Совершенно неожиданно на президентских выборах в Польше победил Анджей Дуда, малоизвестный кандидат от партии «Право и Справедливость». Кто такой Анджей Дуда и как может измениться политика Польши по отношению к России и Украине, когда Дуда 6 августа торжественно примет президентскую присягу?
Скелет в шкафу и «Смоленская ложь»
Так что мы знаем о господине Дуде, одном из самых молодых президентов в мире (43 года), который вскоре встанет у руля Польши? Официальная биография рисует нам Дуду рыцарем без страха и упрека, но так ли оно на самом деле — другой вопрос. У любого уважающего себя политика есть политический скелет в шкафу, не исключение и Дуда, но не будем забегать вперед. Отец Анджея Дуды — Ян Тадеуш Дуда — профессор технических наук. Мать — Янина Милевска-Дуда, профессор химии. Родители до сих пор трудятся преподавателями в Технологическо-научном университете в Кракове. На что стоит обратить внимание: школьные друзья помнят Дуду как исключительно религиозного человека и активного харцежа (харцерство — польский аналог скаутов). Напомним, что история знает множество случаев, когда патриотическая молодежь, а именно такую привлекает харцерство, жертвовала своими жизнями ради Польши. Религиозное рвение и патриотичность, переходящая в воинственность, вполне могут проявиться во время президентства Дуды во внешней политике страны по отношению к Европейскому Содружеству и Российской Федерации.
В 1996 году Анджей Дуда защищает дипломную работу на престижном факультете права и администрации Ягеллонского Университета в Кракове. Молодой магистр юридических наук остается в стенах альма-матер и начинает научную карьеру. С будущей женой Анджей Дуда познакомился в третьем классе лицея. Его избранницей стала дочь известного поэта и профессора филологии в Ягеллонском Университете Юлиана Корнхаусера — Агата Корнхаусер. В 1994 году Анджей Дуда и Агата Корнхаусер сыграли свадьбу, годом позже родилась дочь Кинга, ныне студентка первого года на юридическом факультете Ягеллонского университета. Сегодня Агата Корнхаусер, жена Анджея Дуды, преподает немецкий язык в одном из лицеев Кракова.
В 2004 году Дуда получил степень доктора права, годом позже, благодаря протекции члена Сейма Аркадия Муляричка из партии «Право и Справедливость», он начинает свою карьеру в партии. Именно тогда, в 2005 году, Дуда уходит в академический отпуск, в котором находится до сих пор. Начинающий политик заводит знакомства и продвигается все дальше по партийной лестнице. В 2006 году Дуда занимает пост заместителя министра юстиции, а в 2007 году Анджей Дуда уже статс-секретарь в канцелярии президента Польши Леха Качиньского, трагически погибшего в авиакатастрофе под Смоленском в 2010 году.
Именно во время работы в качестве статс-секретаря на Леха Качиньского связан один из наиболее таинственных аспектов карьеры Дуды, на который любят обращать внимание его политические противники. История началась в 2009 году, когда президент Лех Качиньский принимает скандальное решение помиловать обвиненного в вымогательстве бизнесмена Адама С., близкого друга зятя Леха Качиньского Мартина Дубенецкого. Бизнесмен получил помилование практически мгновенно, в обход суда, не помогло даже сопротивление Генеральной прокуратуры. От президентской канцелярии дело курировал Анджей Дуда. Органы правопорядка взялись за расследование столь вопиющего нарушения, но, к удивлению следователей, документы, связанные с помилованием Адама С., исчезли. В результате сотрудникам прокуратуры дело пришлось закрыть, но в аннотации появилась запись, что, возможно, исчезновение документов — дело рук Анджея Дуды. Сам Анджей на все вопросы, связанные с тайной исчезновения документов, утверждает, что детали дела забыл, а все решения принимал покойный президент Лех Качиньский.
