«Я чётко сказал, что мы могли бы зайти дальше, но я решил не делать этого. Я выбрал пропорциональность», — сказал Байден, выступая в Белом доме.
Весьма интересная ремарка нового главы вашингтонской администрации, крайне мало похожая на некую демонстрацию решимости. Лично у меня по прочтении возник странный вопрос: «Он что, оправдываться пытается?»
Мягко говоря, этот момент вызывает недоумение. Полагаю, что и не только у меня. Впрочем, многое проясняется, если повнимательнее присмотреться к самим санкциям. Которые, несмотря на всю громкость заявлений и суровость подачи, на поверку оказываются подозрительно мягкими. При том, что при объявлении был озвучен очень обширный и пространный список поводов для данных санкций.
Но, если подумать, всё это может быть вполне объяснимо.
Во-первых. Очень возможно, что сама эффективность санкций имеет свои естественные границы и своеобразный санкционный потолок уже почти достигнут.
Просто давайте зададимся вопросом: а дальше-то что?
Если не брать в расчёт вероятность прямой войны, то дальше только полная изоляция России по иранскому или ливийскому образцу. Но как раз на это американцы пойти не могут. Ибо полное выключение России из мирового хозяйства в условиях нынешнего глобального экономического кризиса ударит по всем. Да и не дадут Америке этого сделать.
Та же Германия готова играть в подобные игры только до определённого предела: как ни крути, а ей нужен новый «Северный поток».
Да, при этом она сделает всё для максимального сковывания деятельности РФ, связанной с его функционированием (при помощи разнообразных «Европейских энергопакетов» и прочих не вполне чистоплотных инструментов политики), но само его наличие Германии нужно. Оно сделает её чувствительно сильнее и влиятельнее. А уж если украинская ГТС окончательно выйдет из игры — такое развитие событий и вовсе сделает Берлин транзитным монополистом со всеми вытекающими.
Так что в этом плане у Америки по-прежнему сохраняется наиболее очевидный ход: попытаться протаранить Россию Украиной. Все остальные возможные ходы слабее.
Во-вторых. Всё это происходит на фоне резкого и очень наглядного спада американского влияния в целом. Особенно в контексте наращивающего политическую (и не только) мощь Китая.
Что мы наблюдаем? Китай публично унизил мирового гегемона на саммите на Аляске. Он же вполне очевидно готовит окончательное решение тайваньского вопроса.
При этом Америка выводит войска из Афганистана и частично из региона Персидского залива. И причина здесь отнюдь не только в новом пришествии «политики управляемого хаоса», а ещё и в падающей мощи самой Америки, которая свой гегемонизм вытягивает всё меньше и меньше. Пример: потеря Мьянмы.
Да, нынешняя РФ не может противостоять США в решающем объёме. Но вопрос: а хочет ли Вашингтон совместных действий Пекина и Москвы? Это ведь уже совсем другой расклад, дорогие товарищи.
Вот и получается, что пространства для резких движений у Америки уже не так много, как казалось. Более того, его становится всё меньше.
Являются ли нынешние санкции публичной демонстрацией бессилия?
Трудно сказать. Но вот демонстрацией неуверенности в себе являются совершенно точно. Теперь вопрос только в том, окажется ли нынешняя Москва способна этим воспользоваться.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!