В качестве первого возьмем закрытие метрополитена во всех городах Украины, где таковой имеется – в Киеве, Харькове, Днепропетровске (Днепре). Казалось бы, вполне резонная и обоснованная мера: тысячи людей в закрытом пространстве – идеальная среда для распространения вируса. Однако при этом никто не отменяет для граждан необходимость ежедневно перемещаться, как минимум, на рабочее место и домой после окончания трудового дня. Ведь о финансовой компенсации за вынужденную самоизоляцию никто из власть предержащих в «нэзалэжной» не думал даже и заикаться. В мегаполисах пешком не находишься, следовательно, остается только наземный транспорт.
По задумке городских чиновников, все виды муниципального транспорта, а также маршрутные такси должны были функционировать в штатном режиме, при этом набирая в салоны не более 10-20 пассажиров за поездку. Во что это вылилось в реальности? В дикие очереди, давку, доходящие до рукоприкладства скандалы на остановках и в самих трамваях, троллейбусах, маршрутках. Не помогают даже полицейские силы, срочно брошенные на наведение порядка и укрощение страстей. Дополнительной нервозности пассажирам добавляет отсутствие у некоторых из них медицинских масок, без которых поездки запрещены. Приобрести же этот, моментально превратившийся в жуткий дефицит, товар первой необходимости в большинстве украинских городов совершенно невозможно.
Впрочем, закрытие метро и полнейшая отмена пригородного сообщения породила иную, гораздо более серьезную, проблему. Во всех крупных городах Украины, и, прежде всего, в Киеве, под угрозой полной остановки деятельности оказались медицинские учреждения! Разразившийся кризис вдруг выявил то, над чем ранее никто попросту не задумывался: до 70-80% персонала больниц, клиник и диагностических центров составляют как раз жители пригородов, у которых теперь попросту нет физической возможности попасть на рабочие места. Особенно это касается младшего медперсонала – медсестер и санитарок, однако и немалое количество врачей также оказались отрезаны от своих кабинетов непреодолимым расстоянием. Как на этот казус реагирует власть?
Насколько известно, министр здравоохранения Украины Илья Емец, не так давно огорошивший страну утверждением о том, что от коронавируса «вымрут все пенсионеры», что-то крайне невнятное говорит о якобы «ведущихся с транспортными компаниями переговорах об организации доставки врачей в больницы». В реальности же Минздрав рассылает медучреждениям рекомендации о «самостоятельной организации перевозок», при этом совершенно не уточняя, как именно, какими силами и, главное, на какие средства это должно делаться. В некоторых городах в Вайбере и других «общалках» стихийно организовываются чаты «подвези врача на работу», демонстрируя справедливость слов о том, что спасение утопающих есть дело рук самих утопающих...
При этом одним только транспортным коллапсом проблемы самой важной на сегодня отрасли жизнедеятельности страны – медицинской, далеко не ограничиваются. По утверждениям врачей и медсестер, защитные средства у них практически отсутствуют – даже элементарные маски и респираторы, не говоря уже о специализированных «противочумных костюмах». Рабочая одежда (халаты, шапочки и прочее) разносится для стирки по домам, словно никакой эпидемии и нет вовсе. К чему приведет подобная постановка дела при широком распространении вируса? Во-первых, к массовым заражениям и смертям самих медиков (это уже было в Китае). Во-вторых, к тому, что в результате оставшиеся врачи и медсестры либо разбегутся кто куда, либо больницы из форпостов борьбы с эпидемией превратятся в ее рассадники.
После первого дня творившегося в Киеве транспортного «сумасшедшего дома» секретарь столичного городского совета Владимир Прокопив заикнулся о том, что метро следует все-таки открыть, пусть и «с ограничениями». Однако, на него немедленно зашикало как вышестоящее городское начальство в лице мэра Виталия Кличко, так и премьер-министр страны Денис Шмыгаль, который категорически опроверг даже малейшую возможность работы «подземки». По словам премьера, это неминуемо приведет к тому, что «ежедневно будут заражаться 2 миллиона человек».
Какое количество украинцев может стать жертвами коронавируса, а какое – бездумных действий властей, «борющихся» с ним, предположить крайне затруднительно.