Исторически сложилось, что из всех родов войск на сайте наибольшую информационную поддержку получает флот, благодаря усилиям таких авторов, как Александр Тимохин и Максим Климов.
Сам факт того, что проблемы флота обсуждаются безусловно является положительным.
Однако обороноспособность страны подразумевает сложную систему взаимодействия между различными родами войск.
Отсутствие же баланса в подаче информации способствует тому, что реальная роль тех или иных видов вооружения искажается, а неправильные приоритеты способны критически повлиять на обороноспособность нашей страны или на понимание гражданами первоочередных целей и задач современности. Что тоже в целом не есть хороший показатель.
По этому в данной статье мы хотели бы несколько компенсировать наметившийся "дифферент" в сторону флота и критически оценить его реальное положение в общей системе обороны нашей страны.
Естественно, максимально объективно и с уважением.
В процессе придется периодически ссылаться на статьи указанных авторов, и подвергать критике определенные тезисы в отношении флота. Но это нормальное явление, это действительно поиск истины между двумя мнениями.
Географические особенности России
Всякий раз, когда речь заходит о возможности России иметь сильный флот, все амбициозные планы неумолимо натыкаются на суровый факт - средства, которые Россия вкладывает в свой флот в конечном итоге должны быть поделены на 5 частей (по количеству четырех флотов и одной флотилии).
Если вести подсчет упрощенно, это приводит к тому, что имея втрое больший общий бюджет, чем, скажем, Турция, наш флот при этом оказывается в 1,6 раза слабее локально. Если в цифрах, то против 6 наших подводных лодок будет 13 турецких, а против 1 ракетного крейсера, 5 фрегатов и 3 корветов будут 16 турецких фрегатов УРО и 10 корветов с ракетным вооружением. Вообще стоит отдельно посчитать суммарные возможности Черноморских флотов России и Турции.
Данный подсчет - условность, призванная продемонстрировать сам принцип. И он никак не учитывает ряда факторов (которые также играют против нас), например таких, как наличие в составе нашего флота дополнительной и весьма внушительной статьи расходов на содержание и обеспечение работы атомных стратегов.
Такое положение вещей мягко говоря удручает и заставляет задуматься - а стоит ли вообще тратить деньги на флот, если эти вложения представляют собой движение "против течения"?
Данная особенность географии России хорошо известна людям, связанным с флотом, однако ее обсуждение часто игнорируется ввиду того, что ставит под сомнения эффективность траты денег на флот как и место флота в общей структуре ВС РФ, а как следствие и важность всех обсуждаемых проблем флота для обороноспособности страны в целом.
Так, например, Александр Тимохин в ряде своих публикаций (Строим флот. Последствия "неудобной" географии) попытался смягчить остроту этого вопроса и найти решение озвученной проблемы, которым стало… вложение денег в авиацию. Мы согласны с этим мнением, более того, всячески его поддерживаем.
Однако получается, что найти решение проблемы через развитие непосредственно кораблестроения в итоге все равно не удалось. Но тема Александра весьма интересна и содержит множество аспектов, важны для раскрытия текущей темы. Далее будут несколько цитат из нее
Разделение морских сил
Ну во-первых, очевидно, что никакой силы в том, чтобы выжить не явившись на бой нет и быть не может. За редкими исключениями, которые лишь подтверждают правило.
Во-вторых война (опять же за редким исключением), является продолжением политики. Одна страна наносит военное поражение другой стране, что позволяет предъявить определенные требования и далеко не всегда речь идет о полном разгроме армии.
Возьмем к примеру региональное государство Японию или Турцию. Сфера интересов Японии - Курилы, им и так нет дела до Черноморского флота РФ. Туркам же интересны месторождения углеводородов около Кипра, а то что происходит на востоке России их мало заботит. По этому вопроса о полном уничтожении флота противника для региональных государств на повестке дня не стоит изначально.
Мы такие не одни...