Катастрофа под Смоленском, унесшая жизнь Леха Качиньского и части политической элиты Польши, карьеру Дуды оборвать не смогла. Первоначально осторожно высказывавшийся по вопросу трагедии в Смоленске политик стал занимать все более радикальную позицию, за которую ратовали лидеры партии, в том числе и брат-близнец покойного Леха Качиньского — Ярослав Качиньский. По версии Ярослава Качиньского, авиакатастрофа, в которой погиб его брат — теракт, исполнителями которого являются спецслужбы Российской Федерации. Все данные, предоставленные российской стороной — это гигантская мистификация и ложь — «Смоленская ложь». В 2010 году Дуда участвовал в выборах мэра Кракова, в 2011 году победил на выборах в Сейм, откуда в 2014-м удачно стартовал в гонке в Европейский парламент. Взлетом к вершине политического Олимпа для Дуды стал май 2015 года, когда он избрался президентом Польши. Смущает лишь вопрос, на который пока что нет однозначного ответа: будет ли Анджей Дуда проводить самостоятельную политику или предпочтет оставаться лояльным партии «Право и Справедливость» и, прежде всего, лидеру партии Ярославу Качиньскому?
Лех и Ярослав: параноидальное общество и его враги
Партия «Право и справедливость» появилась на свет в 2001 году и твердо занимает национально-консервативную позицию. Партия также активно отстаивает христианские ценности, что подчас приобретает гротескные формы. Столпами, на которых зиждется международная и внутренняя политика партии, является антироссийская и антигерманская риторика. У истоков партии стояли два брата-близнеца Лех и Ярославы Качиньские, в детстве сыгравшие в популярном фильме-сказке «О тех, кто украл Луну», что может объяснить страсть братьев к театральным эффектам и популизму. Как правило, сторонники «Права и справедливости» высказываются за уменьшение налогового бремени, либеральную экономику и активную государственную политику социальной защиты малоимущих слоев населения. Именно на этих лозунгах плюс на обещаниях перемен пришел к власти Анджей Дуда. Экономисты уже успели подсчитать, что с экономической точки зрения реализация предвыборных обещаний, данных Дудой, относится к области фантастики.
В бытность покойного Леха Качиньского мэром Варшавы одну из городских площадей переименовали в площадь имени Джохара Дудаева. Во время правления партии «Право и Справедливость» в Польше стремительно ухудшились отношения с Россией и улучшились с Соединенными Штатами Америки. Именно тогда Польша стала считаться наиболее вероятным кандидатом в Европе на размещение американской системы противоракетной обороны. Напомним, что от идеи разместить ПРО в Польше отказался в 2009 году Барак Обама, к тому времени ставший президентом США. Начавшийся в Южной Осетии конфликт 2008 года заставил Леха Качиньского встать на сторону Грузии. Президент Польши заявил, что «российское государство в очередной раз показало свое истинное лицо», а ввод Россией войск назвал агрессией против суверенной страны и проявлением русского империализма.
Лех Качиньский, президент Польши, погиб в 2010 году вместе с женой и сопровождающими его политиками и военными в авиакатастрофе, когда вместе с делегацией направлялся в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. Борт номер один, на котором летел польский президент, задел дерево при заходе на посадку и загорелся. Погибли все пассажиры рейса. В выводах, обнародованных в Москве Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), причиной авиакатастрофы называется решение экипажа самолета идти на посадку при плохих погодных условиях и психологическое давление на пилотов со стороны экипажа.
Трагедия, унесшая жизни Леха Качиньского и его 95 спутников, положила начало одному из самых болезненных расколов в польском обществе. Брат-близнец Ярослав отказался смириться со смертью брата, назвав авиакатастрофу ударом Кремля по Польше. 18 апреля Лех Качиньский с женой был похоронен в Кракове, в усыпальнице королевского замка Вавель, рядом с могилами польских королей и легендарного Юзефа Пилсудского. На похороны пришли десятки тысяч людей, хотя уже тогда достаточно громко раздавались голоса, что президент не сделал ничего выдающегося, чтобы упокоиться рядом с польскими национальными героями. Доклад МАК и его выводы Ярослав Качиньский поспешил объявить подложными, призванными затушевать роль Москвы в деле гибели его брата. Ярослав не смирился даже с выводами польских комиссий, объявив их делом рук политических противников, к которым он отнес лидера «Гражданской Платформы» Дональда Туска, в то время занимавшего пост премьер-министра. Так в общественную жизнь Польши вошла теория заговора, согласно которой президента Леха Качиньского убили. Излишне уточнять, что во всем виноваты русские.
