Россию и Китай связывают длительные и взаимовыгодные отношения в военно-технической сфере. В ближайшее время они могут продолжиться благодаря появлению очередного контракта. На этот раз речь идет о возможных поставках десятков ударных вертолетов Ка-52К «Катран». С их помощью ВМС НОАК смогут закрыть одну из важнейших ниш в морской авиации.
По данным прессы…
В сентябре 2017 г. российский завод «Прогресс» (г. Арсеньев) впервые посетила официальная делегация из Китая. Представители министерства обороны и внешнеполитического ведомства ознакомились с производственными площадками и продукцией предприятия. Особый интерес военных и дипломатов вызвал корабельный вертолет «Катран» – на тот момент новейшая модификация Ка-52 «Аллигатор».Впрочем, тот визит не имел никаких реальных последствий. Интерес китайских военных не привел к началу переговоров или появлению контрактов на поставку техники. Более того, на протяжении нескольких следующих лет НОАК и Ка-52К в новостях вместе не упоминались. Многообещающие сообщения появились лишь несколько недель назад.
16 сентября российское интернет-издание Avia.pro без ссылки на какие-либо источники сообщило, что «Китай анонсировал масштабную закупку российских вертолетов Ка-52К». Отмечается, что российскими «Катранами» заинтересовались военно-морские силы НОАК. Они наблюдали за боевым применением Ка-52, а также изучили особые возможности его корабельной версии. Также китайская делегация посещала завод-изготовитель и изучила Ка-52К.Утверждается, что теперь вероятно появление контракта на поставку не менее 36 российских вертолетов. Такая техника должна будет войти в авиационные группы новейших универсальных десантных кораблей типа «075».
Китайские потребности
21 сентября новость о возможном появлении контракта развило китайское издание South China Morning Star. Оно приводит комментарии специалистов в военной области, в т.ч. неназванного источника, близкого к вооруженным силам. В целом они положительно оценивают и сам вертолет Ка-52К, и его возможные поставки.Эксперты рассказали SCMP, что новые УДК «Тип 075» нуждаются в тяжелом ударном вертолете, и флот ищет подходящие машины этого класса. Достаточно давно ВМС НОАК начали изучать возможность закупки российской техники. Если заказ на Ка-52К появится, то страны в очередной раз расширят свое военно-техническое сотрудничество.
Специалисты напомнили, что Ка-52К является первым российским ударным вертолетом со складными лопастями несущей системы и крылом – это позволяет экономить место на корабле-носителе, в т.ч. на УДК «Тип 075». Вертолет защищен от морской воды и коррозии, а также имеет взлетную массу на 1,4 т больше, чем у базового Ка-52. Кроме того, «Катран» является единственной машиной своего класса, оснащенной катапультным креслом.Неназванный источник, близкий к НОАК, подтвердил, что флот нуждается в тяжелом ударном вертолете палубного базирования. При этом, по его словам, китайская промышленность пока не может предложить технику этого класса, соответствующий требованиям нового УДК. В такой ситуации остается надеяться только на иностранного производителя.Источник считает, что контракт на «Катраны» будет выгоден обеим сторонам. Россия получит деньги для развития своей оборонной промышленности, а Китай приобретет нужную технику. Последняя позволит НОАК ускорить перевооружение и выиграть время.Благодаря Ка-52К или другим аналогичным вертолетам УДК «075» станут полноценными боевыми единицами с самыми широкими возможностями. Такие корабли помогут ВМС решать поставленные военно-политические задачи на всех стратегических направлениях.
Любопытно, что контракт на вертолеты Ка-52К может стать третьим по стоимости в истории российско-китайского военно-технического сотрудничества. Согласно SCMP и другим изданиям, стоимость такого соглашения будет не меньше 720 млн долл. США. Пекин платил больше только за зенитные системы С-400 и истребители Су-35.Появится ли российско-китайский контракт, пока до конца не ясно. Однако интерес к вертолету Ка-52К со стороны очередного зарубежного флота вполне понятен и даже ожидаем. «Катран» отличается высокими характеристиками и широкими возможностями, а кроме того имеет минимум зарубежных конкурентов в своей области.Ка-52К представляет собой доработанный вариант «Аллигатора» с рядом нововведений, необходимых для эксплуатации на корабле. Используются складные элементы несущей системы и крыла, применена антикоррозионная обработка агрегатов, скорректирован набор приборов и т.д. Два двигателя мощностью по 2400 л.с. обеспечивают высокие летные характеристики. Максимальная скорость достигает 300 км/ч, практическая дальность – 460 км.Вертолет имеет развитый прицельно-навигационный комплекс на основе РЛС «Арбалет». При взлетной массе ок. 12 т машина несет 2 т вооружений. Имеется встроенная 30-мм пушка и четыре узла внешней подвески. Как и «Аллигатор», палубный «Катран» может нести управляемые и неуправляемые ракеты разных типов. В зависимости от типа вооружений, вертолет поражает цели на дальностях до 8-10 км, что позволяет выполнять удары из-за пределов зоны поражения ПВО противника.
Два вертолета
Среди всех китайских разработок наиболее близким к Ка-52К по характеристикам является ударный вертолет Changhe Z-10. Он поступил на вооружение армейской авиации около 10 лет назад и активно эксплуатируется до сих пор. Вероятно, имеется принципиальная возможность создания палубной модификации, но о таком проекте ничего не известно.По летным и боевым качествам Z-10 заметно проигрывает российскому «Катрану». Его максимальная взлетная масса составляет всего 7 т, а боевая нагрузка не превышает 1,5 т. Совместимые управляемые ракеты, в лучшем случае, не превосходят аналогичные российские образцы. Из-за большей тягооворуженности и запаса топлива Ка-52К превосходит китайскую машину в летно-технических характеристиках.
Очевидный интерес
Строя новые десантные корабли, ВМС НОАК столкнулись с трудностями в области палубной авиации. Из сложившейся ситуации есть два выхода. Первый заключается в разработке совершенно нового палубного вертолета, характеристики которого соответствуют потребностям и требованиям УДК «Тип 075». Такие меры позволят поддержать собственную промышленность и защитить флот от негативных факторов, связанных с импортом. Однако они требуют времени и денег.Более быстрым и, вероятно, дешевым является второй выход – закупка готового зарубежного образца, соответствующего имеющимся требованиям. Такой сценарий имеет свои преимущества и вполне реален. Китай не стесняется обращаться за помощью к третьим странам, если такое сотрудничество необходимо сейчас или даст положительные результаты в будущем.
На международном рынке присутствует целый ряд боевых вертолетов с разными характеристиками. Однако именно российский Ка-52К выгодно выделяется на фоне конкурентов за счет высокого уровня характеристик и набора особенностей, нужных для эксплуатации на кораблях. В целом, именно «Катран» является самым лучшим выбором на рынке.С момента своего появления палубный Ка-52К регулярно участвовал в выставках и неизменно привлекал внимание зарубежных военных. По следам этих событий несколько раз появлялись сообщения о возможном появлении экспортных контрактов. Впрочем, пока имеется только один заказ. Стартовым иностранным покупателем «Катранов» стал Египет, планирующий сформировать боеспособную авиагруппу для своих УДК типа Mistral.Вторым заказчиком может стать Китай – если, конечно, последние новости не являются обычными слухами и соответствуют действительности. Ясно, что китайский заказ принесет нашей промышленности значительную прибыль. Кроме того, он положительно повлияет на репутацию «Катрана» на международном рынке. Зарубежным странам покажут, что такая техника представляет интерес даже для современной и развитой армии в лице НОАК. Впрочем, о получении всех желаемых результатов можно будет говорить только после подписания контракта.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!