Об этом не принято говорить, по каким-то странным причинам, но наш главный оппонент имеет такую же точно уязвимость – его ВМС разделены между Тихим океаном и Атлантикой. Примерно поровну. И, что важно, главная ударная сила ВМС США – авианосцы, не может осуществлять переход Панамским каналом. Только в обход Южной Америки и более никак
Здесь также присутствует попытка, снять остроту вопроса через аналогию - у США же то же самое, но это не мешает им быть "королями морей". Значит и мы можем.
К сожалению нет. Для начала, у нас нет 10 авианосцев, 22 крейсеров и 78 эсминцев. А теперь идем по порядку.
Во-первых бюджет в 700 млрд. совершенно не тоже самое, что бюджет в 70 млрд.
Во-вторых делить флот на 5 частей совершенно не тоже самое, что делить его на 2.
В-третьих невозможность перебросить суда касается только авианосцев, другие корабли, такие например как эсминцы "Арли Берк" (хоть и уступают авианосцу, но тем не менее так же являются силой с которой приходится считаться), прекрасно перебрасываются через Панамский канал.
В-четвертых постоянная плановая численность авианосцев США, равная 10 единицам, позволяет поделить их на 2 в соотношении 4-6 что также смягчает остроту этого вопроса для США. И позволяет маневрировать силой в угоду моменту.
В-пятых, США от нас отличается еще и то, что их флоты, не заперты в изолированных акваториях, как наши.
Существует еще одно, шестое отличие, которое возможно важнее всех остальных и о котором мы поговорим чуть позже.
Советский опыт
Еще один опыт из прошлого... И где ТЕ корабли? И что у нас есть взамен ТОГО советского флота?
По существу идея понятна и не нова - если скажем Турция перекроет нам пролив (допустим в Турции произойдет переворот, попытка которого уже была и к власти придет... а вот кто его знает кто придет?), то нам необходимо заблаговременно разместить флот в акватории Средиземного моря.
Такой план хорош, однако подразумевает один пикантный момент - он по существу является ничем иным, как еще большим рассредоточением имеющихся сил. То есть, "нос вытащили, хвост увяз". Попытались решить проблему изоляции - усугубили проблему разобщенности сил.
Вопросы боевой устойчивости в современных войнах с применением ракетного вооружения
Еще одним вопросом, который часто забывают люди, увлекающиеся изучением доктрин времен СССР - огромный скачок в сфере развития АСП и ракетного вооружения, принципиально изменивший подход к боевой устойчивости. Почему-то этот момент сегодня сознательно игнорируется.
Современные крылатые ракеты позволяют наносить удары по объектам не только с большой дистанции, которая обеспечивает безопасность носителей, но еще и на большую глубину построения войск, включая стратегическую.
Примером может служить российская ракета X-101, имеющая дальность порядка 5 000 км.
Это значит что в определенных сценариях противнику не нужно побеждать всю армию, достаточно подавить ПВО на одном направлении после чего для уничтожения становятся доступны множество дорогих во всех отношениях целей - пункты командования, центры принятия решений, НПЗ, склады боеприпасов, ЖД-хабы, транспортные магистрали, электростанции, заводы, верфи и т.д.
Какое-то время ПВО будет сопротивляться, однако первыми жертвами ударов неизбежно станут объекты, находящиеся на границе - и сами военно-морские базы, и аэродромы находящиеся поблизости, рискуют быть уничтоженными в первую очередь.
Этот простой факт вынуждает взвешенно и осторожно подходить к вопросу размещения в "красной зоне" дорогостоящих образцов вооружения, существенных запасов материально-технических средств, топлива, боеприпасов, квалифицированно персонала.
Кто-то может возразить, что рассматривается только один сценарий - конфликта с США, но возьмем к примеру черноморский регион.
Расстояние между Крымом и Турцией всего навсего каких-то 300 км.
