А было так, что я вёл на Пензенском телевидении и города Самары (тогда Куйбышев) телепередачи для детей: в Пензе с 1980 по 1991 год, а в Самаре с 1985 по 1989-ый. И были они на самые разные темы, но особенностью каждой был рассказ о какой-нибудь самоделке, которая тут же на глазах у детей и изготовлялась. Передача шла ровно 30 минут, и нужно было исключительно точно всё рассчитать, чтобы комбинируя четверть и полуготовые детали, соединить их в одно целое за это небольшое время, да ещё и показать самоделку в действии. «Карета для Золушки» должна была поехать, жук-виброход – побежать, метательная модель планера – взмыть в воздух, а пришелец из космоса – а был у меня и такой сюжет – появиться в студии из летающей тарелки и сказать совершенно жуткую фразу: «Анта! Одели! Ута!».За некоторые самоделки-игрушки, ну, например, вот за этот плавающий танк, что вы видите на фото внизу, мне (вместе с инженером Кайе В.А.) потом даже давали свидетельства на промышленные образцы – принятую в СССР привилегию на дизайн и устройство того или иного предмета либо механизма, которые можно было бы производить.
Понятно, что никто наши разработки всерьёз не принимал и производить не собирался, но они давали нам небольшой приработок – 80 руб. вот за эту красивую гербовую бумагу, которые мы честно делили поровну.А так как мне с 1985 по 1988 год пришлось писать кандидатскую диссертацию по истории партийного руководства НИРС, то по ходу дела пришлось мне познакомиться и с ТРИЗом – очень популярной в те годы теорией (и практикой) решения изобретательских задач. Причём одной из интереснейших сторон ТРИЗа было решение задач, содержащих в себе некий парадокс. Например, когда предмет должен был одновременно быть большим и маленьким, длинным и коротким (лучшее решение – раздвижная ручка-указка из вставляющихся друг в другу трубочек), высоким и низким. В одной из передач как раз и рассказывалось о решении таких задач при помощи ТРИЗа. Как всегда, детям было предложено написать в адрес передачи письма, и вот в одном таком письме один мальчик задал вопрос – а как сделать танк, который был бы и высоким (с высоты хорошо всё видно), и низким, чтобы легче было маскироваться.Начал я думать, потом пошёл в «Детский мир», купил там дистанционно управляемый игрушечный танк и на его основе сделал модель танка с поднимающейся башней! Причём он, как и прежде, мог ездить вперёд-назад и поворачивать вправо-влево, но к его трехжильному кабелю я приделал ещё два проводка и тумблер-переключатель. И когда я его включал – башня танка за счёт работы установленного в корпусе дополнительного микромоторчика поднималась, а когда менял полярность – опускалась. Внешне всё это выглядело очень эффектно, и передача удалась на славу! Потом я вставил этот танк в очередную, уже четвертую по счёту книгу по детскому техническому творчеству для издательства «Просвещение», но… из-за событий 1993 года издательство не смогло её напечатать. Неустойку оно, конечно, заплатило, дай бог каждому, но… все схемы и рисунки так у него и остались.Но сама идея мне лично очень понравилась. И когда уже где-то в 2005 году я принялся за книгу «Танки ИФ» (то есть «Танки «Если»), о тех машинах, которые могли бы появиться, но так и не появились – прежде всего в силу человеческой глупости, я этот танк с поднимающейся башней в неё вставил. Самое интересное, что там же я ещё и написал, что… принимать их на вооружение совсем необязательно. Главное – показать на одном из парадов на Красной площади, причём так, чтобы проходя по ней, они прямо на ходу подняли бы свои башни.