В течение пяти лет, прошедших со смерти Леха Качиньского, крупные и мелкие неудачи партии «Право и справедливость», по версии ее идеологов, были результатами враждебных происков Кремля. Опубликованные в начале апреля в издании «Газеты Выборча» результаты опросов продемонстрировали, что один из пяти поляков верит в заговор. Обвинениям в том, что «нашего президента убили», «сфальсифицировали результаты выборов на русских серверах», «польским детям Брюссель будет менять пол при помощи гендерной теории, а семьи нам уничтожат при помощи закона о ненасилии» несть числа, равно как и предложениям усилить роль католической церкви в жизни Польши. Пока же партия «Право и Справедливость» обещает устроить проигравшей на президентских выборах «Гражданской Платформе» побоище на осенних парламентских выборах. В случае победы на парламентских выборах пост премьера Польши намеревается занять Ярослав Качиньский, после чего власть в Польше полностью перейдет в руки «Права и Справедливости». Самая влиятельная страна Восточной Европы оказывается в руках клинических русофобов, которых русские через розетки по ночам облучают. И всё это во время войны на Украине.
What could possibly go wrong?
Украина: что пообещал Дуда и чего не сделал Коморовский
Во время предвыборной кампании Анджей Дуда не скупился на разнообразные обещания, а под конец зимы вообще заявил, что «если бы мой звонок мог остановить войну на Украине, я позвонил бы Владимиру Путину». Немало шуму наделало и небезызвестное заявление тогда еще кандидата, а сегодня президента влиятельной польской газете «Речь Посполита» о том, что «российский танк нельзя остановить, накидав под гусеницы песка или укоротив топливный шланг. Нужно перекрыть подачу топлива». Во время предвыборных дебатов с Брониславом Коморовским в студии телеканала TVN Дуда заявил, что «империалистические амбиции России растут и это нужно остановить». В обращении к своим потенциальным избирателям Дуда не мог не обратить внимания на такую беду, как отсутствие демократии в России. Свидетельством чему «постоянные и ежедневные нарушения российской конституции… Россия — первое европейское государство, которое совершило военное вмешательство в дела другого независимого европейского государства, отобрав часть его территории». Также Дуда во время теледебатов сообщил, что на территории Польши должны появиться базы войск НАТО, а Варшава — продемонстрировать агрессивную и жесткую дипломатию по отношению к Москве.
Несмотря на слова поддержки Киеву, на которые Анджей Дуда не скупился, и заявления «что нужно перекрыть топливо для российского танка», стоит отметить два любопытных факта. Во-первых, Дуда против героизации на Украине Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА), вырезавших на Волыни добрую сотню тысяч поляков. Напомним, что 9 апреля в рамках своего визита на Украину президент Польши Бронислав Коморовский выступил перед депутатами Верховной Рады. В своем выступлении Коморовский заявил, что «Польша протягивает руку Украине». Спустя несколько часов те же депутаты приняли закон о признании Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии борцами за независимость страны и предоставили ветеранам ОУН-УПА право на социальные выплаты. Во-вторых, Дуда решительно возражает против отправки польских солдат и военных инструкторов на Украину, по его словам, вопрос присутствия солдат НАТО на Украине должно решать руководство Североатлантического Альянса. Дипломатично, но что это значит на самом деле? Можно предположить, что как только такое решение будет принято НАТО, польское присутствие на территории Украины превратится в факт. Это Дуда, а что же уходящий президент Коморовский?
Бронислав Коморовский пытался во время дискуссии в телевизоре разыграть ту же карту, что и Дуда, но более мягко высказывался о дипломатических мерах по принуждению к миру Москвы. Если Дуда объявил одним из своих приоритетов углубление сотрудничества с НАТО и ЕС, что в конечном счете может вылиться в размещение на польской территории системы ПРО, то Коморовский попытался указать, что Польша, будучи членом НАТО и ЕС, может спать спокойно. Впрочем, Коморовский также не отказывался от создания противоракетного щита, только не американского, а польского.