А это значит, что в случае боевых действий в этом регионе с применением высокотехнологичного вооружения бой будет напоминать мексиканскую дуэль, когда все будут стрелять во всех из всех "стволов". И когда "рассеет ветер после боя сизый дым", кто останется на ногах - неизвестно.
Многое будет зависеть от того кто нанесет первый удар и насколько сфокусированным он окажется, а также кто сможет лучше отмахаться ПВО от ракет противника.
Но очевидно, что в таких условиях флот, его базы, близлежащие аэродромы и самолеты на них имеют очень неоднозначную выживаемость.
Более того, понятие "морского боя" к которому так часто апеллирует А. Тимохин в данных условиях размывается.
Прежде всего по тому, что становится не однозначным назначение важности и приоритетов целей.
Что важнее атаковать? Аэродром, с которого регулярно будут взлетать самолеты? Или корабль? А если корабль отстрелялся и уже имеет пустые шахты? Как следует оценивать его угрозу? Стоит ли распыляться, добивая мелкие корабли или лучше сфокусироваться на подавлении ПВО и получить возможность уничтожить инфраструктуру?
В свете вышесказанного стоит взглянуть на турецкую разработку - крылатую ракету SOM, которой планируется вооружать самолеты ВВС Турции.
Таким образом мы и подошли к 6-му пункту, который отличается нас от США.
Наши флоты не только разобщены и заперты. В условиях применения современного вооружения они сами и вся их инфраструктура находится под постоянным "прицелом", что драматически снижает их боевую устойчивость и защищенность от внезапного удара.
Сегодня устроить Перл-Харбор намного проще.
И нужно понимать, что если дело дойдет до серьезной драки, весь ЧФ имеет большие шансы быть уничтоженным за считанные минуты, причем до 2/3 кораблей будут расстреляны у пирса. Ракетами.
Но и Тимохин и Климов, в своих статьях просто игнорируют этот факт, продолжая ссылаться на полностью устаревшие концепции 80-х годов прошлого века.
Стратегическая и дальняя авиации, как инструмент сдерживания
Поддерживая мнение Тимохина в отношении того, что авиация сегодня играет несоизмеримо большую роль в делах флотских и флот без авиации просто не представляется функциональным, хотим заметить, что только опираясь на дальнюю и стратегическую авиации флот может быть вполне боеспособен.
Без должной поддержи - обречен.
На самом деле с подобной проблемой столкнулись и США, одним из американских военных аналитиков вопрос был сформулирован следующим образом:
Ну и действительно. Как можно ожидать что одна американская база сможет сопротивляться Китаю или России?
Значит США необходимо оружие, которое проецирует свою силу очень быстро и эффективно. И в качестве такого оружия США используют свои стратегические бомбардировщики B-52 и B1 Lancer. Они вовсе не спешат списывать их, напротив постоянно развивают их вооружение и способы обслуживания, а В-52 тянут изо всех сил, дабы они еще послужили.
Наиболее показательным является подготовка США к оснащению своих самолетов барабанами с быстрой перезарядкой, что намекает на применение этих самолетов для нанесения серии ракетных ударов с максимально коротким интервалом.
То есть - с базы, максимально приближенной к территории противника.
Недавние события в мире так же содержат яркие примеры применения этой тактики. Например против Китая - Гуам как элемент сдерживания Китая: США выделили 1 млрд долларов на развитие базы на острове. Хочется также отметить - в комментариях к новости о Гуаме обсуждалось, как Китай может атаковать эту базу. США с Гуама может атаковать весь Китай - его электростанции, его верфи, его флот. А Китай может атаковать только Гуам. Ни о какой атаке на главную верфь США (к примеру) и речи быть не может без применения стратегических сил.
Или примерно так же действовали США против Ирана, осуществив переброску B-52 с авиабазы в Луизиане на остров Диего-Гарсия в Индийском океане.
И даже против России. Основные популяризаторы флотской тематики на ВО Максим Климов и Александр Тимохин часто упоминают, что враг будет атаковать нас там где мы слабы, намекая на важность флота (не учитывая его околонулевую боевую устойчивость - запертость в "лужах" под постоянным "прицелом").
Однако остается неясным, каким образом любой из четырех флотов и одной флотилии сможет сделать хоть что-то, реализуй США подобный сценарий что называется "по полной"? Рядом с Каспием столько "дружественных" нам бывших республик, которые с огромным удовольствием пустят на постой американские самолеты, что несколько удручает.
И совсем рядом с "авианосным и непотопляемым" Крымом, сегодня, над территорией Украины, совершенно спокойно летают В-52 и В-1 в сопровождении украинских самолетов.
Даже такой "непотопляемый" авианосец, как Крым, может оказаться вполне себе и потопляемым. Вопрос не в живучести, а в количестве мегатонн.
И это в очередной раз возвращает нас к отличию американского Норфолка (который находится "где-то там за горизонтом") от нашей базы в Севастополе, которая в 300 км от Турции. И в 150 км от Украины.
Есть ли хотя бы частичная панацея? Есть. И называется она Ту-160.
Базируясь в глубине территории, эти самолеты и их инфраструктура находятся под защитой всех эшелонов ПВО страны. Ту-160 гарантируют, что несмотря на то, сколь малочисленны силы нашего флота (и не только флота) в отдельно взятом регионе и насколько удачной для противника и внезапной для нас не окажется их гипотетический первый удар - Россия сохранит возможность ответить в течение считанных часов. Именно часов - а не недель или дней. Это особенно важно в эру современного ракетного оружия, а про возможности Ту-160 быстрого выхода на рубеж пуска уже сказано достаточно много.
Неотвратимость такого ответного удара в свою очередь резко снижает вероятность применения против нас тактики внезапного удара - так как если противник не способен предотвратить ответный удар, весь успех от внезапности оказывается несколько нивелирован.
Таким образом, делая ставку на Ту-160 в качестве главного инструмента сдерживания, мы имеем возможность всегда держать в безопасности наше основное оружие, лишенное недостатков присущих флоту (разделенность, запертость и нахождение под прицелом).
Его возможности по поддержке флота так же многократно возрастут в случае разработки для него противокорабельных ракет воздушного базирования, как это сделали США с AGM-158C LRASM.
В современном мире способность быстро сконцентрировать ударный потенциал в одном направлении как для защиты, так и для нападения, становится не просто важной. Стратегически важной.
А между тем, есть примеры того, как роль флота в поддержании безопасности страны может быть значительно больше. И лучший пример здесь Китай.
Все красиво: и бюджет военный вполне, и расстояние между крайними точками его береговой линии составляет всего 2,5 тысячи км. И все три флота НОАК КНР легко могут быть сосредоточены в одном районе, плотно взаимодействуя со всей береговой инфраструктурой.
География нашей страны делает применение Ту-160 в качестве современного инструмента проекции силы практически безальтернативным. Более того, многочисленные сравнения ударных возможностей Ту-160 и кораблей, вооруженных аналогичными ракетами, дают результат не в пользу кораблей.
Отсюда наш первый вывод: необходимо пересмотреть тактику применения флота, введя в нее поддержку сил быстрого реагирования в лице Ту-160, вооруженных кроме стратегического оружия противокорабельными ракетами.
Концепция - отодвинуть рубежи
Еще одной популярной концепцией, активно продвигаемой адептами флота является концепция "отодвинутых рубежей".
Эта концепция отлично работает в реалиях США - когда между Норфолком и берегом Европы 6 000 км. И выдвинутая на 1000 км вперед ударная группа с авианосцем действительно позволяет передвинуть рубеж. Самолеты и ракеты приближаются к противнику, но все равно остаются вне зоны досягаемости его обороны.
Но это не работает в реалиях России.
Расстояние между Турцией и Россией 300 км. И сколько бы авианосцев у нас не было (а их еще и нет вообще) мы не сможем отодвинуть Турцию, Японию, Украину, каспийские страны.