Кстати, благодаря тому, что башня эта может не только подниматься, но ещё и поворачиваться на своих осях в вертикальной плоскости, угол подъёма её мог бы достигать 85 градусов, а снижения – больше 30-ти, то есть от него ни в небе нельзя было бы спрятаться, ни на дне траншеи укрыться!А пока А. Шепс по моему эскизу его рисовал, мне пришла в голову ещё одна мысль: а что если не поднимать башню, а поднять с того же танка в небо привязной беспилотный летательный аппарат с двумя соосными несущими винтами и внешним питанием по кабелю?Понятно, что очень уж высоко ему не взлететь – вес кабеля к земле потянет, но вот на высоту стандартной советской телебашни (180 м) такой дрон вполне мог бы подняться, а уж оттуда ему все окрестности были бы видны как на ладони. Ну а если ещё вооружить его двумя пусковыми контейнерами для ПТУРов, то он бы стал ещё и впечатляющим оружием такого танка «спецназначения», вот ведь оно как.Тут же я поставил об этом в известность Арона Соломоновича, и… результат его работы от 2007 года вы можете посмотреть на нижнем рисунке. Несколько архаичным смотрится наш беспилотник, что и говорить. Ну, никак ни он, ни я не могли тогда предвидеть, что квадрокоптеры по цене от 5 тысяч рублей и до 150 тысяч, а то и более, можно будет запросто купить в магазине. Вот так пошёл и… купил, а потом запускай его в своё удовольствие. Ну и о том, каков будет их внешний вид, мы тоже могли в то время только лишь догадываться.Интересно, что в этой же самой книге «Танки уникальные и парадоксальные» была практически полностью приведена статья генерал-полковника С. А. Маева – начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ. Статья называлась «Состояние и перспективы развития зарубежного и отечественного бронетанкового вооружения и техники в первой четверти ХХI века»//«Вооружение, политика, конверсия. № 3, 2001. С. 3-13. Много он там всего написал вплоть до 2025 года, но… не было в его «предвидениях» ни слова про всё возрастающую роль БПЛА, а уж о том, каким серьёзным они окажутся оружием против танков, он – главный танкист страны, даже и помыслить не мог. Хотя писал о прогнозах. То есть, очень мягко говоря, «прогнозер» из него получился «не очень».Так что далеко не всегда «записные специалисты» способны предвидеть то, что вполне может быть, а уж делать на основе этих предвидений нужные выводы – тем более.Но вот открываем очередной номер журнала «Моделист-конструктор» (№ 7 за 2017 год), который как выходил в СССР, так точно так же выходит и сегодня, и читаем в нём в материале «Бронеколлекции»: «Суперсовременная машина для сетецентрической войны» буквально следующее:
«Для этих же целей танк способен использовать и такое чудо техники, как БПЛА «Птеродактиль». Разработан он кафедрой «Авиационные робототехнические системы» Московского авиационного института. Беспилотник создан по схеме конвертоплана и оснащен поворотными винтомоторными группами, благодаря чему получил уникальные возможности: он способен зависать на месте или совершать маневры, свойственные вертолетам. Кроме того, обеспечен горизонтальный полет. В зависимости от поставленных задач и особенностей сложившейся обстановки, оператор дрона может выбирать наиболее подходящий режим его работы. БПЛА соединяется с «Арматой» кабелем, по которому получает электропитание и передает данные с инфракрасного прибора наведения и корректировки, а также встроенной РЛС воздушной разведки. Наличие кабеля, соединяющего «Птеродактиль» с машиной, ограничивает высоту и радиус его полета 50-100 метрами, но позволяет ему беспредельно долго находиться в воздухе, перемещаясь за танком с его скоростью и быть более защищенным от средств радиоэлектронной борьбы. БПЛА расширяет видение горизонта экипажем «Арматы» до 26-37 км и помогает своими приборами отследить цели на дальности до десяти километров. Танк же при этом может находиться за укрытием и оставаться вне зоны поражения от прямого огня противника.»
Правда, пока ещё «Армата» в бой не вступила и, возможно, что и не вступит. Но вот производство привязных БПЛА у нас уже началось, о чём совсем недавно ВО рассказывало. Сообщалось, что принято решение о производстве 50 таких БПЛА для последующего их использования в зоне спецоперации.В материале на ВО отмечалось, что привязные дроны идут на смену беспилотным летательным аппаратам старого типа, которым требуется топливо либо батареи питания. Новые БПЛА подключают к электростанции на земле с помощью кабеля, по которому они и питание с земли получают, и обеспечивается их связь с командным пунктом.То есть в данном случае именно моё предвидение оправдалось на… все 100 %! Приятно, что говорить.
Но время на месте не стоит. Наш предыдущий проект устарел, и мы подумали и предлагаем новый. Поскольку современные БМП практически перестали использоваться для перевозки десанта, а применяются главным образом в качестве ударного средства, то… нечего людей в эту «железную коробку» и пихать! Пусть это будет именно «боевая машина пехоты», вот только сражаться с противником она должна будет при помощи дронов. На значительном расстоянии. А вблизи – пусть на ней стоит всё та же 30-мм пушка и пусковая установка для ПТУРС «Фагот».БПЛА свободного полета летают свободно. При этом и «привязные», и «свободные» имеют на вооружении по две пусковые трубы для запуска реактивных управляемых снарядов. Причём управляться они могут даже… по проводам, то есть обладать абсолютной помехоустойчивостью. Также они могут вооружаться и кинетическими (пока ещё не применяющимися) снарядами с высокой скоростью полета, выстреливающимися из безоткатного ствола, что для дрона-квадрокоптера очень и очень важно. Но тут свою роль будет играть вес такого ствола. Всё-таки пусковой контейнер из пластика значительно легче!
Поэтому длина ходовой части была немного убавлена, а количество дронов, находящихся в боевом отделении, сокращено до трех. Один привязной и два свободного полета. Вооружение то же самое. Экипаж машины четыре человека: водитель, командир, оператор башни и оператор дронов и… всё! Насколько в будущем всё будет так, сказать, конечно, трудно. Но то, что ту же «Армату» оснастили (по крайней мере, так говорят!) привязным БПЛА «Птеродактиль» и начинают выпуск привязных дронов, о чём тот же Маев даже и подумать 20 лет назад не мог, говорит о том, что в будущем возможно всё!P.S. Все рисунки художника А. Шепса.