Несмотря на политический «развод», Грузия остаётся одним из крупнейших в бывшем Союзе финансовых должников России. Уже в 1991–1992 годах полученные Грузией от РФ так называемые «технические» кредиты позволили грузинским властям оперативно закупить различные советские вооружения: не только в России, но и в других странах экс-СССР, и в Восточной Европе.
Чтобы попытаться в буквальном смысле изничтожить Абхазию и Южную Осетию, которые де-факто отделились от Грузии ещё в 1990–1991 гг. При этом Южная Осетия официально объявила о своём выходе из состава Грузии уже 17 марта 1991 года, что стало «весомым» предлогом для новых зачисток южных осетин грузинскими войсками.
Но регулярные силовые акции Грузии практически совпадают по времени с мощной кредитной подпиткой со стороны Москвы. Если точнее, Грузия в первой половине 90-х годов получила от РФ вдвое большую кредитную сумму, чем получили, например, Армения и Азербайджан, и на треть больше, чем Молдова.
Неудивительно в этой связи, что именно в 1991–1993 годах состоялись первые вторжения грузинских войск в эти регионы, которые сопровождались не только кровавыми репрессиями против абхазов и осетин, но и депортациями. Вопреки сложившимся представлениям, грузинская армия при вторжениях в Абхазию и Южную Осетию более чем на 70 % была оснащена советским и российским вооружением.
Не менее примечательно и то, что Указ Президента РФ Дмитрия Медведева о запрете поставок Грузии вооружений и товаров двойного назначения состоялся только в январе 2009 года – то есть через четыре месяца после очередной войны Тбилиси с Южной Осетией. А ведь спасли республику от уничтожения российские войска...
Что же касается закупок советских и российских вооружений, это, по данным грузинских источников и американо-британского «The Military Balance», продолжалось вплоть до 2012 года, когда в России произошла кадровая рокировка на самом верху. Повторим, «запретный» Указ российского президента последовал лишь в 2009-м.
Но по оценке Руслана Пухова, директора Центра анализа стратегий и технологий, сделанной на сетевом ресурсе «Лента.ру» 20 января 2009 года, было принято обоснованное
Квоты есть, но денег нет
По данным «Georgian Military Chronicle» (Vol. 1, No 1, November 1994), Грузия летом 1992 года присоединилась к Ташкентскому договору (май 1992 года) о разделе квот обычных вооружений в Европе, которые причитались бывшему СССР. Уже в июне-августе 1992 года российские войска передали из этой квоты крупную партию вооружений Грузии.
От бывшей Ахалцихской мотострелковой дивизии Советской армии Грузия получила 109 танков Т-55, 164 бронемашины, 76 артиллерийских систем. Достались Тбилиси и 29 истребителей-перехватчиков СУ-15. Кстати, уже в августе 1992 года началось наступление грузинских войск в Абхазии...
Длительная финансовая и военно-техническая «подпитка» Грузии со стороны РФ была обусловлена, скорее всего, тем, что Москва стремилась сохранить свои военные объекты и базы в Вазиани (вблизи Тбилиси), портах Батуми, Поти и вблизи грузино-турецкой сухопутной границы (Ахалкалаки).
Также РФ пыталась не допустить военно-политического сближения Грузии с Турцией и в целом с НАТО. Но эти задачи решить так и не удалось. Пришлось также отказаться от проекта (2002–2004 гг.) «выделения» из состава Грузии Аджарии с российской базой в Батуми.
...А что же со старыми долгами Грузии перед Россией?
25 января 2005 года министры финансов РФ и Грузии Алексей Кудрин и Зураб Ногаидели в Москве подписали межправительственное соглашение об урегулировании грузинской задолженности перед Россией по ранее предоставленным кредитам и долговым платежам со стороны Грузии.
Поясним, что общая сумма задолженности Грузии перед Россией на 24 января 2005 года составляла около 158 млн долларов, в том числе 156,7 млн по основному долгу и 1,46 млн – по процентам. Просроченная задолженность составляла 46 млн. Часть долга в размере 111,8 млн была урегулирована до этого – по соглашению 17 января 1997 года, оставшиеся 44,8 млн – по соглашению 18 февраля 2002 года.
