Ситуацию вокруг Украины не зря сравнивают с событиями Крымской войны 1853-1855 гг., когда, помимо основного очага борьбы, западная коалиция пыталась растянуть ресурсы России, нанося ей болезненные уколы по всему периметру её границы – от Соловков до Камчатки. Нетрудно заметить и то, как сейчас предпринимаются попытки раскачать Сербию через Косово, втянуть Молдавию в борьбу с пророссийскими Гагаузией и Приднестровьем, поссорить с Москвой Китай, «выбить» из сотрудничества с ней Индию, подорвать Иран и т. д. Однако главное острие подрывных действий Запада, без сомнения, направлено на Белоруссию в силу ее особого геополитического значения для России.
Основания для этого в последнее время дают упорно ходящие разговоры о тяжелом состоянии здоровья президента А. Г. Лукашенко, а также свойственные порою лидеру Белоруссии неосторожные высказывания, которые, по мнению западных политиков, могут свидетельствовать о том, что в российско-белорусских отношениях далеко не всё гладко. Так, 22 мая накануне очередного визита в Москву, принимая белорусского посла в России Дмитрия Крутого, Лукашенко внезапно заявил: «Как мне докладывает правительство, ну почти нет никаких проблем (в отношениях с Россией). Я в это мало верю. Я вижу по ситуации, что все-таки проблемы есть, нестыковки какие-то. Иногда бюрократизм. Кто в этом виноват? Чтобы вот, встречаясь послезавтра в Москве, мы с Президентом России Путиным могли обсудить и снять те проблемы, которые вообще не должны быть в наших отношениях».
Но, видимо, поняв, что для подобных эскапад время и место не совсем подходящие, 24 мая на пленарном заседании II Евразийского экономического форума в зале «Зарядье» президент Белоруссии А. Лукашенко пообещал «быть рядом с Россией в отражении брошенных ей глобальных вызовов» и особой критики по ее адресу не высказывал. Досталось от него в основном БРИКС и ШОС, которых он осуждал за пассивность, что, очевидно, связано с затягиванием решения о приеме в их состав Белоруссии. В последующей встрече с журналистами он вообще отказался употреблять слово «проблемы» и говорил лишь об ожидающих своего решения «вопросах», главным образом о получении Белоруссией энергоресурсов на льготных условиях и более свободном допуске ее товаров на российские рынки.
Тем не менее противники российско-белорусского сближения, да и личные враги Александра Григорьевича пытаются наполнить данные высказывания нужным им содержанием, преподнося их как «явный признак» углубляющихся противоречий с Москвой. На Западе поднимается очередная мощная волна, направленная на раскачивание и взрыв Белоруссии изнутри. Она нарастает с того момента, когда появились сообщения о размещении на ее территории российского ядерного оружия, что сразу обесценило все возможные планы внешнего вторжения в Белоруссию. Волей-неволей на столе у западных политиков в отношении Минска остается только сценарий «цветных революций» и госпереворотов, который уже претворяется в жизнь. При этом для поддержки местной пятой колонны вполне могут использоваться спецподразделения натовских войск, забрасываемые со стороны Польши и Прибалтики. Особая угроза возникает со стороны Украины.
Чаще всего в силу особых свойств национального характера подобные планы «сливают» несдержанные на язык польские политики и генералы, ну не могут они жить без хвастовства. Так, недавно бывший замминистра обороны Польши генерал Вальдемар Скрипчак (Waldemar Skrzypczak) заявил в эфире телеканала Polsat: «Мы готовимся к восстанию в Белоруссии, потому что оно произойдет. Нужно быть готовым поддержать войска, которые будут вести операцию против Лукашенко». По словам польского генерала, рано или поздно воюющие за Украину белорусы вернутся на Родину. «Я надеюсь, что это вызовет восстание в Белоруссии, этого Лукашенко боится». Скрипчак признал, что Польша готова помогать тем военным, которые будут вести операции против Лукашенко. «У нас есть причины помогать им, как мы помогаем украинцам», - сказал он.
На мероприятиях ЕАЭС в Москве журналисты поинтересовались реакцией Лукашенко на подобные откровения, и его реакция была довольно противоречивая. С одной стороны, он оценил (https://president.gov.by/ru/events/zasedanie-vysshego-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soveta-1685006115 ) белорусских наемников, сражающихся на стороне Украины как незначительных маргиналов: «Мы отслеживаем этих ребят, о которых этот больной генерал говорил. Что там создаются хоругви, целые полки там или батальоны. Они так это называют. А на самом деле... Мы знаем, где они находятся. И поименно знаем всех. Мы готовы. Пусть приходят». С другой – не без тревоги Лукашенко напомнил, что еще несколько месяцев назад предупреждал о «готовящемся восстании, революции» в Белоруссии, «но, к сожалению, они мои заявления не слышат». Относиться это может как к самим заговорщикам, так и к тем должностным лицам страны, которые должны принимать необходимые меры.
Оппозиционное издание «Польская мысль» напоминает, что генерал Вальдемар Скрипчак не в первый раз высказывается в подобном духе. В 2021 году в интервью «Суперэкспрессу» он, например, говорил, что в случае войны Польша будет в состоянии захватить Белоруссию, если она останется без поддержки Путина, всего за три дня. Расчеты на это Скрипчак связывал с тем, что в случае польской интервенции в Белоруссии «произойдет всеобщее восстание против режима Лукашенко». В 2022 году он заявил, что «Калининградская область является частью польский территории. Мы имеем право претендовать на эту территорию, которую Россия оккупирует». «Польская мысль» констатирует: «…в каждом государстве есть эксцентрики на периферии политики», однако между ними и генералом Скрипчаком есть существенная разница. В государствах, управляемых серьезными политиками, таких людей изолируют. В Польше же его приглашают на телевидение, а его слова цитируются в серьезных СМИ и принимаются с мудрыми кивками.
Издание Mysl Рolska полагает, что слова генерала, сказанные во время напряженных отношений с соседями и войны за восточной границей страны крайне невыгодны для будущих польских интересов. Государство, допускающее такие заявления, «не будет считаться другими ни мудрым, ни серьезным, ни надежным». Даже если считать всё это выходкой отставного генерала и безответственных СМИ, которые о ней рассказали, то скандалом является отсутствие реакции и польских властей, и парламентской оппозиции. «Всё это более чем озадачивает. К сожалению, такие выходки будут повторяться. Для Польши и польского народа все это может закончиться трагически».
На деле отсутствие осуждения подстрекательских высказываний генерала Скрипчака и ряда других знаковых фигур польской политики может означать только одно. Они действительно являются частью замыслов, лежащих на столе и у него, и у партнеров Польши по НАТО. Их ни в коем случае нельзя недооценивать, как и потенциал белорусской оппозиции. Наемники, сражающиеся сейчас на Украине, конечно, не смогут противостоять армии Белоруссии. Но их общее число уже позволяет им забросить в различные точки ее территории в час икс несколько десятков крупных диверсионных групп с дополнительными запасами оружия для своих локальных сообщников. Если вспомнить размах массовых оппозиционных выступлений, сравнительно недавно шумевших по Белоруссии, то нетрудно понять, что слияние этих двух факторов в состоянии погрузить братскую страну в пучину хаоса и кровавых разборок.
Очень бы хотелось, чтобы подобное развитие событий не застало нас врасплох.