Эскалация крупного регионального конфликта XXI века не может исключать массированного применения стратегических крылатых ракет и другого высокоточного оружия, а поэтому загруженность подразделений ПВО, входящих в состав ВКС в таком случае всегда будет максимальна: они будут прикрывать стратегически важные промышленные объекты, крупные города, предприятия ВПК, авиабазы, военно-морские базы и так далее. В такой ситуации сухопутным войскам остаётся рассчитывать лишь на прикрытие приданными войсковыми зенитно-ракетными комплексами типа С-300В-В4, которые также вынуждены будут противостоять «ХАРМам», планирующим УАБ и другим элементам ВТО, что не позволит в полной мере обеспечить безопасность СВ. И тогда единственной верной защитой становятся войсковые ЗРК малой и средней дальности типа «Тор-М1/2» и «Бук-М1/3».
До недавнего времени основные модификации этих комплексов («Тор-М1» и «Бук-М1») полностью отвечали всем существующим угрозам, но как и любая система вооружения, они начали медленно отставать от современных средств подавления ПВО/ПРО, которые постепенно переходят на гиперзвуковой скоростной рубеж оперирования, а также становятся всё менее заметными как в радиолокационном, так и в инфракрасном диапазонах.
Зенитно-ракетный самоходный комплекс (ЗРСК) 9К331 «Тор-М1», отличающийся от базовой модификации 9К330 «Тор» расширенной до 2 одновременно поражаемых целей канальностью, программно-аппаратной системной увязкой с унифицированным батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир», повышенным могуществом 14,5-килогаммовой БЧ ЗУР 9М331 и снижением нижнего рубежа поражаемых целей для уничтожения КР до 10 м, был принят на вооружение СВ в 1991 году. За счёт высоких боевых качеств «Тор-М1» по сей день продолжает выполнять функцию одного из главнейших средств ПВО в российской армии. Максимальная скорость поражаемой цели — 700 м/с, а также минимальная ЭПР — 0,05 м2 позволяют вести борьбу практически с любыми современными БПЛА, противорадиолокационными ракетами типа HARM и ALARM, а также свободнопадающими и управляемыми авиабомбами.
Главной особенностью, которая удерживает «Тор-М1» в войсках, является уникальное исполнение боевой машины 9К331, представленное совмещением в единственной автономной боевой единице всех ходовых, огневых и сетецентрических элементов. Основой основ боевой машины является работающая в Х-диапазоне МРЛС, имеющая малоэлементную ФАР импульсно-доплеровского типа. Она полностью удовлетворяет радиокомандную систему наведения ракеты 9М331, требующую высочайшего разрешения в момент сближения с целью. Ширина луча в 1 градус позволила добиться разрешения в 1 м в угломестной и азимутальной плоскостях, что позволило обеспечить уверенную активацию радиовзрывателя ЗУР даже при разрешении МРЛС по дальности в 100 метров, т.е. зенитная ракета не «проскочит» мимо цели. А модульное снаряжение из двух счетверённых транспортно-пусковых контейнеров 9Я281 позволяет перезаряжать «Тор-М1» за 25 минут.
Несмотря на то, что позднее была разработана более совершенная версии комплекса «Тор-М1В» с новым оптико-электронным визиром 9Ш319 и расширенной с 6 до 10 км верхней зоной поражения целей, огневая производительность комплекса не изменилась: число целевых каналов не превышало 2-х, из-за чего отражение массированного ракетно-авиационного удара было очень затруднительным.
С целью повышения способностей комплекса, ОАО «Научно-исследовательский электромеханический институт» разработал новую модификацию «Тор-М2», которая помимо увеличенного до 10000 м потолка поражаемых целей, была оснащена более совершенной МРЛС с возможностью одновременно перехвата 4-х сложных воздушных целей. Производительность комплекса возросла в 2 раза, время реакции осталось прежним (4-8 с), что резко подняло живучесть батареи новых «Торов» и обороняемых объектов. Но ещё одна задача, которую предстояло решить, на протяжении нескольких лет сидела в умах разработчиков, специалистов Ижевского Электромеханического завода «Купол» (производитель комплекса) и военных. Речь идёт об увеличении боекомплекта боевой машины 9А331МК «Тор-М2У» за счёт оснащения совершенно новым типом ЗУР 9М338.
Перспективная зенитная управляемая ракета 9М338 была разработана КБ «Вымпел», находящимся в корпорации «Тактическое ракетное вооружение» при поддержке концерна ПВО «Алмаз-Антей». Подробные характеристики новой ЗУР-перехватчика малой дальности не разглашаются, но известно, что ракета более компактна, маневренна и высокоточна, чем ранние ЗУР 9М331 и 9М331Д. Небольшие размеры новой ракеты позволят увеличить боекомплект «Тор-М2» в 2 раза (с 8 до 16 единиц). Для этого направляющие 2-х зенитно ракетных модулей 9М334 будут значительно уменьшены и конструктивно адаптированы для аэродинамических органов управления ракеты 9М338, которые находятся в хвостовой части. Новая ракета имеет 2 рядом расположенных крестообразных блока аэродинамических плоскостей. Первый — неподвижные аэродинамические крылья для стабилизации воздушного потока перед вторым блоком. Второй блок представлен 4 поворотными аэродинамическими рулями, которые имеют максимальную эффективность благодаря переднему оперению. Подобная конструкция блока управления применяется во французской ракете ближнего воздушного боя «Magic-2», с той лишь разницей, что находится он в носовой части ракеты («двойная утка»).
Уникальность такой конструкции в высоких располагаемых перегрузках, доходящих до 45 ед. даже без ОВТ и газодинамических ДПУ. На испытаниях ЗУР 9М338 уничтожила 5 малоразмерных ракет-мишеней 9Ф841 «Саман» (модификация ЗУР 9ФМ33М3 комплекса «Оса-АК»), 3 из которых было поражено методом кинетического уничтожения «hit-to-kill» прямым попаданием в ракету-мишень. «Тор-М2У» проявил уникальные противоракетные возможности с повышенной в 2 раза живучестью в сложнейшей обстановке МРАУ благодаря удвоенному арсеналу. К середине ноября 2014-го года ОАО «ВМП «АВИТЕК» было произведено 40 новых ЗУР 9М338, которые во второй половине 2016 года поступят на вооружение двух модернизированных комплектов ЗРК «Тор-М2У». «Обновлённые» «Торы» положат начало широкомасштабному усилению эшелонированной войсковой ПВО в дополнение к глубоко усовершенствованным ЗРК «Бук-М3», которые заменят устаревающие комплексы «Бук-М1». Об этом подробней.
Начальник войск ПВО СВ генерал-лейтенант Александр Леонов, обозначив преимущества обновлённых зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2У», также оговорил сроки поставки в Сухопутные войска РФ перспективных модификаций ЗРК средней дальности «Бук-М3». Об этом РИА Новости, со ссылкой на радио РСН, сообщило 2 июля 2016 года. По словам А. Леонова, новые дивизионы начнут поступать в войска на смену ЗРК «Бук-М1/М1-2/М2» тоже в конце 2016 года. «Бук-М3» — принципиально новый зенитно-ракетный комплекс средней дальности, перекрывающий верхний рубеж воздушно-космического пространства от вторжения современных гиперзвуковых средств воздушного нападения. Его элементная база построена на современных цифровых вычислительных средствах, а боекомплект на 50% ваше, чем у ранних версий комплекса. Основа ЗРК 9К317М — совершенно новая ЗУР 9М317М, параметры которой в разы лучше, чем у ракет семейства 9М38М1. По совокупности большинства ТТХ, «Бук-М3» практически не уступает, а по некоторым качествам и превосходит базовые противоракетные комплексы С-300В первых версий.
ПОЧТИ «ГЛАДИАТОР» В «ШКУРЕ» ПРОСТОГО «БУКА»
Рассмотрим все достоинства «Бук-М3», отталкиваясь от характеристик предпоследней версии комплекса «Бук-М2».
Наиболее значимым преимуществом нового «Бук-М3» является новая ЗУР 9М317М. Её конструктивное сходство с корабельной версией 9М317МЭ (КЗРК «Штиль-1») обуславливает аналогичные лётно-технические параметры. В частности, максимальная скорость полёта ракеты составляет 1550 м/с (5580 км/ч), что на 26% быстрей ракеты 9М317 комплекса «Бук-М2» (4428 км/ч) и на 82% быстрей ракеты 9М38М1 комплекса «Бук-М1» (3060 км/ч); 9М317М вышла на гиперзвук, и теперь способна перехватывать вдогон малоразмерные ПРЛР и ОТБР на разгонном участке траектории. Новая полуактивная радиолокационная ГСН 9Э432 в совокупности с доработанным программируемым алгоритмом работы СОУ 9А317М и низковысотной МРЛС 9С36 для перехвата КР и малоразмерных БПЛА дали возможность перехватывать гиперзвуковые аэродинамические и баллистические цели со скоростями до 10,1М (3000 м/с), что соответствует характеристикам ЗРК С-300В и С-300ПМ1/2 «Фаворит». Новый двухрежимный твердотопливный ракетный двигатель с увеличенным периодом работы маршевого режима дал возможность поражать цели на дальности 70 км и высоте 35 км, не отставая от ЗРК С-300ПТ/ПС. Маневренность ЗУР 9М317М превосходит показатели 9М38М1 на несколько единиц, достигая 24 — 27G. По эффективности работы со сложными высокоманевренными целями ЗУР 9М317М соответствует ракетам-перехватчикам 9М83М комплексов С-300ВМ «Антей-2500» и С-300В4, что впервые ставит войсковые ЗРК семейства «Бук» на уровень специализированных средств ПВО-ПРО большой дальности.
Кроме того, имеется специализированный пакет модульного исполнения головок самонаведения ракет типа 9М317М, в который включена активная радиолокационная ГСН «Сланец», разработанная ОАО «Московский научно-исследовательский институт «Агат». Обнаружение и захват воздушных целей производится щелевой антенной решёткой с моноимпульсным радиопеленгатором. По данным «Агата», АРГСН «Сланец» может получать целеуказание практически от любых внешних источников (самолётов ДРЛОиУ, БРЛК многоцелевых истребителей-перехватчиков, наземных и корабельных РЛС с соответствующим оборудованием обмена информацией). Энергетический потенциал «Сланца» позволяет захватывать цель с ЭПР 0,3 м2 на удалении 35 км, что ставит под большой вопрос американские амбиции по доминированию F-35A на ТВД XXI века. Применение «Сланца» в ракетах 9М317М способно посеять настоящий хаос в эскадрильях ОВВС НАТО, поскольку операторы комплекса «Бук-М3», при наличии внешних удалённых средств целеуказания, смогут вести огонь с выключенными СОУ и 9С36 даже из естественных укрытий рельефа, что поднимет живучесть дивизиона в десятки или даже сотни раз.
Подобный модульный модульный пакет АРГСН был разработан и для ранних версий ракет 9М317А, входящих в боекомплект ЗРК «Бук-М1-2» и «Бук-М2». Но в качестве активной ГСН здесь применяется не «Сланец», а упрощённая его версия 9Б-1103М «Шайба», способная обнаружить ВЦ с ЭПР 0,3 м2 на дальности около 20 км.
Ещё больший интерес вызывает огневая производительность «Бук-М3». Для начала остановимся на том, что целевая канальность модификации комплекса, в котором будут применены ракеты 9М317М с АРГСН «Сланец», будет максимальная, соответствуя общей пропускной способности дивизиона в 36 целей. Целевая канальность дивизиона, где будут использоваться ракеты 9М317М с ПАРГСН 9Э432, будет зависеть исключительно от количества самоходных пусковых установок 9А317М и поднимаемых на гидравлической стреле низковысотных радиолокаторов подсвета и наведения 9С36. В отличие от первых версий самоходных огневых установок типа 9А310М1, оснащённых одноканальной РЛС подсвета и наведения, СОУ 9А317 и 9А317М снабжены 4-хканальными РПН с фазированной антенной решёткой, аналогичной ФАР оснащена и 9С36. Производительность комплекса выросла в 4 раза. РПН захватывает цель с ЭПР 0,1 м2 (при высоте полёта 3 км) на дальности 50 км, при высоте полёта 10 м — 17 км (только для низковысотной МРЛС 9С36). Сектор обзора и захвата по азимуту составляет 120 градусов по углу места — 90 градусов (от -5 до + 85), что позволяет отражать удары высокоточного вооружения, атакующего с предельных вертикальных углов, к примеру, ПРЛР ALARM. По этому критерию «Бук-М2/3» превосходят С-300В, где РЛС программного обзора 9С19М2 «Имбирь» и МРЛС 9С36 работают в угломестном секторе до +75 градусов.
Один дивизион комплекса «Бук-М1» обычно имел в составе 6 СОУ 9А310М1, из-за чего число каналов ограничивалось 6, либо 10 (при подключении к дивизионному звену одной 4-хканальной 9С36). Дивизион «Бук-М3» имеет в составе до 4-8 СОУ 9А317М и до 2-х РПН 9С36, благодаря чему комплекс может обстрелять до 36 воздушных целей. «Трёхсотки» могут обстреливать такое количество целей лишь в составе зенитно-ракетной системы из 6 дивизионов, каждому из которых придан 6-канальный РПН 30Н6Е. Из этого делается ещё один важный вывод: по живучести «Бук-М3» в некоторых случаях может превосходить даже С-300ПМ1. Чтобы уничтожить одну батарею С-300ПМ1, достаточно просто вывести из строя «Лопату» (так в войсках ПВО за соответствующую форму прозвали РПН 30Н6Е), у «Бук-М3» для этого необходимо уничтожить не только РПН 9А36, но и каждую радарную огневую «самоходку» 9А317М, на что необходимо около сотни противорадиолокационных и крылатых ракет, причём в одном авиаударе. После введения в новый «Бук» активного радиолокационного наведения, он сможет тягаться даже с таким ЗРК, как С-350 «Витязь».
О важности запаса боекомплекта мы уже говорили, анализируя «усиленный» «Тор-М2У», это же можно сказать и о «Бук-М3». Если на пуско-заряжающих установках 9А39 и 9А316 имела всего 8 «открытых» направляющих ракет 9М38М1/9М317 (4 из которых располагались на пусковых направляющих, а 4 — на транспортных), новая транспортно-пусковая установка (ТПУ) 9А316М оснащается 2х6 модулями «закрытых» наклонных ТПК с 12 ЗУР 9М317М, любая из которых может быть запущена, а не только те 4, которые лежат на верхнем пусковом лафете. Как видите, и возможностей больше и боезапас на 50% выше. Та же история и с СОУ 9А317М: боекомплект из 6 ТПК расположен в едином наклонном модуле. Зенитные ракеты не находятся в открытом пространстве, а надёжно защищены прочным корпусом транспортно-пусковых контейнеров.
Без доли сомнения можно считать «Бук-М3» перспективным и наиболее эффективным в мире средством войсковой ПВО. Даже факт разработки ракеты 9М317М с АРГСН «Сланец» говорит об огромном модернизационном потенциале комплекса. Радиолокационный обнаружитель 9С18М3 «Купол», работающий в сантиметровом диапазоне волн обладает разрешением, предоставляющим возможность выдавать точное целеуказание ракетам с активной РГСН, а при соответствующей программно-аппаратной модернизации — даже серийным ЗУР 9М317М со штатной полуактивной РГСН, ещё увеличивая стрельбовую пропускную способность комплекса.
В конце нашего обзора посмеем предположить, что уже в ближайшие годы после поступления в бригадное и дивизионное звенья Сухопутных войск Российской Федерации универсальных зенитно-ракетных комплексов «Бук-М3», дальнобойные ЗРС типа С-300В/В4, в зависимости от оперативной обстановки на театре военных действий, могут быть переданы Воздушно-космическим силам для более надёжной защиты стратегических важных объектов государства в условиях установившейся и нарастающей нестабильности на ключевых восточном, юго-западном и западном воздушных направлениях.
Источник: https://topwar.ru