Иран и Азербайджан по общности культуры и истории можно условно сравнить с Россией и Украиной. В роли большого брата здесь выступает Тегеран, и он также не очень доволен специфической внешней политикой Баку. В то же время, если у России с Украиной был длительный период дружбы, то между шиитскими республиками никогда не было полного взаимопонимания. Во-первых, Азербайджан все-таки светское государство, а во-вторых, Баку активно контактировал с Соединенными Штатами и Израилем, заклятыми врагами Тегерана. Отношения стран постоянно балансировали между нейтралитетом и холодным противостоянием. Нередки были характерные выпады. В 2006 году официальная газета «Иран» поместила карикатуру, на которой мальчик, увидев таракана, повторяет на фарси слово «таракан», а мерзкое существо отвечает ему по-азербайджански: «Что?». Сама по себе карикатура, выпущенная в детской рубрике, совершенно неуместная, так еще и очень необдуманная – в Иране проживает до 35 млн этнических азербайджанцев. В итоге Тегеран получил массовые протесты и погромы со множеством пострадавших и убитых. В 2015 году история повторилась, только теперь недовольство азербайджанцев вызвал телеспектакль на государственном канале IRIB.
Антисемитизм как причина войны
Перед тем, как рассуждать о вероятности войны между Ираном и Азербайджаном, необходимо понимать уровень влияния азербайджанской диаспоры. Северо-запад страны населен преимущественно этническими азербайджанцами, а в столице до 60 % жителей относят себя к этой национальности. В армии и правительстве также велика доля азербайджанцев, которые ранее уже отказывались разгонять демонстрации своих соплеменников. Тем не менее геополитическая обстановка не позволяет Ирану особо раздумывать о внутренней национальной специфике. Антисемитская республика очень чувствительно относится в любой активности израильтян около границ. Азербайджан, в свою очередь, настроен на долгое и плодотворное сотрудничество с Израилем. В Тегеране, как могут, отговаривают Баку от сотрудничества с «большим сатаной» (США) и «малым сатаной» (Израиль), однако это не имеет успеха. После победы в Нагорном Карабахе азербайджанский лидер Ильхам Алиев чувствует в себе особое вдохновение. Собственно, и сама победа над армянской армией в немалой степени случилась из-за военно-технической поддержки Тель-Авива. Вкупе с нарастающим недовольством Ирана это рано или поздно должно было вылиться в осложнение. Неофициальным поводом стали ограничения, наложенные азербайджанцами на иранские грузовики с нефтепродуктами, проходящими по территории Нагорного Карабаха. Пограничники обложили данью в 100 долларов каждый грузовик, следующий по дороге Горис-Капан в Армению из Ирана.
«Покорители Хайбара»
Сложности с пограничным контролем на ирано-азербайджанской границе случились еще в конце августа, но решительный ответ Ирана мы видим только сейчас. В первых числах октября иранская армия затеяла масштабные учения под говорящим названием «Покорители Хайбара». Это прямая отсылка к 629 году, когда войска пророка Мухаммеда разбили иудейское войско в битве при Хайбаре. У нахичеванской границы, которая достаточно слабо защищена, Иран разворачивает мощную группировку, которая очень походит на армию вторжения. В самых крупных за двадцать лет иранских учениях участвуют элитные 216-я бронетанковая бригада и 16-я бронетанковая дивизия. Социальные сети наполнены фото- и видеосвидетельствами переброски к азербайджанской границе ствольной и реактивной артиллерии, зенитных комплексов и массы легкой бронетехники. Ильхам Алиев уже задал вопрос относительно целесообразности проведения учений, которых не было у границ Азербайджана около 30 лет. В частности президент удивляется:
«Азербайджанцы спрашивают еще о том, почему в период армянской оккупации в этом регионе учения не проводились? Почему учения не проводились, когда в Джебраиле, Зангилане, Физули находились армяне? Почему они проводятся тогда, когда мы освободили земли, положили конец 30-летней кабале, оккупации? Это – законные вопросы».
