Декабрьского доклада ОПЕК, который предваряет итоги второго пандемийного года, не напрасно ждали с немалой тревогой. С позитивом никто не спешил, опасаясь негативного влияния на нефтяной рынок ситуации с ценами на газ. Тем не менее именно цифры из доклада сыграли роль успокоительного. Из доклада ясно, что спрос на нефть в мире по итогам 2021 г. вырастет на 5,65 млн баррелей в сутки, достигнув 99,49 млн барр./сутки. Некоторый рост ожидается и в 2022 году, но специалисты ОПЕК внесли в свои прогнозы некоторые коррективы. Так, быстрее всего спрос будет расти не во второй, а уже в первой половине года. О влиянии на это «фактора газа» не упоминается, специалисты ссылаются на более высокий, чем ожидалось, уровень потребления топлива в транспортном сегменте в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).При этом спрос будет расти не так сильно, как можно было ожидать, среди прочего по причине появления пресловутого штамма «омикрон», о котором чуть ниже. Пока речь идёт лишь о компенсации потерь третьего квартала, вызванных очередными ограничительными мерами из-за ковида. Конкретно в докладе указано лишь на «снижение темпов роста промышленного производства в Китае», а также на «ослабление восстановления транспортного рынка в Индии».
Предложение продиктует спрос
Плюс-минус подписанты
Управлять предложением, судя по данным доклада, участникам сделки ОПЕК+ пока удаётся лучше, чем спросом. Так, добыча нефти странами ОПЕК выросла в сравнении с сентябрьским и октябрьским уровнем на мизерные 285 тыс. барр./сутки. Основную прибавку сделали Саудовская Аравия – 101 тыс., Ирак – 91 тыс. и Нигерия – 85 тыс. Нигерия, несмотря на заметный рост показателей в ноябре, всё ещё не может достичь разрешённого уровня добычи. В таком же положении и Ангола, существенно сократившая добычу.Но фактически речь идёт лишь о компенсации потерь у менее добычливых стран и не членов ОПЕК, участвовавших в сделке ОПЕК+. Среди последних существенный прирост отмечен у России и Казахстана, которые продолжают выбирать ещё старые весенние дополнительные квоты. По прогнозам экспертов ОПЕК, основными драйверами роста в 2022 году среди стран, примкнувших к «сделке с плюсом», станут США (1,03 млн барр./сутки) и Россия (0,98 млн барр./сутки). За ними следуют Бразилия, Канада, Норвегия, Казахстан и Гайана.Тем не менее 10 странам ОПЕК пришлось в ноябре 2021 года даже перевыполнить жёсткие условия сделки по квотам. Это было необходимо ввиду того, что поведение стран, не участвующих в соглашении ОПЕК+, таких как Иран, Ливия и Венесуэла, стало ещё более непредсказуемым. Уровень перевыполнения оценивается в докладе в 129 %, то есть ОПЕК в очередной раз показывает, что по-прежнему держит руку на пульсе. Неслучайно, опековская статистика аккуратно дополняется простой констатацией того, что мировой спрос на бензин продолжит рост и превзойдет допандемийный уровень. Несколько неожиданно в докладе выглядит сугубо профессиональный пассаж, из тех, какие обычно не адресованы широкой публике:
«Ожидается, что легкие дистилляты и дизельное топливо получат поддержку за счет недавнего увеличения мощностей и здорового спроса со стороны конечных пользователей, увеличения расходов на инфраструктуру и улучшения общей производственной деятельности».
Но долго удержаться в позитивном тренде после публикации доклада ОПЕК нефтяному рынку так и не удалось. Очередной немецкий разворот, где снова сомневаются в необходимости пуска «Северного потока-2», тревогу по поводу газа в Европе и цен на него только усилил. Однако куда больше напугали всех совсем иные обстоятельства – уже после обнародования месячного нефтяного обзора. Сначала немало смутил экспертов и простимулировал биржевиков к продажам министр энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиз бен Сальман.
Казус шейхов и фактор США
Он заявил о «вполне обоснованных ожиданиях падения мирового производство нефти сразу на 30 %». Только когда стало понятно, что речь идёт о конце десятилетия, напряжение несколько спало.Тем не менее реальность существенного снижения инвестиций в ископаемое топливо была озвучена как-то слишком вовремя. Ведь параллельно прошла и целая серия публикаций в ведущих деловых СМИ также и об исчерпании легкодоступных ресурсов. Причём уже не только в России, но и на арабском Востоке, и на американском континенте.И не случайно второй акт нефтяной трагикомедии попытались разыграть как раз нефтяники из США. Там охотно подтолкнули как раз противоположный тренд, заявляя о планах наращивания уровней добычи уже в 2022 году, причём вне зависимости от договорённостей ОПЕК+.
Так при чём здесь «омикрон»?
Появление ежемесячного доклада случилось всего через десять дней после того, как 2 декабря министры стран ОПЕК+ согласовали январский рост добычи нефти на 400 тыс. баррелей в сутки в январе. Доклад прямо не противоречит соглашению, но под сомнение ставит его, совершенно однозначно. И дело отнюдь не в том, что решение о 400 тысячах суточных баррелей было предложено ещё на предыдущем заседании ОПЕК+ в июле 2021 года. Тогда ещё не было ни газового кризиса, ни «омикрона».
Важнее, что именно сейчас оно было принято на фоне падения нефтяных цен. К примеру, на сорт Brent до 67,3 доллара за бочку. И здесь все новости о возможном снижении спроса на энергоносители были нарочито чётко пристёгнуты к новому штамму коронавируса «омикрон». «Омикрон» ещё 26 ноября сбросил котировки марки Brent с отметки 82 до 72 долларов за баррель. За последующую неделю особых перемен к лучшему отмечено не было, но министры ОПЕК и примкнувшие к ним предпочли ничего не замечать. Теперь отнюдь не исключено, что у них был некий инсайд относительно якобы более заразного, чем «дельта», африканского штамма «омикрон». Ещё до комментариев к докладу в ОПЕК+ заявляли, что пока еще сложно оценить влияние «омикрона» на нефтяной рынок.По последнему же прогнозу ОПЕК,
«воздействие «омикрона» на рынок, будет мягким и кратковременным, поскольку экономические перспективы как в развитых, так и в развивающихся странах остаются позитивными. Мир не только все более приспосабливается не просто к существованию в условиях COVID-19, но и учится управлять распространением коронавируса и связанными с этим проблемами».
Но там же – в ОПЕК+, и тогда же – ещё до доклада от 13 декабря, признавали, что потенциально «омикрон» может вызвать сокращение спроса на энергоносители в случае усиления ограничительных мер. Так вот оно в чём дело – не в «омикроне», а в принимаемых мерах. А там, как известно – кто в лес, кто по дрова...
А почему они состоялись? Правительственного квартала уже давно не должно быть и упырь кукуевский должен под себя ходить от страха