А было так, что в недавно вышедшем материале о древних мигрантах и миграциях зашел у нас на сайте разговор о «придумывании чего-то нового» и о том, «стоит ли гордиться умением хорошо изложить старое»? Ну я и написал, что хотя считаю что популяризация любых знаний вещь очень важная, но кое-что новое я тоже в свое время придумал. В частности, «виброход из мыльницы». И тут же получил пару писем «в личку», где один читатель писал, что придумал его совсем другой человек, а второй, напротив, просил рассказать о том, как такое получилось, потому что «историю виброхода» ему доводилось читать в различных версиях. И поскольку ко временам это относится весьма давним, которые сегодня не все знают и не все помнят, то… почему бы об этом и не рассказать. Тем более что тема творчества на ВО пользуется большой популярностью, хотя к сугубо военным не относится. Но приключения ума всегда интересны, а главное – эта история наглядное свидетельство многих интересных обстоятельств, которые, скорее всего, не повторятся уже никогда или же, напротив… рано или поздно, но повторятся так или иначе!Началось все в 1975 году со статьи в журнале «Моделист-конструктор» № 5 за 1975 год. Там на страницах 33–34 была напечатана статья инженера А. Ратова «Он изобрел… внутриход», с шикарной иллюстрацией на цветной вкладке. Статью я прочитал, схемы из неё рассмотрел, внимательно изучил рисунок «внутрихода» на вкладке, но, как прочитал, так и прочитал. Без последствий. Не тем я тогда был занят: институт, семья, маленькая дочка, словом, не до завиральных технических идей тогда мне было. Потом встретились статьи в том же журнале (№ 12, 1975 г. и № 6, 7, 1976 г.), но опять-таки – прочитать, прочитал, но этим все и закончилось.Если коротко, то в самой первой статье речь шла о том, что инженер В. Брагин придумал внутриход или самоходный механизм без колес и гусениц, но на подложке из старого мехового воротника и он у него поехал! Было написано, что его конструкцию легко повторить.
«Возьмите шестеренки от старого будильника, – говорилось в статье, – привинтите по краям каждой по гайке. Установите на дощечку микромоторчик. Через маленькие зубчатые колесики подведите вращение на главные шестеренки. Снизу на дощечку приклейте кусочек старого мехового воротника с ворсом, приглаженным в одну сторону. Включите моторчик. Дощечка поползет вперед».
А в последующих статьях сообщалось, что «письма о новых конструкциях внутриходов, разрабатываемых теперь уже самими читателями, продолжают поступать к автору и в редакцию со всех концов нашей страны и даже из-за рубежа».«Ну, поступают и поступают, а мне-то что?» – подумал я тогда, и, как оказалось, сильно ошибался. Потому что после окончания института пришлось ехать учительствовать в сельскую школу и там ко всем прочим предметам вести ещё и труд, и… технический кружок, а всё потому, что «быть он должен», а «ты у нас молодой!» И пришлось вести, причем в условиях более чем своеобразных, при наличии в мастерской верстаков, пил, топоров и прочего столярного инвентаря. Ручки для метел и лопат со всем этим мы «на трудах» делали исправно, но вот как быть с кружком? На нем-то ручки делать не будешь? К тому же на занятия кружка нужно было предоставлять план, и он… должен был быть хоть как-то интересен… начальству. А детям? Детям… О детях было сказано так: «Исходите из местных условий». Ну, я и «исходил», и так появилась добрая половина моделей «из всего, что под руками», описанных в моих последующих книгах.И тут вдруг читаю в газете объявление о Всесоюзном конкурсе игрушек. Конкурсе для заводов, фабрик и отдельных граждан на новые образцы детских игрушек для нашей легкой промышленности. В первый же год я сделал вездеход-шарокат на колесах-шарах, который мог ездить вперед и назад и крутить антенной радара. И… получил за него 150 рублей поощрительной премии! Нашелся даже завод, который решил его выпускать, но в итоге так и не выпустил!
