Агибалова, Е. В. История Средних веков: Учебник для 6 класса, 1969. С. 33
Как правило, среднестатистический гражданин представляет себе рыцаря так: это фигура, с головы до ног покрытая металлическими латами, тяжелыми настолько, что ему трудно сесть в седло без посторонней помощи, ну а уж если он выпал из седла, то самостоятельно ему не встать. А на вопрос, сколько же тогда весит рыцарский меч, можно получить поистине потрясающий набор ответов: 5, 10 и 15 килограммов, а иногда даже и… 50! Зато вес доспеха из металлических пластин в 20 с небольшим килограммов эти же самые люди считают просто несерьезным, ибо такого «не могло быть». То, что множество доспехов выставлено в музеях, в том числе и у нас в России (хотя у нас их, понятно, намного меньше, чем в музеях той же Западной Европы), и под ними обычно указан их вес, во внимание не принимается. Либо сами подписи люди не читают.На страницах ВО периодизация металлических доспехов уже рассматривалась и приводился вес отдельных доспехов, экспонирующихся в музеях. Так что остается только лишь выяснить, а сколько примерно весили доспехи «эпохи расцвета и заката», то есть 1500–1700 гг. Но начнем мы, прежде всего, с XVI века, а потом дело дойдет и до XVII.
Ну а начать следует с того, что скорее по невежеству, чем по злому умыслу доспехи по эпохам разделялись весьма упрощенно. Вес доспехов в 50 кг приписывался как «эпохе кольчуги», так и «эпохе цельнометаллических доспехов», причем обычно текст подавался так, что невозможно было догадаться, имеются ли в виду доспехи всадника или же в этот вес включены и доспехи для его коня. То есть получалось так, что эти самые 50 кг – это и есть вес доспехов самого рыцаря! Между тем, как мы видим, даже доспехи рыцаря и его коня в 1548 году в совокупности весили около 42 кг. Понятно, что какие-то доспешные гарнитуры были легче, а какие-то тяжелее, но в среднем такого веса были примерно все они, то есть значительно легче, чем об этом было принято у нас писать! Правда, уже в учебнике Ведюшкина написано, что максимальный вес боевого доспеха был равен 30 кг. Но, опять же, не указывалось – это столько весил комплект доспехов – человек плюс конь, или же только человек…
Отдельные части его доспеха также были не слишком тяжелыми, будь то шлем, а также доспехи для рук и ног. Вот, например, такая их часть, как защита правого бедра и колена. Называются эти детали кюисс и поуленс. Изготовлены они из стали, но соединены изнутри кожаными ремнями. В Метрополитен-музее они были взвешены, и оказалось, что общий вес их достигает 1 247,4 г.Что до количества деталей в «белых доспехах», то даже в латах середины ХV века их было очень много. Общее их количество могло достигать 200 единиц. А если учитывать все пряжки, крючки, петли и винты, то доходило и до 1 000. При этом вес таких доспехов колебался в интервале 20–30 кг, и по телу их обладателя он распределялся равномерно, чем доспехи и отличались от кольчуги, давившей человеку на плечи. Таким образом «никакого крана, чтобы посадить облаченного в такие доспехи всадника в седло, не требовалось совершенно. Но и будучи сбит с коня на землю, он на беспомощного жука» тоже не походил. А ещё следует отметить, что рыцарь того времени отнюдь не был горой мяса и мускулов, и только на одну лишь грубую силу и звериную свирепость он не полагался абсолютно. Более того, обратившись к описаниям рыцарей в средневековых произведениях, нетрудно заметить, что они очень часто обладали хрупким (!) и изящным телосложением, но при этом имели развитую мускулатуру и были крепкими и весьма проворными людьми, даже «закованными в металл», с отличной мышечной реакцией.
Ну а теперь разберемся, какой вес те или иные детали могли иметь в латном рыцарском доспехе, причем не просто в доспехе, а в доспешном гарнитуре с набором съемных деталей. Гарнитуров, кстати говоря, тоже было несколько разновидностей. Например, гарнитур «для поля» включал в себя такие сменные части, которые использовались для «настройки» брони для нескольких видов «полевого» боя, но не для рыцарских турниров.Так, если предполагалось действовать в пешем строю, то использовался шлем без забрала, кираса (нагрудник и наспинник) и латные рукавицы, либо перчатки с отдельными пальцами. Под кирасу могла быть надета кольчуга с длинными рукавами или же стеганый дублет, к которому кольчужные рукава были попросту пришиты.
