Беспилотные летательные аппараты нашли свое место в вооруженных силах разных стран и прочно заняли его, «освоив» несколько специализаций. Подобная техника применяется для решения самых разных задач в различных условиях. Вполне ожидаемо, что развитие беспилотных систем стало специфическим вызовом, требующим ответа. Для противодействия противнику, имеющему на вооружении беспилотные системы различного назначения, требуются средства, способные находить подобную угрозу и избавлять от нее. Как следствие, в последнее время при создании новых систем защиты особое внимание уделяется противодействию БПЛА.
Наиболее очевидным и эффективным способом противодействия БПЛА выглядит обнаружение подобной техники с последующим уничтожением. Для решения такой задачи могут использоваться как существующие образцы военной техники, доработанные соответствующим образом, так и новые системы. К примеру, отечественные комплексы ПВО последних моделей в ходе разработки или обновления получают возможность отслеживания не только самолетов или вертолетов, но и беспилотных аппаратов. Также обеспечивается сопровождение и уничтожение подобных объектов. В зависимости от типа и характеристик цели могут применяться самые разные системы противовоздушной обороны с различными характеристиками.
Одним из главных вопросов при уничтожении техники противника является ее обнаружение с последующим сопровождением. В состав современных зенитных комплексов большинства типов входят радиолокационные станции обнаружения с различными характеристиками. Вероятность обнаружения воздушной цели зависит от некоторых параметров, прежде всего от ее эффективной площади рассеяния (ЭПР). Сравнительно крупные БПЛА отличаются большей ЭПР, что облегчает их обнаружение. В случае с малогабаритными аппаратами, в том числе построенными с широким использованием пластиков, ЭПР уменьшается, а задача обнаружения серьезно усложняется.
Однако при создании перспективных средств противовоздушной обороны принимаются меры, направленные на повышение характеристик обнаружения. Такое развитие приводит к расширению диапазонов ЭПР и скоростей цели, при которых она может быть обнаружена и взята на сопровождение. Последние отечественные и зарубежные ЗРК и иные системы ПВО получают возможность борьбы не только с крупными целями в виде пилотируемых летательных аппаратов, но и с беспилотниками. В последние годы это качество стало обязательным для новых систем, и поэтому всегда упоминается в рекламных материалах к перспективным образцам.
После обнаружения потенциально опасной цели следует произвести ее опознавание и определить, какой объект вошел в воздушное пространство. Правильное решение такой задачи позволит определить необходимость атаки, а также установить характеристики цели, необходимые для выбора правильного средства поражения. В ряде случаев правильный выбор средства поражения может быть связан не только с излишним расходом неподходящих боеприпасов, но и с негативными последствиями тактического характера.
После успешного обнаружения и опознавания вражеской техники комплекс ПВО должен выполнять атаку и уничтожать ее. Для этого следует использовать вооружение, соответствующее типу обнаруженной цели. К примеру, крупные БПЛА разведывательного или ударного назначения, находящиеся на большой высоте, следует поражать при помощи зенитных ракет. В случае с маловысотными и низкоскоростными аппаратами легкого класса имеет смысл использовать ствольное вооружение с соответствующими боеприпасами. В частности, большой потенциал в деле борьбы с БПЛА имеют артиллерийские системы с управляемым дистанционным подрывом.
Интересной особенностью современных беспилотных летательных аппаратов, которую следует учитывать при противодействии подобным системам, является прямая зависимость размеров, радиуса действия и полезной нагрузки. Так, легкие аппараты могут работать на дистанциях не более нескольких десятков или сотен километров от оператора, а их полезная нагрузка состоит лишь из аппаратуры разведывательного назначения. Тяжелые аппараты, в свою очередь, способны уходить на большее расстояние и нести не только оптико-электронные системы, но и вооружение.
ЗРПК "Панцирь-С1". Фото автора
Как следствие, достаточно эффективным средством противодействия беспилотной технике противника оказывается эшелонированная система противовоздушной обороны, способная прикрывать крупные районы при помощи набора зенитных средств с разными параметрами и различными радиусами действия. В таком случае ликвидация крупных аппаратов станет задачей комплексов большой дальности, а системы малого радиуса смогут защитить прикрываемый район от легких БПЛА.
Более сложной целью являются беспилотники легкого класса, отличающиеся малыми размерами и низкой ЭПР. Тем не менее, уже существуют некоторые системы, способные бороться с такой техникой, производя обнаружение и атакуя ее. Один из новейших образцов подобных систем – зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1». Он имеет несколько различных средств обнаружения, наведения и вооружения, которые обеспечивают уничтожение воздушных целей, в том числе малоразмерных, представляющих особую сложность для зенитных систем.
Боевая машина «Панцирь-С1» несет РЛС раннего обнаружения 1РС1-1Е на основе фазированной антенной решетки, способную следить за всем окружающим пространством. Также имеется станция сопровождения цели 1РС2-Е, задачей которой является постоянное слежение за обнаруженным объектом и дальнейшее наведение ракеты. При необходимости может использоваться оптико-электронная станция обнаружения, которая способна обеспечивать обнаружение и сопровождение целей.
По имеющимся данным, ЗРПК «Панцирь-С1» способен производить обнаружение крупных воздушных целей на дистанциях до 80 км. В случае, если цель имеет ЭПР на уровне 2 кв.м, обнаружение и взятие на сопровождение обеспечивается на дальностях 36 и 30 км соответственно. Для объектов с ЭПР 0,1 кв.м дальность поражения достигает 20 км. Сообщается, что минимальная эффективная площадь рассеяния цели, при которой РЛС «Панциря-С1» способны производить обнаружение, достигает 2-3 кв.см, однако при этом дальность работы не превышает нескольких километров.
Вооружение комплекса "Панцирь-С1". В центре РЛС сопровождения, по бокам от нее 30-мм пушки и контейнеры (пустые) управляемых ракет. Фото автора
Характеристики радиолокационных станций позволяют комплексу «Панцирь-С1» находить и брать на сопровождение цели разных габаритов с отличающимися параметрами ЭПР. В частности, имеется возможность обнаружения и сопровождения малогабаритных разведывательных аппаратов. После определения параметров цели и принятия решения о ее уничтожении расчет комплекса имеет возможность выбрать наиболее эффективное средство поражения.
Для более крупных целей могут использоваться управляемые ракеты 57Э6Е и 9М335. Эти изделия строятся по двухступенчатой бикалиберной схеме и способны поражать цели на высотах до 18 км и дистанции 20 км. Максимальная скорость атакуемой цели достигает 1000 м/с. Цели в ближней зоне могут уничтожаться при помощи двух двуствольных зенитных автоматов 2А38 калибра 30 мм. Четыре ствола способны суммарно производить до 5 тыс. выстрелов в минуту и атаковать цели на дистанциях до 4 км.
В теории противодействие беспилотникам, в том числе легким, может осуществляться при помощи иных зенитных систем ближнего действия. В случае необходимости имеющийся комплекс может быть модернизирован с применением новых средств обнаружения и сопровождения, характеристики которых обеспечивают работу с БПЛА. Тем не менее, в настоящее время предлагается не только совершенствовать существующие системы, но и создавать совершенно новые, в том числе основанные на необычных для вооруженных сил принципах работы.
В 2014 году ВМС США и компания Kratos Defense & Security Solutions провели модернизацию десантного корабля USS Ponce (LPD-15), в ходе которой он получил новое вооружение и сопутствующее оборудование. На корабле была смонтирована лазерная зенитная система AN/SEQ-3 Laser Weapon System или XN-1 LaWS. Основным элементом нового комплекса является твердотельный инфракрасный лазер регулируемой мощности, способный «выдавать» до 30 кВт.
Боевой модуль системы XN-1 LaWS американской разработки на палубе корабля USS Ponce (LPD-15). Фото Wikimedia Commons
Предполагается, что комплекс XN-1 LaWS может использоваться кораблями военно-морских сил для самообороны от беспилотных аппаратов и малых надводных целей. За счет изменения энергии «выстрела» может регулироваться степень воздействия на цель. Так, маломощные режимы смогут на время вывести из строя системы наблюдения вражеского аппарата, а полная мощность позволяет рассчитывать на физическое повреждение отдельных элементов цели. Таким образом, лазерная система способна защитить корабль от различных угроз, отличаясь определенной гибкостью применения.
Испытания лазерного комплекса AN/SEQ-3 были начаты в середине 2014 года. Изначально систему использовали с ограничением мощности «выстрела» до 10 кВт. В дальнейшем планировалось провести ряд проверок с постепенным наращиванием мощности. На расчетные 30 кВт планировалось выйти в 2016 году. Интересно, что в ходе ранних этапов проверки лазерного комплекса корабль-носитель был отправлен в Персидский залив. Часть тестов состоялась у берегов Ближнего Востока.
Планируется, что при необходимости борьбы с БПЛА корабельный лазерный комплекс будет использоваться для поражения отдельных элементов вражеской техники либо для полного ее выведения из строя. В первом случае лазер сможет «ослеплять» или приводить в негодность оптико-электронные системы, используемые для управления беспилотником и получения разведывательной информации. На максимальной мощности и в некоторых ситуациях лазер сможет даже наносить повреждения различным деталям аппарата, что не позволит ему продолжать выполнение задач.
Примечательно, что лазерные системы борьбы с БПЛА заинтересовали не только ВМС, но и сухопутные войска США. Так, в интересах армии компанией Boeing разрабатывается экспериментальный проект Compact Laser Weapon Systems (CLWS). Задачей этого проекта является создание малогабаритной лазерной системы вооружения, которую можно будет транспортировать при помощи легкой техники или силами расчета из двух человек. Итогом проектных работ стало появление комплекса, состоящего из двух основных блоков и источника питания.
Комплекс Boeing CLWS в рабочем положении. Фото Boeing.com
Комплекс CLWS оснащается лазером мощностью всего 2 кВт, что позволило достигнуть приемлемых боевых характеристик при компактных размерах. Тем не менее, несмотря на меньшую мощность в сравнении с другими аналогичными комплексами, система CLWS способна решать поставленные боевые задачи. Возможности комплекса по борьбе с беспилотными аппаратами была подтверждена на практике в прошлом году.
В августе прошлого года в ходе учений Black Dart состоялись испытаний комплекса CLWS в условиях, приближенных к реальным. Учебно-боевой задачей расчета было обнаружение, сопровождение и уничтожение малогабаритного БПЛА. Автоматика системы CLWS успешно взяла на сопровождение цель в виде аппарата классической компоновки, а затем направила лазерный луч на хвостовую часть цели. В результате воздействия на пластиковые агрегаты цели в течение 10-15 с произошло возгорание нескольких деталей с образованием открытого пламени. Испытания были признаны успешными.
Зенитные комплексы, вооруженные ракетами, пушками или лазерами, могут быть достаточно эффективными средствами противодействия или уничтожения беспилотников. Они позволяют производить обнаружение целей, брать их на сопровождение, а затем выполнять атаку с последующим уничтожением. Результатом такой работы должно быть уничтожение техники противника, прекращающее выполнение боевой задачи.
Тем не менее, возможны иные способы «нелетального» противодействия на цель. К примеру, лазерные системы способны не только уничтожать БПЛА, но и лишать их возможности выполнения разведывательных или иных задач путем временного или постоянного выведения из строя оптических систем при помощи направленного луча высокой мощности.
Атака БПЛА системой CLWS, съемка в ИК-диапазоне. Наблюдается разрушение конструкции цели вследствие нагрева лазером. Кадр из рекламного видео Boeing.com
Существует еще один способ борьбы с беспилотниками, не подразумевающий уничтожения техники. Современные аппараты с дистанционным управлением поддерживают двухстороннюю связь по радиоканалу с пультом оператора. В таком случае работа комплекса может быть нарушена или вовсе исключена при помощи систем радиоэлектронной борьбы. Современные системы РЭБ могут находить и подавлять при помощи помех каналы связи и управления, после чего беспилотный комплекс теряет возможность полноценной работы. Такое воздействие не приводит к уничтожению техники, однако не дает ей работать и выполнять поставленные задачи. На такую угрозу БПЛА могут ответить лишь несколькими способами: защитой канала связи при помощи перестройки рабочей частоты и использованием алгоритмов автоматической работы на случай потери связи.
По некоторым данным, в настоящее время на теоретическом уровне изучается возможность использования против беспилотников электромагнитных систем, поражающих цель мощным импульсом. Имеются упоминания разработки подобных комплексов, хотя подробные сведения о таких проектах, равно как о возможности их применения против БПЛА, пока отсутствуют.
Весьма интересен тот факт, что прогресс в области беспилотных летательных аппаратов значительно опередил разработки систем противодействия такой технике. В настоящее время на вооружении разных стран состоит определенное количество зенитных комплексов «традиционных» классов, способных засекать и поражать беспилотники разных классов с различными характеристиками. Также имеется определенный прогресс в части систем РЭБ. Нестандартные и необычные системы перехвата, в свою очередь, пока не могут выйти из стадии испытаний опытных образцов.
Беспилотные технологии не стоят на месте. Во множестве стран мира ведется разработка подобных систем всех известных классов, а также создается задел для появления новых необычных комплексов. Все эти работы в будущем приведут к перевооружению группировок БПЛА улучшенной техникой, в том числе совершенно новых классов. К примеру, прорабатывается создание сверхмалых аппаратов размером не более нескольких сантиметров и весом в граммы. Подобное развитие техники, равно как и прогресс в иных областях, предъявляют особые требования к перспективным системам защиты. Конструкторам средств противовоздушной обороны, радиоэлектронной борьбы и других комплексов теперь необходимо учитывать в своих проектах новые угрозы.
Источник: https://topwar.ru