Будем реалистами - чиновники всего мира бьются над проблемой, как с максимальной для себя прибылью пилить доступный бюджет и не лишиться кресла. Киев может зарабатывать деньги, давая мастер-класс - система отработана до совершенства.
В Киеве продолжается любимая бюрократическая игра "найди крайнего". "Нафтогаз Украины" не подчинен министерству энергетики (бред, но удобный для чиновников), а ответственным за прохождение отопительного сезона является как раз Министерство энергетики и профильный министр Насалик. Естественно, он не хочет оказаться крайним, чтобы его обвинили во всех грехах и ежегодно рассказывает о "плохом Нафтогазе". Хотя на самом деле речь идет о сознательной политике режима, который последовательно разрушает промышленность и инфраструктуру, доставшуюся от предшественников.
Выглядит странно, транзит российского газа в ЕС приносит Киеву более 2 миллиардов долларов ежегодно. И даже поляки пишут: "... если Украина лишится транзита газа в Европу, она будет просто отдана на растерзание России".
Но именно так ведет себя Киев все годы после развала Союза. Например, Кучма отказался от контракта на строительство Бушерской АЭС. Ющенко - от контракта на поставки из России газа по фиксированной цене в 50 долларов до 2015 года. Янукович де-факто похерил Харьковские соглашения о строительстве того же Крымского моста и завода по производству ТВС "ТВЭЛ". Порошенко юридически уничтожил совместное производство самолетов "Ан". И это лишь единичные примеры сознательной политики ликвидации любых, даже самых выгодных для Киева, проектов и производств.
Хьюстон, у нас проблемы!
Возвращаясь к поискам крайнего и проблемам прокачки газа из России в ЕС. Оператор ГТС «Укртрансгаз» может быть технически не готов к прокачке газа, заявил глава Минэнерго Игорь Насалик в интервью украинскому «Первому национальному» телеканалу.
Министр уверен, что причина лежит в нежелании «Нафтогаза Украины» инвестировать в ГТС страны. Если вспомнить, что "Нафтогаз" не частная лавочка и управляется чиновниками Хунты, то "нежелание" определяется сознательной политикой режима. Напомню, что еще во времена Ющенко ЕС и Киев провели оценки состояния ГТС, констатировали её износ, оценили необходимость инвестирования в ремонт и модернизацию нескольких миллиардов евро (оценки Киева и Брюсселя сильно отличались), но "воз и ныне там", никто денег не дал, проводятся лишь текущее обслуживание и аварийные ремонты.
К примеру, еще в 2012-13 годах мои друзья в Харькове (из инженеров еще советских времен) подрабатывали наладкой датчиков контроля давления - в госструктурах просто не было специалистов по ремонту и денег на покупку нового оборудования. И не имеющие лицензий и допусков пенсионеры дома на коленке (в букувальном смысле) занимались ремонтом, а потом в одной частной специализированной конторе в Харькове (имевшей соотвествующее оборужование) тестировали датчики, юстировали и возвращали для установки на ГТС.
Так что проблема возникла не сегодня и не вчера. Ей минимум 13 лет, с тех пор как "двухвекторность" Кучмы была сломана окончательно и к власти пришли майданные потребители, сроду ничего не умеющие создавать, кроме коррупционных схем. И Янукович был точно таким же - не зря он прекрасно работал премьером при президенте Ющенко.
Стрелочники
«Я поддерживаю здесь "Укртрансгаз" в их видении, я считаю бестолковой политику НАК "Нафтогаз" относительно транспортной системы, они уже её для себя, скажем, зачеркнули и не рассматривают в 2019 году. Мало того, с такой позицией НАК "Нафтогаз Украины" мы можем дойти до того, что "Укртрансгаз" может быть технически не готов к прокачке газа», — отметил министр.
Насалик назвал «катастрофой» вариант, если ГТС будет не готова. Но отнюдь не по его вине - ведь министр не командует "Нафтогазом". Как раз у него всё прекрасно, подготовка энергетического сектора к зиме идет по плану. «У меня нет проблем в целом к прохождению осенне-зимнего периода», — сказал Насалик.
Запомните эту фразу - не раз и не два зимой уже другой министр будет тыкать в Насалика пальцем, а спецслужбы будут проверять коррупционные схемы и причины, по которым в домах нет отопления, лопаются трубы и не хватает газа.И при этом никто "не заметит" основную причину - планомерное уничтожение инфраструктуры государства именно госчиновниками.
Ранее руководство «Укртрансгаза» обвинило «Нафтогаз» в том, что компания не заинтересована в инвестициях в ГТС якобы из-за рисков строительства Россией газопроводов в обход Украины. Такая политика якобы может негативно отразиться на подготовке страны к зиме.
Что самое пикантное, 2017 год был удачным - «Газпром» увеличил транзит до рекордного за последние пять лет уровня. Объемы транзита российского природного газа по ГТС Украины за первые пять месяцев 2017 года выросли на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и на 64 процента по сравнению с этим периодом 2015 года. А это дополнительные сотни миллионов долларов.
А вот после решения германского суда, разрешившего "Газпрому" выкупать 90% прокачивающих мощностей "ОПАЛА", транзит через остатки Украины уменьшился. И далеко не факт, что вернется к показателям первого полугодия. Ведь даже без "СП-2" и быстро строящегося "Турецкого потока" есть и работает и старая ГТС через Белоруссию в Польшу "Ямал-Европа", и новый, фактически трудами Ющенко, созданный "Северный поток". На объемы транзита которых влияет не Киев и не Варшава. И которых не касаются санкции Вашингтона, пытающегося таким образом навязать ЕС свой более дорогой сжиженный газ.
Решения принимает Турция, давно не питающая большой любви к "старшему брату" за океаном. И Германия, не желающая терять деньги из-за политики Трампа. С учетом того, что "СП" финиширует именно в ФРГ и там же находятся продолжающие его уже наземные ГТС "OPAL" и "NEL", политические решения будет принимать фрау Меркель, желающая быть избранной этой осенью на четвертый срок подряд. И выбирают ее будут не американцы, поляки и украинцы, а добропорядочные немецкие бюргеры, не желающие мерзнуть из-за чужих амбиций.
Не следует забывать и о немецких корпорациях (и не только немецких), получающих прибыль от прокачки российского газа. Тем более, что есть железобетонный факт - 10 лет назад весь ЕС, включая и Германию с той же фрау Меркель во главе, политически и финансово поддерживал режим Ющенко. И, тем не менее, ведущие европейские концерны вложили миллиарды евро в строительство первого "Северного потока", в те же "OPAL" и "NEL", в газохранилища по всему Евросоюзу, замещающие украинские мощности. Все это результат долгосрочной политики, направленной на взаимовыгодное сотрудничество с Россией.
Ничего личного - только бизнес.