев типа «Асагири» и «Мурасамэ». Соответствующим образом выросла планируемая серия – с 5-6 ед. до 22.
Все нововведения интересным образом повлияли на номенклатуру кораблей. Так, в МСС Японии фрегаты получают тактический номер с литерами «FF». Специально для кораблей нового проекта ввели префикс FFM, указывающий на расширение боевых возможностей. Нумерация нового «класса» ведется с единицы. Проект также получил имя «Могами» – как и головной корабль. Первый фрегат и всю серию назвали в честь тяжелых крейсеров времен Императорского флота.В августе 2017 г. Минобороны Японии выдало первые контракты на строительство перспективных фрегатов. Исполнителями работ стали компании MHI и Mitsui Engineering and Shipbuilding. Строительство должны были осуществлять их заводы в г. Нагасаки и Тамано соответственно. Любопытно, что «Мицубиси» не так давно приобрела завод «Мицуи» в Тамано, и теперь фактически ведет все строительство.По контракту 2017 г., две компании должны построить восемь фрегатов типа «Могами». Первые корабли планировалось заложить в ближайшее время, а в состав МСС их собирались принять в 2022 г. В дальнейшем закладка, спуск на воду и прием на службу должны были стать регулярными. Вся серия должна поступить в состав МСС в 2022-25 гг.Общая стоимость контракта достигла 400 млрд иен или 3 млрд долл. США – по 50 млрд иен или 390 млн долл. за каждый корабль. Ежегодно на строительство будут выделять эквивалент цены двух кораблей.
Контракты на строительство
В 2020 г. появилась информация о первом иностранном заказе. Фрегатом «Могами» заинтересовались ВМС Индонезии. Затем были подписаны соглашения, в соответствии с которыми Япония продаст четыре корабля собственной постройки. Еще четыре корпуса построят в Индонезии с японской помощью.29 октября 2019 г. на заводе «Мицубиси» в Нагасаки состоялась церемония закладки головного фрегата нового типа – «Могами» (FFM-1). На следующий день МСС и компания «Мицуи» заложили второй корабль под названием «Кумано» (FFM-2). В силу разных причин Mitsui быстрее справилась с работами. Верфь в Тамано спустила свой фрегат на воду 19 ноября 2020 г., тогда как однотипный корабль в Нагасаки отправили на достройку у стенки только в начале марта 2021-го.Второй фрегат серии быстрее прошел необходимые испытания, и 22 марта 2022 г. его приняли в боевой состав ВМС. Церемония поднятия флага на головном «Могами» состоялась 28 апреля. К настоящему времени два корабля начали полноценную службу, выходят в море и участвуют в общей деятельности флота.15 июля 2020 г. на заводе MHI заложили сразу два корабля – «Носиро» (FFM-3) и «Микума» (FFM-4). Их спустили на воду в июле и декабре 2021 г. соответственно. Оба фрегата уже достроены и проходят необходимые испытания у причала и в море. Предполагается, что МСС примут «Носиро» до конца текущего года, а следующий корабль начнет службу уже в марте.Еще два корпуса заложили на заводе MHI 24 июня 2021 г. 23 июня текущего года первый из них, получивший имя «Яхаги» (FFM-5), спустили на воду. Оставшееся строительство и испытания будут продолжаться еще год; сдача запланирована на конец 2023-го. В ближайшие недели предполагается спустить на воду фрегат FFM-6, имя которого пока остается неизвестным. Его ММС получат в марте 2024 г.
Корабли в строю
В этом году заложили только один корабль, уже седьмой в серии. Соответствующая церемония состоялась в Нагасаки 30 июня. Точные сроки завершения строительства пока не названы. Судя по имеющимся данным, FFM-7 спустят на воду не ранее следующего лета, а в боевой состав флота он войдет только к концу 2024 г.По контракту 2017 г. построены и сданы два первых корабля, а третий проходит испытания и вскоре тоже начнет службу. Еще четыре находятся на разных стадиях строительства. Восьмой и последний фрегат пока не закладывался. Вероятно, его постройка начнется в следующем году, а передача флоту запланирована на 2025 г. По известным данным, строить его будут на бывшем заводе Mitsui.На этом программа строительства многоцелевых фрегатов не закончится. МСС Японии планируют крупное обновление надводного флота, и им требуется 22 таких корабля. Соответственно, предстоит законтрактовать еще 14 корпусов. Следующий заказ на строительство будет выдан не позднее 2025 г. Сколько кораблей и по какой цене войдут в этот контракт, пока не известно.В период после 2025 г. планируется сохранять достигнутые темпы производства. Ежегодно будет закладываться по два корабля; параллельно с этим два предыдущих фрегата будут спускать на воду. Соответственно, ежегодно заказчик будет получать по паре вымпелов. Последние из 22 требуемых кораблей флот примет в 2032 г.По мере начала службы новых «Могами», МСС Японии будут списывать старые корабли. Первыми заменят восемь эсминцев типа «Асагири», построенные в 1986-89 гг. Затем со службы уйдут шесть фрегатов «Абукума». Девять эсминцев «Мурасамэ» были приняты морскими силами в 1996-2002 гг., и их будут заменять в последнюю очередь.
Планы на будущее
Проект 30DX / FFM / «Могами» предлагает строительство надводного корабля длиной 130 м шириной ок. 16 м со стандартным водоизмещением 3,9 тыс. т и полным 5,5 тыс т. Экипаж – ок. 90 чел.Фрегат разработан с использованием стелс-технологий, из-за чего имеет характерную для современных кораблей «малозаметную» форму. На корпусе стандартных обводов размещена широкая надстройка с плоскими бортами. Радиоэлектронное оборудование устанавливается на мачте-пирамиде. В корме находится вертолетная площадка.Энергоустановка корабля включает два дизельных двигателя MAN V28/33DD мощностью по 9760 л.с. и один газотурбинный Rolls-Royce MT30 мощностью более 53 тыс. л.с. Используется схема CODAG: основными являются дизели, а при необходимости к ним подключается ГТД. Максимальная скорость корабля превышает 30 узлов.Проект предусматривает использования многоцелевой РЛС с АФАР типа OPY-2 и ряда других радиолокационных средств. Имеется комплекс радиотехнической разведки NOLQ-3E, оптико-электронная станция OAX-3, гидроакустические комплексы с встроенной и буксируемой антенной и т.д. Все средства объединены информационно-управляющей системой OYQ-1.Способность фрегата решать различные боевые задачи определяется наличием ствольного, ракетного и минно-торпедного вооружения. Так, на носу перед надстройкой монтируется 127-мм артиллерийская установка Mk 45, а на бортах ставятся пулеметные боевые модули с дистанционным управлением.
Технические особенности
В центре надстройки помещены две пусковые установки для противокорабельных ракет «Тип 17». Общий боекомплект включает 8 таких изделий. Дальность пуска – до 400 км. Имеется вертикальная пусковая установка Mk 41 с 16 ячейками для ракет разных типов. Ее основным оружием являются зенитные ракеты «Тип 03» с дальностью пуска 50 км. Для обороны в ближней зоне имеется комплекс SeaRAM с ракетой RIM-116.Для борьбы с подводными целями предлагается противолодочная ракета «Тип 07» с запуском из установки Mk 41. В бортовых лацпортах установлены торпедные аппараты калибра 324 мм. Они должны использовать торпеды «Тип 12» или иное подобное оружие.Кормовая посадочная площадка и ангар в надстройке предназначены для вертолета H-60L – японской лицензионной версией американского UH-60. Также не исключается внедрение беспилотных авиационных комплексов.
Качество и скорость
Многоцелевые фрегаты «Могами» в целом выглядят вполне современными боевыми кораблями с широкими возможностями и достаточно высокими характеристиками. Их можно сравнивать с различными фрегатами и эсминцами других стран, и, как минимум, табличные характеристики окажутся на одном уровне. Таким образом, морские силы самообороны Японии могут рассчитывать на получение всех желаемых результатов.Следует обратить внимание и на темпы строительства кораблей. От закладки первых двух фрегатов до их принятия в строй прошло порядка двух с половиной лет. Третий тоже укладывается в эти сроки, а на четвертый потратят на несколько месяцев больше. Все это показывает, что японское военное кораблестроение обладает необходимым потенциалом и способно освоить быстрый и ритмичный выпуск современных кораблей, как минимум, в классе фрегата.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!