Нашла своё подтверждение информация о непрофессионально осуществлённом авиаударе американской коалиции на востоке Сирии. Речь идёт об авиаударах, осуществлённых в провинции Дейр-эз-Зор, где в последнее время произошла существенная активизация боевиков террористической группировки ИГ (*запрещено в РФ).
Сообщается, что бомбовому удару подвергся населённый пункт Эс-Суса. При этом бомбардировка была неизбирательной и привела к гибели мирных жителей. Речь идёт о десятках убитых и раненых.
Ранее сообщалось, что боевики ИГ взяли под контроль достаточно обширный участок территории в районе упомянутой Эс-Сусы и города Хаджин. При этом террористы взяли в заложники около 700 человек, угрожая казнями 10 заложников ежедневно, если не будут выполнены их условия. А условие, в принципе, одно – дать возможность расширять зону влияния на восточном берегу Евфрата с выходом к иракской границе для получения снабжения.
В Пентагоне заявили, что заявления о заложниках в руках ИГ – «выдумки Кремля и Дамаска». Эта риторика явно с связана с желанием США объявить, будто бы никаких гражданских лиц в районе нанесения авиаударов нет.
Этой ночью стало известно о попытках боевиков продвинуться к городу Алеппо. Джихадисты осуществили ракетный обстрел в направлении крупнейшего города Сирии. Сирийские военные говорят о том, что в общей сложности было выпущено 12 неуправляемых ракет. САА в ответ нанесла серию мощных артиллерийских удар по позициям боевиков, расположенным южнее Алеппо.
На этом фоне приходят сообщения и об активности ВВС Израиля. Израильская авиация проследовала над границей Ливана и Сирии. В воздушное пространство САР самолёты ЦАХАЛ не входили, однако двигались на минимальной дистанции от Сирии в воздушном пространстве Ливана, который бомбили всего несколько дней назад.
На фоне ужасающего террористического акта в керченском политехническом колледже, осуществлённого далеко не одним невменяемым В. Росляковым с помповым ружьём в руках, украинского «религиозного беспредела», устроенного не без участия США, а также обострения ситуации на донбасском ТВД, которое только за последнюю неделю унесло жизни как минимум 7 мирных жителей ЛДНР, практически незамеченными прошли немаловажные вести с временно затихших сирийских полей противостояния, где всё происходящее уж точно нельзя интерпретировать как окончательное разделение зон ответственности между Сирийской арабской армией (при поддержке российского военного контингента) и курдскими отрядами «Syrian Democratic Forces», поддерживаемыми артиллерией и тактической авиацией Военно-воздушных сил США.
Так, пока мы все продолжали вполне обоснованно и безудержно ликовать относительно передачи войскам ПВО Сирии дальнобойных зенитно-ракетных комплексов С-300ПМ1, а также комплексов РЭБ «Красуха-2/4» и «Житель», полностью отбивших у командования израильских ВВС желание отправлять тактическую авиацию в сирийское воздушное пространство для нанесения ракетно-бомбовых ударов по всем неугодным объектам правительственных сил САР и «Хезболлы», эстафетная палочка «сирийской развязки» без шума и пыли была перехвачена у Тель-Авива американской стороной.
В наших ранних обзорах не раз отмечалось, что закрытие воздушного пространства над западными и центральными районами республики неминуемо приведёт к перемещению полюса напряжённости в направлении спорных районов близ русла реки Евфрат, которые США рассматривают в качестве огромных лакомых кусочков, изобилующих внушительными залежами «чёрного золота» на полях Эш-Шула и Эль-Амалах. Израиль же должен был отойти на второй план. Именно такой сценарий мы сегодня и можем пронаблюдать. При этом США и силы западной коалиции (преимущественно Великобритании и Франции) вновь действуют по хорошо отработанной «гибридной» схеме, формируя практически вдоль всего восточного побережья Евфрата многотысячные штурмовые «кулаки» из боевиков «Сирийских демократических сил», ИГИЛ (запрещено в России), а также таких новых формирований, как «Армия севера Сирии», о которой мы упоминали ещё год назад.