Вот что пишет по этому поводу (Морская война для начинающих. Взаимодействие надводных кораблей и ударной авиации) Александр Тимохин:
Понятно, что единственное направление, где можно было бы хотя бы нарисовать это пресловутый рубеж в 1000 км. - это направление Северного флота. Но и здесь все не так роскошно.
Все дело в том, что Норвегия - член НАТО. И не надо рассматривать ее как мирную и независимую страну. Во времена "холодной войны" именно в Норвегии, под охраной американских спецназовцев, размещались склады ядерных боеприпасов. Американские. И расстояние от ее границ, до Мурманска и Североморска чуть более 100 км.
Каким образом отодвигается от 100 до 1 000 км рубеж не понятно. Точнее, понятно, что никаким образом Норвегия не отодвигается.
Данная точка на карте взята не случайно.
Довольно наглядно для читателей, которые не видели проблемы в вопросе "где делать базу для авианосца?".
Подобное расстояние некрасиво тем, что позволяет использовать реактивные системы залпового огня. И по факту, в случае необходимости, Североморск может быть расстрелян обыкновенными РСЗО.
(Чем опасна РСЗО M270 MLRS)
С черноморским флотом ситуация в данный момент немногим лучше и есть все основания предполагать, что она будет только ухудшаться
На Украине надеются на помощь США в строительстве военных объектов в Бердянске, Мариуполе и Скадовске
Использование старых концепций в сегодняшних реалиях недопустимо
Одной из распространенных ошибок при подготовке к войне, является применение концепций, который господствовали в прошлом, без оглядки на современные реалии.
Этим часто грешат авторы традиционно освещающие военно-морскую тематику.
В приведенном скриншоте речь идет о "морском бое".
Дело в том, что на современном уровне развития авиации и ракетного вооружения в условиях географических особенностей России понятие "морского боя" перестает существовать как что-то самостоятельное.
Миф о том, что флот встретит врага первым
Данное утверждение является еще одним способом искусственно повысить значимость флота, что может отрицательно сказаться на обороноспособности нашей страны
Возвращаясь к полетам Б-52 над Украиной, становится очевидным, что в современных условиях в ряде сценариев, флот вообще никак не сможет помочь. Как корабли могут помешать Б-52 летать над Украиной? Никак. И сбить первыми, простите, тоже не получится. Синдром 22.06. Сидеть и ждать, пока не полетят бомбы и ракеты. Увы.
Да, флот может решать определенные задачи. Северный и Тихоокеанские флота в теории могут. На практике - будем считать. Но Балтийский и Черноморский в свете кардинально изменившейся стратегии применения новых видов вооружения не представляют собой особой угрозы для противника.
И отсюда второй и последний вывод. В том состоянии, в котором сейчас находится российский военно-морской флот, он не способен решать те задачи, которые на него возлагают оптимисты. Усилить количественно и качественно состав флота мы однозначно не имеем возможности ни финансово, ни физически.
Соответственно, вливать огромные суммы, как этого хотят Тимохин и Климов, нецелесообразно. Построить четыре флота, каждый из которых будет в состоянии противостоять региональным представителям того же блока НАТО? В современных реалиях это займет лет 60-70, если не больше.
Построить ударными темпами около 50 единиц Ту-160М и вооружить их противокорабельными и противолодочными ракетами - эта задача нам пока по плечу. И на нее уйдет лет 10-15.
А флот в том виде сможет решать задачи по охране берегов России. Ни о каких там "дальних берегах" даже мечтать не стоит. Но даже собственные берега охранять придется под надежным зонтиком стратегической авиации.
К сожалению, другой альтернативы у нас нет. Если, конечно, не верить в сказочки об атомных авианосцах и атомных же эсминцах. Предлагаем поверить в то, что наши старые советской постройки корабли еще прослужат какое-то время, которое позволит построить новые фрегаты, корветы и стратегические бомбардировщики.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!