Сегодня много говорят о распаде глобального мира на региональные валютные и технологические зоны. Мы тоже рассматривали некоторые варианты будущего мироустройства. Однозначную картину пока нарисовать трудно, но некие общие черты уже себя проявили. Попробуем их описать.
С утратой влияния США, мир перестал быть однополярным. Теперь уже совершенно точно известно, что будет четыре основообразующих центра силы: Россия, Китай, США, Индия. Каждый из этих центров будет иметь доминирующее положение в своей ограниченной зоне ответственности.
Стоит ясно понимать, что мир входит в новую технологическую эпоху. Набирающая обороты цифровизация является аналогом прошедшей в XIX-XX веках индустриализации, изменившей мир до неузнаваемости. В ближайшие десятилетия, экономики стран будут качественно перестраиваться на основе цифровых, информационных, энергетических и других технологий, соответствующих новому технологическому укладу. А четыре государства: Россия, Китай, США и Индия станут мозговыми центрами, ядрами будущего развития, заключающими в себе высокотехнологичные наукоемкие производства и мощности.
К настоящему моменту сложилась уникальная в истории человечества ситуация: если раньше мир представлял собой множество конкурирующих между собой государств, где отстающие в технологическом развитии страны еще могли догнать убежавших вперед, то сегодня все иначе. Никому больше не догнать ни Россию, ни Китай, ни США, ни Индию. Почему? Объясним на простом примере:
У каждого сегодня есть смартфон, а в нем навигатор. Давайте прикинем, сколько сил было потрачено, чтобы Вы без пробок доехали до супермаркета. Сам смартфон состоит из пластика, стекла, цветных металлов и других материалов, требующих наличия химических, металлургических и прочих производств. Эти производства требуют соответствующих ресурсов, которые надо еще найти и добыть. Кроме того, чтобы в Вашем смартфоне работал собственно сам навигатор, нужен не один десяток спутников на околоземной орбите, а это уже целая космическая отрасль, освоить которую в полной мере смогли только четыре страны: Россия, Китай, США, Индия.
Мозгом смартфона является микропроцессор, технология производства которого настолько сложна, что применяется сегодня лишь несколькими странами. Однако не все эти страны можно считать полноценными производителями микропроцессоров. К примеру, Тайвань, Южная Корея, Япония и Англия производят микроэлектронику, но не имеют на своих территориях достаточных ресурсов и смежных производств, необходимых для осуществления полного цикла производства этой микроэлектроники. Лишь глобальный единый рынок позволял им закупать материалы и комплектующие в других странах, но время единого рынка закончилось вместе со сворачиванием проекта глобализации.
В эпоху цифровизации и развития телекоммуникаций, наличие полного цикла производства современной микроэлектроники и освоение космоса становятся ключевыми факторами национальной безопасности и главными конкурентными преимуществами. Не стоит забывать, что и высокоточные ракеты с боеголовками летают с помощью тех же навигационных спутников и микропроцессоров, которые мы используем в работе навигатора на нашем смартфоне. И существует всего четыре страны, способные позволить себе полеты в космос и обеспечить полный цикл производства микроэлектроники — Россия, Китай, США, Индия. Никакие титанические усилия не позволят остальным странам догнать их в развитии.
Четыре мировых лидера будут строить собственные цифровые «экосистемы» и включать в зону своего влияния менее удачливых соседей — «периферию», которая будет играть вспомогательную роль в обеспечении рынка соответствующими товарами и услугами. В обмен на свои товары и услуги, «периферия» сможет пользоваться цифровой и информационной инфраструктурой «страны-ядра», а так же получать защиту, находясь под ее военным зонтиком.
Каждая «страна-ядро» будет иметь собственный эмиссионный центр, валюта которого станет базовой для всей системы «ядро-периферия». Денежные средства также претерпят изменения и станут больше похожи на цифровые валюты, технологии которых позволяют создать многоконтурную экономику, где деньгам можно придать целевую характеристику. Деньги нельзя будет украсть или потратить не по целевому назначению. Такая многоконтурность денежной системы позволит очень точно управлять экономикой и рачительно расходовать имеющиеся в бюджете средства. В России, возможность оперативно и точечно реагировать на изменяющиеся условия позволит вернуться к использованию плановой системы, при которой цели развития экономики будут соответствовать целям развития государства.
Связь каждой «страны-ядра» со своей «периферией» будет основываться не только на основе экономических предпосылок, но и на идеологической, во многом нравственной базе. Россия и ее окружение станет территорией умеренного консерватизма и традиционных ценностей. В одном из своих выступлений, наш Президент уже озвучил этот курс. США, скорее всего, будут еще некоторое время придерживаться формальной политики безграничной толерантности к различного рода странным проявлениям в обществе, однако уже сегодня видны признаки того, что маятник начал движение в противоположную сторону. Китай с его всепоглощающим размытием индивидуализма и кастовая Индия — совершенно особые страны, со своими неповторимыми жизненными укладами. Эти особенности позволят включить в их окружение лишь ближайших соседей, одновременно являясь непреодолимым барьером для всех остальных.
А где же в списке центров силы Евросоюз? А не будет Евросоюза. Среди европейских стран нет той, что смогла бы создать собственную «экосистему» соответствующую новому технологическому укладу. Ни у одной европейской страны по отдельности не хватит ни человеческих, ни материальных ресурсов для этого. А объединенная Европа, как показывает нам жизнь, не способна справиться даже с внутренними противоречиями.
Когда на восточном горизонте начнет формироваться российское ядро нового технологического уклада, а на западном американское, страны Европы будут только рады подключиться к ним в качестве «периферии». При этом, придется принять соответствующие экономические и идеологические установки диктуемые соответствующими центрами силы. В противном случае, эти территории рискуют остаться в так называемой «серой зоне», исключенной из процесса продуктивного эволюционного развития. Не стоит забывать и про амбиции ключевых игроков — в недавних предложениях по НАТО Россия уже фактически обозначила Западу территории, которые желает видеть в качестве зоны своей будущей «периферии». В соответствующей статье проекта соглашения, «красная линия» прошла по восточным границам Германии, Австрии и Италии:
А ведь мы даже толком еще не начали формировать свой центр силы. Кто знает, может и страны Западной Европы войдут в зону российского влияния.
Некоторые процессы, влекущие за собой описанные изменения, уже запущены и необратимы. Каждый последующий год будет приносить все больше интересных событий. А годом начала кардинальных изменений является предстоящий 2022-й.
Поздравляем всех с наступающим, переломным Новым Годом, и началом новой главы в истории нашей Родины — Великой России!