На следующий год – опять конкурс! Понятно, что и на него я решил представить свою игрушку. Тут мне очень серьезным образом помог другой журнал – «Юный техник», в котором я увидел виброход на двух щетках для одежды, предложенный какой-то местной СЮТ. Конструкция меня покорила прежде всего тем, что такой виброход я мог сделать с моими ребятами в школе. Лобзики есть, фанера – есть! Моторчики по рублю штука можно купить в городе. Щетки – тоже! Словом – бери и делай! И мы сделали, и не просто сделали движущиеся модели виброходов на щетках. Но ещё и устроили гонки виброходов в школьном коридоре «при массовом стечении народа» и все, включая парторга школы, увидели, что молодой учитель «творчески относится к порученному ему делу, работает с детьми на переднем крае науки и техники, и опирается на самые свежие материалы в центральных журналах».
Соответственно и на этот конкурс я представил фантастический виброход. И хотя никакого призового места он не занял, его на нем усмотрели наши специалисты с местной фабрики игрушек и пригласили к себе вместе ним. А потом и вовсе решили его выпускать и тоже в итоге не выпустили! Хотя практически все в нем уже тогда выпускалось! В качестве корпуса использовалась сувенирная коробка из полистирола какого-то ленинградского завода: эффектные пилоны с обтекателями и моторчиками были взяты от детской пластмассовой модели «Глиссер». Кабину космонавтов уже делали на Пензенской фабрике игрушек, ну а щетки… Кто тогда у нас этих самых щеток для одежды не делал. Вот что-что, а они почему-то никогда дефицитом в СССР не являлись! О том, что «игрушка» будет выпускаться в Пензе, написал все тот же журнал «Моделист-конструктор» весной 1980 года, но… Написать-то он написал, а вот дело так на этом и закончилось. А потом, уже в 1982 году на очередном соревновании, где мои танки заняли уже 2-е место (!) на Всесоюзном конкурсе, я услышал, как представитель одного из наших известных заводов, который и сегодня выпускает то, что выпускал полвека назад, сказал: «А зачем выпускать новые игрушки, когда каждый год родятся новые дети?!»А дальше уже осенью, продолжая работать в сельской школе, только уже ближе к городу, я понял, что… надо где-то работать ещё, чтобы не жить на одну зарплату. Тут-то и подвернулся мне на глаза старый двухэтажный дом в самом центре Пензы, где и в то время, а также и сейчас, находилась и находится наша ОблСЮТ – Областная станция юных техников. Пришел туда и показал статьи из газет про наши самоделки, и меня сразу же приняли туда руководителем кружка… «новых типов игрушек» – такое вот необычное название придумал ему его тогдашний директор. Работа – два часа каждое воскресенье. Но учебный год тогда уже начался, ребят разбирали по секциям и кружкам очень многие, и нужно было что-то такое, чем бы я мог сразу их заинтересовать. Причем портативное, что умещалось бы в кармане. Ведь не мог же я таскать с собой по школам свой виброход из полистироловой коробки? И тут в Главунивермаге мне попалась на глаза ярко-красная полистироловая мыльница удивительно фантастических очертаний. Превратить в виброход её оказалось возможным ровно за полчаса, после чего я получил наглядный, так сказать, «соблазнитель детей», да к тому же ещё и насыщенного ярко-красного цвета, который, как известно, любят все… от мала до велика, поскольку это самый энергетически насыщенный цвет!
И пошел я по школам, и везде эта «машинка» имела просто потрясающий успех. Правда, в одной школе учитель физики мне сказал, что она нарушает закон Ньютона, и чтобы я с её помощью детей не развращал, но как бы там ни было, а от них у меня потом не было отбоя, и пришлось вести не 2, а 4 часа, поскольку в одно занятие все желающие заниматься именно у меня не укладывались. Вот так, собственно, совершенно случайно, и так, как это очень часто бывает, по необходимости и родился тот самый знаменитый «виброход из мыльницы», ставший в определенной степени неотъемлемой частью советской культуры того времени. Ну а о том, каким образом это произошло и какие последствия имело, будет рассказано в следующий раз.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас