В далеком уже 2013 году компания со странным для англосаксонского уха названием Атомредметзолото приобрела канадскую компанию по добыче урана Uranium One - и мало кто мог тогда подумать, во что это выльется.
Шло время и Росатом через Uranium One завоевал около 20% атомного американского рынка - благодаря, кстати, содействию Хиллари Клинтон, в то время госсекретаря США, которая прекрасно отдавала себе отчет, в чьи именно руки она передает существенную долю внутреннего рынка Соединенных Штатов.
Сейчас Uranium One - один из лидеров по добыче и обогащению урана не только в Америке, но и в Австралии, Канаде, Казахстане и ЮАР - иными словами, почти везде, где добывают уран в промышленных масштабах. Почему почти везде? Потому что на российском рынке этим делом заведует материнская компания - Росатом. Есть еще и рынок добычи урана в Китае, но там тоже вполне справляются местные товарищи.
Чем так примечательна компания Uranium One? Тем, что она имеет североамериканскую юрисдикцию и подчиняется законам США, будучи при этом на 100% российской государственной компанией, поскольку Росатом через свою дочернюю структуру приобрел все 100% акций Uranium One.
Но здесь произошло страшное - бывшая канадская компания замахнулась на самое святое. На то, на что молится Илон Маск:
"Uranium One, подразделение российской государственной атомной энергетической компании "Росатом", планирует начать производство лития к 2023 году, ориентируясь на 9-10% мирового рынка к 2030 году.
“Мы рассматриваем возможность приобретения сырьевых активов за рубежом для интеграции в глобальные цепочки поставок конечной продукции, такой как аккумуляторы с локализованным производством в России”, - говорит Сергей Полгородник, генеральный директор акционерного общества. Об этом TENEX сообщило еженедельное внутреннее новостное издание (здесь ссылочка на сайт госкорпорации Росатом - автор).
В прошлом году Uranium One активно искала литиевые активы. В октябре она подписала меморандум о взаимопонимании с канадской компанией Wealth Minerals о приобретении до 51% акций литиевого проекта компании Atacama в северном Чили." (конец цитаты)
Для понимания - Uranium One нацелилась на актив площадью 46200 гектаров в чилийской соляной пустыне Атакама - это одно из самых высокосортных и крупнейших месторождений лития в мире. А покупка 51% проекта - это получение контроля над уровнем добычи во всем проекте - из пустыни Атакама поставляется до трети всего добываемого лития в мире.
Пока там правят бал компании Albemarle и SQM, но лиха беда начало, как говорится - глядишь, через несколько лет Росатом начнет скупать акции и этих производителей лития.
"В декабре 2019 года Uranium One начала переговоры с австралийской компанией Prospect Resources (ASX:PSC) о покупке доли в литиевом руднике Arcadia в Зимбабве.
Зимбабве использует литий в качестве основной приманки для инвесторов, поскольку к 2022 году она должна обеспечить 10% мировых потребностей. В настоящее время страна является пятым по величине мировым производителем белого металла." (конец цитаты)
Что тут хотелось бы отметить: во-первых, локализация производства аккумуляторов в России - это не только куча новых рабочих мест, но и ввоз в страну высоких технологий. Во-вторых, рынок аккумуляторных батарей будет только расширяться - тот же Фольксваген планирует к 2030 году выпускать до полутора миллионов электромобилей в год.
Аналогичные планы на электроповозки есть и у других европейских производителей, но самое главное здесь даже не в этом: Росатом последовательно диверсифицирует свою деятельность, ориентируясь на развитие перспективных рынков.
Европа массово отказывается от АЭС? Замечательно, тогда Россия будет поставлять в Европу аккумуляторы для электротранспорта, на который Евросоюз планирует полностью перейти к 2040 году - правда, к этому времени необходимо кратно нарастить электрогенерацию той же Германии и прочих Бельгий (не менее, чем в 3,5 раза), но здесь опять же поможет другой российский монополист - компания "Газпром".
Россия не просто примеряет на себя роль энергетической сверхдержавы - она уже по факту стала таковой. Понятно, что прилипший к нам титул "страны-бензоколонки" лишь частично отражает наступившую реальность - сегодня Россия готовится продавать в Европу продукцию с самой высокой добавленной стоимостью.
Но здесь все-таки важнее другое - как бы не ругали российскую структуру экономики, она в очередной раз показала свою устойчивость при кризисе. И не только устойчивость - мы последовательно развиваем технологии, на которые всему остальному "цивилизованному миру" остается только облизываться.
К примеру, на днях НПО "Прогресс" сообщило о начале строительства транспортно-энергетического модуля марсианского экспедиционного корпуса - так называемый "ядерный буксир Путина". Это та штука с ядерным реактором мощностью 200 кВт на борту, которая полетит к Марсу в 2033 году - но и она является всего лишь прототипом куда более амбициозного проекта под названием "Нуклон" с реактором мегаваттного класса.
На фото ниже - основа несущей конструкции ТЭМ для Марса:
Это штука, на которой будет крепиться все - от реактора и двигателей до жилых модулей для марсонавтов. Это будет одноразовый буксир, который довезет людей до Марса, позволит им опуститься на поверхность планеты и выполнить в течение месяца все научные задачи, а после привезет людей и образцы обратно к Земле. А поскольку на торможение у Земли мощности уже не хватит, то от ТЭМ от делится только спускаемый аппарат, а все остальное навсегда унесется космическую даль.
В отличие от ТЭМ, "Нуклон будет штукой многоразовой - и именно на нем Россия отправится к Венере, Юпитеру и ледяным лунам Сатурна. "Нуклон" будет летать минимум десять лет, возвращаясь к Земле только за дозаправкой - и это куда более перспективный проект, чем монструозные химические ракеты Маска, пытающегося повторить достижения американцев 70-х годов прошлого века. Правда, нужно отметить, что скафандры у Маска от кутюрье, а не какой-то там архаичный дизайн российских "Орланов".
И это тоже Росатом в кооперации с Роскосмосом. Это концентрация усилий и ресурсов на самых перспективных направлениях - именно такой подход всегда приводил Россию к успеху, будь то индустриализация СССР, восстановление страны после Великой Отечественной войны или строительство БАМа.
Да, у нас хреновая структура экономики, с точки зрения наших западных "партнеров" - мелкий и средний бизнес пока создают только 20% ВВП. Но этот же факт означает, что России есть куда расти, было бы только стратегическое желание - а сам рост может быть куда более сильным, чем у китайцев в их лучшие годы.
Впрочем, это уже разговор для отдельной крупной темы - а пока русские тихо-тихо скупают по миру месторождения лития.
Правда, куда круче была бы скупка на корню элит отдельных стран - но до этого нам просто нужно дожить, хотя это и кажется куда фантастичнее "ядерного буксира Путина".