Самыми же показательными событиями последних дней, указывающими на правильность данной логической цепочки, являются различные эпизоды псевдозачистки отрядами «Syrian Democratic Forces» так называемого «Хаджинского кармана» — долгоиграющего «котла» ИГИЛ, обладающего протяжённостью в 30 км и шириной порядка 5-7 км, западная граница которого омывается водами реки Евфрат. Все тактические сложности штурма данного террористического анклава нам давно известны. К ним относятся: наличие в распоряжении джихадистов четырёх господствующих высот (две в районе Эш-Шафаха и ещё две в районе Хаджина), присутствие пресноводных каналов в окрестностях Абу-Хасана, обеспечивающих укрепрайоны первой линии обороны пресной водой из Евфрата, а также развитая сеть фортификационных сооружений как в крупных н.п. (Эш-Шафах и Хаджин), так и в небольших деревнях (Эс-Сафафинах, Эс-Сусах, Вади Аджадж, Эль-Букуан и т.д.).
Данные сети укрепрайонов формировались на протяжении нескольких лет. Тем не менее, их абсолютно нельзя сравнивать с той фортификационной инфраструктурой боевиков ИГ, которую мы видели в районе Ярмук. Вывод из этого напрашивается простой: благодаря одним только конвоям, которые Вашингтон на регулярной основе присылает в Эль-Камышлы, курдские отряды SDF могли самостоятельно зачистить этот небольшой террористический оплот с оперативной глубиной обороны в 3—4 км. Но этого не происходит. Более того, курды и силы коалиции намеренно довели ситуацию до того, что боевики ИГ предприняли успешную попытку по захвату в заложники 130 арабских семей в населённом пункте Эль-Бахра, расположенном в 5 км от территории «хаджинского котла». Очевидно, что для этого с передовых опорников севернее горда Хаджин были отведены несколько десятков бойцов SDF, которые и позволили игиловцам пленить местное население. Что касается заложников, то они теперь будут использованы США и западной коалицией в качестве главного аргумента против проведения штурмовой операции в «Хаджинском котле». А это, в свою очередь, позволит им продолжать по-тихому усиливать данное «южное крыло» ИГИЛ и использовать его в будущем для совместных рейдов на западном берегу Евфрата. Но и это ещё не всё.
В ходе недавнего фейкового столкновения SDF и ИГ в районе «хаджинского котла» (того самого, которое сопровождалось бомбовыми ударами американских «Страйк Иглов» и B-52H совершенно не по игиловской инфраструктуре) курды совершенно неожиданно прекратили штурм позиций псевдохалифата и начали отступать, оставив около 5—7 кв. км территории и позволив ИГ взять в «полукотёл» восточные подступы к подконтрольному сирийской армии Абу-Кемалю. Это нарочито указывает на то, что коалиция приступила к «плану Б», обуславливающему изматывание правительственных сил в Абу-Кемале с помощью игиловцев, а затем дальнейший захват важной транспортной развязки, проходящей через этот населённый пункт. Логично, что в качестве стратегического резерва для взятия под контроль Абу-Кемаля планируется задействование «пушечного мяса» из «спящего котла» ИГ, расположенного в пустынной местности провинции Дейр-эз-Зор.
На фоне происходящих событий особое внимание вызвала фотография, неосторожно опубликованная на своей «Твиттер»-страничке одним из боевиков ИГ, которую тут же скопировал обозреватель «@sfrantzman». На фотографии (несмотря на крайне низкое качество) запечатлены игиловские «шушпанцеры» в районе деревни Эль-Бахра во время разразившейся песчаной бури. В то же время известно, что именно в этот момент тактическая авиация ВВС США оперировала над этим участком ТВД и якобы наносила удары по боевикам. «Шушпанцеры» — цели, обладающие внушительной ЭПР порядка 5 кв. м, а поэтому бортовые РЛС с АФАР AN/APG-82(V)1 тактических истребителей F-15E вполне могли обнаружить их и во время песчаной бури, оперируя на высоте 8—12 км, после чего можно было отработать как JDAM, так и HIMARS, но никаких мер предпринято не было. США хранят ИГ как зеницу ока.
Естественно, в Москве и Дамаске такую хитрую смену диспозиции в связке США — SDF — ИГ вычислили ещё в момент совсем несвойственного начала обострения близ «хаджинского котла», сразу после информации о намечающихся поставках сирийской армии комплексов С-300ПМ1. Ответом на подготовку игиловцев, курдских формирований SDF и коалиции к возможным боям на восточном берегу Евфрата стала переброска в Абу-Кемаль усиленных подразделений Республиканской гвардии САР, а также солидного боекомплекта для всё более вероятного препятствования наведения через Евфрат понтонной переправы противником в случае длительных боёв с ИГ и SDF в обозримом будущем. Единственная составляющая правительственных сил, которая по-прежнему слаба в данном южном регионе САР, — это противовоздушная оборона; лишь на ней основывается тактический перевес над любыми силами, которых поддерживают американские ВВС.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно