90 лет назад в США произошел биржевой обвал, получивший название «черный четверг». Финансовый кризис перешел в экономический, ознаменовавший начало «Великой депрессии», которая закончилась, по большому счету, только с началом Второй мировой войны. Исторические параллели с современностью поневоле наводят на дурные мысли.
Трудно не заметить, что Соединенные Штаты Америки, удобно расположившиеся в безопасности подальше за океаном, являются основным выгодоприобретателем от глобальных военных конфликтов. В 1913 году эта страна имела отрицательный внешнеторговый баланс и была должна кругленькую сумму, но с началом Первой мировой войны все кардинально изменилось. Американские банкиры начали предоставлять кредиты всем воюющим сторонам, которые шли на покупку оружия, боеприпасов и амуниции, производимых в самих же США.
Великобритания и Франция, бывшие крупнейшие кредиторы, сами стали должниками, а их место заняли «заокеанские кузены». К 1929 году Штаты были богатейшей страной мира. Экономика разогналась, росли курсы акций. Население тоже «набрало жирок». Миллионы американцев смогли приобрести автомобили, обзаводились дорогостоящей домашней техникой. Дорогой доллар делал их «королями по жизни» при поездке по Европе и в иные государства.
Но была у этого успеха и своя обратная сторона. Высокая инфляция съедала проценты по вкладам, делая их невыгодными. Разросшийся средний класс начал массово играть на бирже, спекулировать с недвижимостью, появились финансовые пирамиды. Обезумевшие люди брали кредиты от брокеров на покупку акций, веря, что рост будет продолжаться бесконечно. Экономический пузырь начал трещать уже в сентябре 1929 года, а своего пика обвал достиг 24 октября, в четверг, ставший «черным».
Курс акций обрушился, поставив пока не побитый рекорд. Общие убытки составили 74 миллиарда «тех долларов». Банки начали банкротиться, предприятия лишались кредитных линий и прекращали работу. Люди массово становились безработными. За следующие три года промышленное производство сократилось на 56%, а экспорт – на 80%. Разорившихся фермеров банки безжалостно сгоняли с земли, отправляя их скитаться по мукам. Моногорода, зависевшие от закрывшегося градообразующего предприятия, практически вымирали. Нищета, самоубийства, разгул криминала, голод, смерть – вот что принесла США «Великая депрессия».
Считается, что вытянул из этой трясины Америку президент Франклин Рузвельт. В рамках его «нового курса» создавались трудовые лагеря, доллар девальвировался, был проведен конфискационный обмен золота, а крупнейшие банки получили доступ к государственным деньгам. Однако в действительности наибольший вклад в приобретение США статуса сверхдержавы внесло начало Второй мировой войны.
После нападения Германии на Польшу ее золотой запас перекочевал во Францию, где также оказалось и бельгийское золото. Из-за неминуемой капитуляции Парижа перед Берлином, французское, бельгийское и польское золото было вывезено в Африку, а оттуда в 1943 году попало в хранилища Форт-Нокса. Туда же перевезли и часть норвежского золотого запаса. Кроме того, европейские буржуа самостоятельно переводили свои активы и ценности в безопасные США.
Американские корпорации невероятно обогатились на военных контрактах, причем не гнушались некоторые из них сотрудничеством с Третьим рейхом, о чем сейчас не принято вспоминать. Вновь заработала проверенная схема: кредитование европейских стран под покупку американских товаров. После окончания Второй мировой войны США взяли под экономический контроль Старый свет через «план Маршалла», превратившись в сверхдержаву. А победа Соединенных Штатов в «холодной войне» с развалом СССР позволила им ограбить бывшие страны соцлагеря.
Казалось бы, все у американцев теперь хорошо. Но есть определенные параллели с ситуацией конца двадцатых годов прошлого века. Доллар вновь крепок, долги непомерны, население закредитовано, финансовый сектор надувает явные «пузыри». В самих США все больше экономистов говорит о риске рецессии и последующего экономического обвала, который аукнется во всем мире. А как Вашингтон предпочитает выбираться из ямы, мы уже знаем.