И, не дожидаясь ответа, Баку быстро договаривается с Анкарой о проведении учений «Братство – 2021», которые стартовали 5 октября. Кстати, цель учений выбрана очень вегетарианская – «мероприятия по разминированию и обучению на территориях, освобожденных от армянской оккупации». Нервозности в ситуацию добавила трагедии в ходе иранских учений, когда собственный вертолет расстрелял своих солдат в окопах, а артиллерия уничтожила грузовик КрАЗ. В общей сложности от «дружественного огня» погибли девять военнослужащих иранской армии.
Положение Азербайджана в этой истории более выгодное, но только с политической точки зрения. В военном отношении армия Ирана гораздо сильнее. Но азербайджанцы богаты союзниками. Прежде всего, за спиной Баку мощь турецкой армии, которая в придачу еще и член НАТО. Ильхам Алиев демонстрирует очень расчетливую лояльность – он ни с кем открыто не конфликтует. За исключением, конечно, властей Армении. Кроме этого, азербайджанский этнос показывает пример взаимовыгодного сосуществования евреев и мусульман. Антисемитский Иран в этой связи выглядит в глазах коллективного Запада не с самой лучшей стороны и, в случае войны, симпатии будут определенно на стороне Баку и Анкары. Иран обладает гораздо более мощными вооруженными силами и при определенном раскладе способен вычистить приграничную территорию Азербайджана от «иностранных агентов». Под «иностранными агентами» иранцы понимают евреев. Тегеран очень обеспокоен присутствием израильтян у своих границ, пусть в статусе военно-технических советников. И действительно, до 60 % импорта оружия Баку получает из Израиля, и без присутствия специалистов компаний-поставщиков никак не обойтись. Только сколько из них реально помогают с освоением нового оружия, а сколько ведут антииранскую разведку? Аятолла Али Хаменеи достаточно радикален в своих формулировках:
«Те, кто страдает от иллюзий, скоро получат пощечину. Страны региона не должны позволять иностранным армиям вмешиваться».
Вдобавок к словам, Тегеран 5 октября закрыл своё воздушное пространство для военной авиации Азербайджана. Теперь перевозка грузов по воздуху в Нахичеванскую автономную республику невозможна.Гипотетический военный конфликт между Азербайджаном и Ираном, похоже, выгоден только Армении и, частично, Турции. Для первой любое отвлечение внимания Баку уже просто подарок – Ереван сейчас не в состоянии эффективно противостоять современной армии соседа. Недаром перед началом совместных турецко-азербайджанских учений Тегеран успел посетить министр иностранных дел Арарат Мирзоян. Турция также вытягивает из возможного обострения некоторые бонусы. Угрозы со стороны Ирана еще больше толкают Баку в объятия Эрдогана, а это потеря определенной доли суверенитета. Только военными базами в Азербайджане Турция не ограничится, можно быть уверенными. Сейчас турецкие беспилотники – это глаза и уши азербайджанской армии. Тяжелые машины круглосуточно висят над границей, отслеживая обстановку на десятки километров вглубь Ирана. Однако Анкаре и без войны с Ираном вполне хватает горячих точек вокруг и внутри собственной территории – Эрдоган удивительным образом сумел поссориться со многими соседями.Тегерану конфликт в перспективе также мало чего может принести. Иранские вооруженные силы, безусловно, превосходят армию Азербайджана и способны нанести фатальные удары по инфраструктуре противника. Например, атаковать флотом азербайджанскую нефтедобычу на Каспии. Но у Ирана, говоря современным языком, хватает горячих кейсов – Сирия, Афганистан, Ирак, оплата союзников в Йемене и Ливане. Не стоит забывать и многочисленную азербайджанскую диаспору внутри Ирана, которая поведет себя непредсказуемо в случае войны с соседом. Все это иранский «Боливар» может элементарно не вынести. На первый взгляд, России осложнение ситуации на границе Ирана и Азербайджана может показаться выгодным. Статус Баку, как нового субрегионального лидера, окажется под угрозой, что не может не радовать союзников России по ОДКБ. Но опасность со стороны Ирана может еще сильнее сплотить Анкару и Баку. Вполне вероятно, в новое «союзное государство» с очень весомым влиянием во всем регионе. Поэтому существующий статус-кво с обменом учениями Москву устроит больше всего.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!