В связи с упомянутыми решениями, а также с принятой практикой Парижского Клуба, соглашение 2005 года включило в эту реструктуризацию просроченную задолженность и платежи по ранее неурегулированному долгу. Точнее, реструктуризация долговых платежей охватила сумму в 94,4 млн долларов.
При этом 50 % просроченной задолженности выплачивались до декабря 2006 года (они были окончательно выплачены в 2007-м). А вот оставшиеся 50 % и срочные платежи за период с 1 июня 2004 по 31 декабря 2006 года – погашаются и сейчас, подчеркнём, на самых благоприятных условиях: в течение 23-х лет с 6-летним льготным периодом!
При обслуживании реструктурированного долга применяется ставка в 4 % годовых: если платеж не произведён в срок, на задолженность начисляются проценты в 4 % плюс 1,5 % годовых. Соглашением 2005 года также предусмотрено, что правительство РФ имеет право продать или использовать до 20 % реструктурированного долга.
Средства могут быть использованы для обмена на долю в её экономических проектах Грузии, в первую очередь по защите окружающей среды. Финансовые льготы для страны пролонгированы, притом на чрезвычайно выгодных для неё условиях.
Геноцид не заказывали?
Что же касается политики Тбилиси в грузинских автономиях, она всегда была последовательной со времени провозглашения независимости Грузии в 1918 году. Нацеливаясь, прежде всего, на ассимиляцию абхазов и осетин.
На «своих» картах «Великая Грузия» – это «Единый Кавказ»
Потому-то создание в 1920-х годах Абхазской, Аджарской АССР и Юго-Осетинской АО и инициировал И. В. Сталин.
Будучи наркомом РСФСР по делам национальностей и генеральным секретарём (с 1922 года) ЦК ВКП (б), он выступил на XII партийном съезде в 1923 году за «административно-географическое и политическое ограничение «великогрузинского шовинизма». В материалах съезда было отмечено:
Это есть шовинизм, он может превратить маленькую Грузинскую республику в арену склоки. Впрочем, он уже превратил её в арену склоки».
Как в воду глядел Иосиф Виссарионович?!
Но и в сталинский период рецидивы «великогрузинской» ксенофобии давали о себе знать, а после кончины вождя в 1953 году они только нарастали.
В связи с этим характерно мнение Георгия Джуссоева: в начале 60-х годов он – глава осетинского столичного Сталинирского облисполкома (с 1962 года Сталинири переименован в Цхинвали), в 1964–1965 гг. – возглавлял областной совет Юго-Осетинской АО, а в 1965–1973-м был первым секретарём Юго-Осетинского обкома КП Грузии.
В 1973 году за двое суток до 7 ноября Джуссоев был снят с должности «за некомпетентное руководство» – понятно почему. По его воспоминаниям:
Кроме того, в Тбилиси «отвергали проект еще 1936 года – железной дороги между Северной Осетией и нашей АО (Алагир-Цхинвал, 155 км: почему-то этот проект поныне не реализован… – Прим. авт.). Все, кто в автономиях активно осуждали такую политику, выселялись в Грузию или даже арестовывались. То есть в отношении осетин и абхазов продолжалась досоветская линия».
P. S.
С распадом СССР такая политика переросла в войны на истребление абхазов и осетин. Но самоотверженность этих народов в борьбе за суверенитет при поддержке России привела к созданию национальной государственности Абхазии и Южной Осетии.
В отношении аджарцев в Грузии проводится менее жёсткая политика.
Во-первых, потому, что большинство из них мусульмане – это поныне имеет важное значение в контексте взаимоотношений Грузии с мусульманскими странами, особенно с соседней Турцией.
Во-вторых, республиканская автономия гарантирована Аджарии ещё по Карсскому договору 1921 года РСФСР, Грузии, Армении и Азербайджана с Турцией.
Приверженность этому документу Грузия неоднократно подтверждала с 1991 года.