Для боя в составе легкой или средней кавалерии, когда владелец сражался верхом с помощью огнестрельного оружия, а также шпагой и легким копьем, к доспеху могли быть добавлены наплечники и «юбка», а также набедренники. И в некоторых случаях – наручи с налокотниками. Шлем в этом случае можно было использовать и без забрала, то есть типа бургонет (или бургиньот – «бургундский шлем»), в котором роль последнего выполняла решетка из металлических полос или прутьев.Для участия в кавалерийских атаках с копьем наперевес в обязательном порядке надевали доспехи в наиболее полном объеме. Обычно при этом ещё усиливали кирасу, на которую прикрепляли дополнительную пластину с упором для копья (скоба на правой стороне груди, которая поддерживала копье), и буфф (или бафф) для защиты нижней части лица. Ну и, разумеется, в этот комплект обязательно входили поножи и латные башмаки сабатоны.
Но тот же «полевой доспех» посредством добавления к нему определенных деталей можно было запросто переделать в доспех для турнира, причем как конного, так и пешего. Конный турнир требовал усиленной защиты левой руки, державшей поводья, левой стороны груди и шлема. И вот, добавив детали, выполняющие функции подобной защиты, можно было с успехом участвовать в бое на копьях, не заказывая нового доспеха. Для пешего турнира к доспеху пристегивались усиленные набедренники, в обычных условиях не требующиеся. Все эти ухищрения хорошо видны и на примере доспеха Генриха VIII 1540 года, и на иллюстрациях из альбома «Альмайн», где, как правило, кроме самих лат, на человеческой фигуре изображались и все дополнительные детали, включая даже накладки на седло и стремена. И вот что интересно, если взвешивать все это «железо», изготовленное для одного человека, то вес может получиться довольно большим. Но дело все в том, что ни один рыцарь не носил на себе одновременно все части своего гарнитура. На то он и был гарнитур, чтобы одни детали заменять на другие – по необходимости.
Вот почему есть смысл найти такой «универсальный доспех» с достаточно большим количеством деталей и… завесить его по частям! И такие доспехи, к счастью, не только сохранились до нашего времени, но и подвергались именно такому исследованию. К числу таких гарнитуров относится и доспех из арсенала семьи Дос Агуас в Валенсии (Испания), который сегодня находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Гарнитур этот необычайно большой и содержит элементы для использования в бою и для турнира, как в итальянском, так и в немецком стиле. Турнир в итальянском стиле – это турнир с барьером, причем турниры с барьером в то время назывались… «наклон». В любом случае доспех оснащался шлемом, кирасой, наручами и латами для ног. Обязательными деталями были также бафф (защита подбородка), второй нагрудник и манифер (усиленная левая перчатка). Для немецкого «наклона» добавлялся решетчатый щит на левую сторону груди и дополнительный налокотник для левой руки. Для итальянского «наклона» эти элементы заменялись облегающей пластиной, закрывающей левую половину туловища и левое плечо, и более крупным налокотником. Гарнитур также включал в себя два полных комплекта стальных седельных накладок и два вамплейса – конической формы щитков, прикрепляемых к древку копья для защиты руки. Украшение доспеха, состоящее из гравированных полос с изображением трофеев – оружия и музыкальных инструментов, было очень популярным мотивом, встречавшимся во многих вариациях в Италии во второй половине XVI века.
Время изготовления: 1550–1575 гг. Рост 176,5 см, общий вес доспеха 27,95 кг. Шлем вес 4 564,3 г, горжет 1 213,4 г, нагрудная пластина кирасы 2 999,4 г, наспинная пластина кирасы 1 536,5 г, правый наплечник (полдрон) 1 233,2 г, левый наплечник 1 179,3 г, правый наруч (вамбрас) 1 340,9 г, левый наруч 1 352,3 г, правая перчатка (гантлет) 303,3 г, левая перчатка 439,4 г, правая набедренная пластина (тассет) 1 380,6 г, левая набедренная пластина 1 357,9 г, правый набедренник (кюис) 1 315,4 г, левый набедренник 1 340,9 г, правый наголенник вместе с латным башмаком (грив и сабатон) 1 794,5 г, левый наголенник и башмак 1 771,8 г.Таким образом, можно видеть, что даже доспехи-гарнитуры середины XVI века, весьма сложные по конструкции и отличающиеся большим объемом дополнительных деталей, имели вес в пределах 27–30 кг (вес конских доспехов мы сюда, разумеется, не включаем), что позволяло вполне комфортным образом носить их людям среднего роста и отнюдь не могучего телосложения!
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас