Чёрный нал и «чёрные списки»
Международный консорциум журналистов ICIJ с характерным названием «Кассандра» в минувшие выходные сделал достоянием гласности результаты анализа массива данных американской финансовой разведки. Это более 2500 документов, в основном отчёты банков, отправленные в Минфин США с 2000 по 2017 годы.
Сами по себе документы FinCEN, подразделения по борьбе с финансовыми преступлениями в составе Министерства финансов США ещё не доказательства или улики. Их изучали 400 журналистов из ВВС, Le Monde, Süddeutsche Zeitung и других СМИ, и речь там идёт о суммах порядка 2 трлн. долларов.
Как минимум столько, по расчётам американских финансовых разведчиков, могло пройти в период до 2017 года через ряд крупнейших международных банков. Отметим, банков с традиционно безупречной репутацией, которые неизменно следуют нормативам FATF – авторитетной межправительственной организации, которая официально называется Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег.
Российская Федерация представлена в FATF с 2003 года – Федеральной службой по финансовому мониторингу. Тогда нашей стране ценой серьёзных усилий удалось выйти из «чёрного списка» организации. В него, как известно, включались страны, в которых практически не велась борьба с отмыванием нелегальных доходов и финансированием терроризма.
Характерно, что в этот «чёрный список» Россия попала вскоре после дефолта, как раз в то время, как Федеральная служба валютно-экспортного контроля (ВЭК), предшественник ныне действующей службы Росфинмониторинга, взялась за наведение элементарного порядка в валютно-финансовой сфере.
Считается, что попадание в «чёрный список» стоило не только кресла первому руководителю ВЭК Олегу Павлову, но и резкого сужения полномочий самой службе. Напомним, что ВЭК в конце 90-х годов не только напрямую подчинялся президенту страны, но и получил право координации по части валютного оборота сразу семи смежных ведомств, в том числе Минфина и Центробанка.
Однако, скорее всего, наряду с таким всевластием валютным оперативникам не простили другого, а именно попыток проверить «святая святых» — чёрных касс крупнейших компаний и банков. И даже самого Банка России, как только его неожиданно покинул Виктор Геращенко, легендарный Геракл.
Отметим также, что ВЭК имел перед преемником (РФМ) ещё два немаловажных преимущества. Первое – право законодательной инициативы в сфере своей деятельности. Второе – право вести оперативно-розыскные мероприятия, о чём сотрудники финмониторинга и не помышляют.
Их задача – мониторить, то есть собирать досье обо всех сделках, сомнительных и не очень, главное, крупных, и обо всех, кто их проводил. Чтобы компромат был чуть ли не на каждого.
Неслучайная утечка
Довольно неожиданный информационный выхлоп из структур американского Минфина в некоторых СМИ сразу связали с предстоящими президентскими выборами в США. И не без оснований: сенсационные данные минфиновского оперативного подразделения вполне можно рассматривать как свидетельство эффективной борьбы нынешней вашингтонской администрации с незаконным денежным оборотом.
В числе ключевых фигурантов расследования оказались банки HSBC и Standard Chartered, из которых тут же поспешили сообщить о многолетнем отсутствии серьёзных нарушений в финансовой сфере и о том, что за последние годы там существенно выросли внутренние стандарты так называемого комплаенс-контроля.
Тем не менее, котировки акций обеих структур сильно упали на торгах в понедельник в Гонконге: падение составило от 3,4 до 4 п. п. Среди банков и компаний, которые могли отмывать нелегальные доходы и вести операции в обход разного рода санкций, упомянуты и те, которые сотрудничали с ведущими российскими предпринимателями.
Наиболее яркими из числа соотечественников, попавших под прицел американских финансовых разведчиков, а затем и СМИ, оказались братья Ротенберг, Аркадий и Борис. Похоже, больше всего западных пишущих и снимающих коллег вдохновляет то, что фигуранты — непосредственно из ближнего круга Путина.
Они ещё не успели вспомнить бизнес-расправу, больше похожую на рейдерский захват алюминиевых активов, которую провернули с другим российским предпринимателем, близким к президенту, – Олегом Дерипаской. Подобная перспектива вряд ли кого-то может вдохновить.
Зато тот факт, что Аркадий Ротенберг и Борис уже с начала 2014 года пребывают под санкциями, связанными с пресловутой «аннексией» Крыма, вспомнили все и сразу. С тех пор западным банкам и компаниям вообще запрещено вести с Аркадием Ротенбергом какую-либо деятельность.
Фигурантов просят побеспокоиться
Несмотря на то, что коллеги-журналисты уже высказали мнение, что доля братьев Ротенберг в общей сумме нелегальных оборотов, которые обнародовала «Кассандра», по определению не может быть очень значительной, их реакция оказалась на удивление жёсткой.
Через своих представителей братья пока просто назвали «бредом» все обвинения в отмывании денег и обходе санкций через банк Barclays. Характерно, что и в банке Barclays очень оперативно заявили, что придерживаются своих обязательств, которые накладывают на банк закон и регулирующие органы.
Тем не менее, из публикации журналистского консорциума следует, что, согласно данным FinCEN, братья Ротенберг "предоставляли поддержку личным проектам Путина". Они "заработали миллиарды долларов на контрактах для "Газпрома" и зимней Олимпиады в Сочи, которыми их наградил российский президент".
Сейчас же речь идёт несколько об ином. Аркадий Ротенберг «предположительно мог использовать для отмывания денег и ухода от санкций банк Barclays». В частности, у FinCEN имеются сведения о транзакциях компаний Advantage Alliance и Ayrton Development Limited, якобы связанных с российским бизнесменом.
Самым неприятным для российского предпринимателя может оказаться не сам факт сделок и проводок средств. Для американской стороны гораздо важнее, что часть из них прошла уже после того, как Ротенберг попал под западные санкции.
Не стоит удивляться, что BBC уже поспешила сравнить всю появившуюся информацию с «панамским досье», хотя о нём многие давно успели забыть. Да и сколько-нибудь серьёзных последствий после него никто ведь так и не дождался. Впрочем, о том, что на сей раз всё может оказаться намного серьёзнее, свидетельствует, хотя, разумеется, и косвенно, нервная реакция тех, кого зацепила штатовская финразведка.
Характерно, что Ротенберги сделали своё заявление едва ли не первыми из российских предпринимателей, входящих в списки Forbes, которые наверняка хорошо корреспондируются со списками международного консорциума журналистов «Кассандра». И нет никаких гарантий, что из FinCEN не могут достаточно скоро появиться в прессе сведения о счетах ещё каких-нибудь богатых россиян.