Добрый день, на связи туманный Альбион, Brexit и зрада. Сегодня поговорим чуть-чуть об экономике и немного о британских мозгах.
На снимке - японский миллиардер Масаеси Сонса, владелец SoftBank - именно он под шумок референдума о выходе из Евросоюза оставил Британию без высокотехнологичных компаний.
История развивалась так: через несколько недель после референдума 2016 года британцы неожиданно выяснили, что их компания Arm больше не принадлежит подданным Ее Величества - Масаеси-сан выкупил у бывших владельцев эту компанию за 34 млрд долларов.
Чтобы понимать потерю британцев, достаточно сказать, что Arm - один из мировых лидеров в разработке и производстве полупроводников. Но это лишь одна из сторон бывшей британской компании - эта компания обеспечивала своими компонентами весь военно-промышленный комплекс страны. Вообще весь, начиная от танков и модернизации авиационной техники и заканчивая флотом, который Британия до сих пор пытается строить самостоятельно.
Когда осенью прошлого года из Лондон-сити массово побежали банки, сэры, пэры и Ее Величество делали мужественные лица, рассказывая британцам, что все не так уж и плохо - дескать, это временное явление и Британия никогда не утратит статус мирового финансового центра. В это же время Франкфурт-на-Майне искренне и восхищенно рукоплескал британцам, поскольку именно туда эти системные банки и побежали - и если пока Британия не демонстрирует пик провала в экономике и финансах, то только из-за инерции экономики.
Как известно, между причинами и последствиями всегда есть временной разрыв, поэтому результаты банковского Исхода-2019 мы сможем оценить только по экономическим результатам 2020 года.
Впрочем, вернемся к эксцентричному японцу, который время от времени называет себя "сыном Иисуса". Правда, где был Иисус и где была та Япония? Неважно, нас сейчас интересует немного другое.
С момента покупки Arm прошло четыре года - почему же британский парламент всполошился только сейчас? Очень просто - 31 октября 2020 года истекает крайний срок выхода Британии из Евросоюза и самое время начать поиск виновных в будущих провалах и в падении уровня жизни населения.
Лейбористы обвиняют консерваторов, консерваторы оправдываются тем, что были заняты отравлением Скрипалей и вмешательством России в референдум 2015 года о выходе Шотландии из состава Британии и в референдум 2016 года о выходе Британии из состава Евросоюза.
Короче, все четыре года консерваторы были заняты очень серьезными делами, а покупка какой-то там компании одним миллиардером у других миллиардеров сэров не интересовала - того и гляди, Путин нападет и намажет шпиль Солсберецкого собора злобным русским пургеном.
Между тем Масаеси-сан четко понимал, что он покупает:
"Ибо то, что привлекло его в компании, все еще остается в силе. Arm, основанная в Кембридже, стала блестящей компанией, создавшей самую умную “архитектуру” в полупроводниковом бизнесе. По существу, они изобрели и продолжают изобретать высокоэффективные логические вычислительные модели, используемые в кремниевых чипах. Они лицензируют эту интеллектуальную собственность множеству пользователей – от Apple до Huawei – которые настраивают IP-адрес в соответствии со своими потребностями.
Это подход, который смешивает Открытые инновации – в том смысле, что как только Arm лицензировала IP, пользователи могут делать с ним все, что им заблагорассудится, – с сохранением прав собственности и постоянно растущими роялти. К 2016 году он стал таким же важным в своем мире, как Google или Apple – и британским." (конец цитаты)
Проблема британцев в том, что в июле следующего года истекает одно из главных условий этой сделки - Масаеси обещал оставить Кембридж штаб-квартирой компании на пять лет и скоро выполнит свое обещание. А вот где окажется штаб-квартира Arm в конце 2021 года, никому не известно - и Масаеси-сан загадочно молчит по этому поводу.
В результате компания может почти полностью покинуть Британские острова, оставив в Кембридже один из региональных филиалов - а вот штаб-квартира рискует оказаться в Юго-Восточной Азии. В той же Индонезии, Тайване, Таиланде или Вьетнаме - иными словами, в непосредственной близости от заводов, производящих полупроводниковые компоненты и чипы.
Если вы подумали, что британская зрада на этом закончилась, то жестоко ошибаетесь - в настоящее время "сын Иисуса" ведет переговоры о покупке другой знаменитой британской компании - NVidia. Да-да, того самого известного производителя видеокарт для компьютеров - и переговоры уже зашли слишком далеко, чтобы их можно было просто так безболезненно остановить.
Беда британцев еще и в том, что они не имеют оснований оспорить в суде сделку с Arm или помешать будущей сделке с NVidia - если такое произойдет, то репутационный ущерб Британии будет просто астрономическим.
Поэтому сэрам и пэрам в парламенте только и остается, что рассуждать о гипотетической возможности национализации технологических гигантов - и заодно сокрушаться по поводу коварства Путина, который точит зуб на Британию.
В связи с последним хочется сказать следующее: В девятнадцатом веке русские студенты учили французский - в итоге наваляли Наполеону, дошли до Парижа. В двадцатом учили немецкий - наваляли Гитлеру, дошли до Берлина. Сейчас все поголовно учат английский - и на месте британцев и американцев я бы очень серьезно задумался.