Давайте посмотрим на то, как развивались отношения с Россией во время правления в Польше «Гражданской Платформы». Начиная с 2008 года, вскоре после того, как пост премьера перешел к Дональду Туску, лидеру «Гражданской Платформы», Варшава приступила к политике умиротворения Российской Федерации. Обмен визитами на высшем уровне, заявления польских политиков, в том числе самого Дональда Туска, что Россия — важный партнер. В ответ на публикацию в Gazeta.ru, назвавшей Дональда Туска «российским человеком в Варшаве», Туск заявил, что «Путин — это свой человек в Москве». Хорошим отношениям пришел конец осенью 2013 года, когда страны Запада предприняли попытку включить в сферу своих интересов Украину. Активность Польши, отстаивавшей европейские и польские интересы, была очень высокой, достаточно вспомнить участие главы министерства иностранных дел Радослава Сикорского в событиях в Киеве. Победа Майдана, поддержка Украины Польшей, а затем возвращение Россией Крыма окончательно привели к холодной войне между Москвой и Варшавой. Здесь и предложение праздновать окончание Второй мировой войны на Вестреплатте в Польше, и запрет «Ночным Волкам» на мотопробег по территории страны, и помощь Украине.
Старый новый поворот
Поскольку Польша — парламентская республика, в которой власть президента является номинальной, избрание Анджея Дуды президентом существенно расклада сил на политической арене страны изменить не сможет. Пока что реальная власть остается в руках «Гражданской Платформы», которой принадлежат почти все посты в правительстве. Выборы в Сейм пройдут осенью этого года, и именно от их результатов зависят изменения во внутренней и внешней политике Польши.
Многие российские политологи высказывают мнение, что президент Анджей Дуда и победа на выборах в Сейм «Права и справедливости» более устраивают Россию, нежели Коморовский и «Гражданская платформа». По их мнению, политика Польши станет агрессивной, что приведет к разрыву Польши с Брюсселем и Берлином, что выгодно России. Подобная точка зрения хоть и не лишена привлекательности, но может оказаться ошибочной. По нашему мнению, Польша в таком случае наверняка сосредоточится на усилении связей с Соединенными Штатами Америки, более жесткой политике по отношению к Москве и укреплению поддержки Украины, но далеко не факт, что это будет в пику отношениям с Брюсселем и Берлином. Можно с полным основанием предположить, что Ярослав Качиньский будет отчаянно пытаться доказать версию гибели брата-близнеца вследствие заговора Москвы. Благодаря этому усугубится раскол в самой Польше на тех, кто верит словам Качиньского о злых русских и плохих поляках, и тех, кто мыслит критически. Точно так же усиление католической церкви и твердолобое следование христианским ценностям, за которое ратуют Качиньский и его соратники, вполне способно вызвать протесты в Польше. Дабы не быть голословным — партия «Право и Справедливость» вместе с католическими иерархами особенно яростно высказывается против прав женщин на искусственное оплодотворение, нападкам подвергается право на прерывание беременности. Само собой, что подобные предложения вызывают негодование у польского среднего класса.
Итого: если говорить по-русски, то к власти в Польше пришел романтический интеллигент-ультранационалист из партии сумасшедших религиозных мракобесов, по сравнению с которым Мизулина еще либералка, а Стариков — голубь мира. Интеллигент, выросший в польских религиозных пионерах, воспитанный на рассказах о героической борьбе с русскими оккупантами, чей политический патрон винит Путина в гибели своего брата. Дальнейшее обострение кризиса на Украине будет увеличивать популярность этих прекрасных польских людей, и, если «Право и справедливость» победит на осенних парламентских выборах, дальше будет возможно что угодно: от поставок оружия Украине до открытого участия поляков в войне на стороне ВСУ.
«Возрождение традиционных ценностей в Европе», о котором так мечтают некоторые наши дураки, наконец началось. «Отчего ж никто не радуется?»