Ввод войск в Афганистан стал одной из крупнейших геополитических ошибок советского руководства, что привело к обострению международной обстановки и падению авторитета СССР в мире, а также частичной изоляции.Ввязывание советских войск во внутренний афганский конфликт привело к консолидации антисоветских сил под предлогом борьбы с «оккупантами», вторгшимися в соседнее независимое государство, что в долгосрочной перспективе усилило позиции противников Советского Союза и выставило нашу страну агрессором. Сейчас с полной уверенностью можно утверждать, что Афганская война обошлась нам очень дорого и стала одним из катализаторов распада СССР. И дело не только в очередном витке гонки вооружений и военных расходах, которые легли тяжким бременем на советскую экономику, а так же безвозвратных людских потерях, которые, по официальным данным, превысили 15 000 человек. Государственная советская пропаганда не смогла убедительно объяснить своим гражданам необходимость присутствия «ограниченного контингента» в Афганистане. Советские солдаты, выполнявшие «интернациональный долг», не понимали, почему они должны отдавать свои жизни в стране, где большая часть местного населения имела абсолютно чуждый менталитет и была настроена откровенно враждебно. На начальном этапе Афганской войны правительственным силам и советскому воинскому контингенту противостояли разрозненные и слабо организованные отряды мятежников, в большинстве своём вооруженные откровенно устаревшим лёгким стрелковым оружием.
Однако по мере разрастания конфликта отряды афганской вооруженной оппозиции получали из-за рубежа разнообразное и зачастую самое современное оружие. Основными поставщиками являлись страны Запада, Иран и Китай. При этом часть оружия, полученного афганскими моджахедами, была советского производства, которое СССР ранее в рамках военной помощи передал арабским странам. Афганистан, будучи весьма отсталой в промышленном отношении аграрной страной, издревле находился на перекрестке торговых путей, и традиционно на руках у афганцев имелось много стрелкового оружия, изготовленного в разных частях света и в разное время. В начале 1980-х годов мятежники использовали в боевых действиях различные гладкоствольные ружья, как под унитарный патрон, так и кремневые дульнозарядные.
Гладкоствольные ружья и однозарядные винтовки
Иногда в ходе зачисток кишлаков нашим солдатам попадались 19-мм кремневые ружья India Pattern, произведённые в середине XIX века, имевшие много общего с британским пехотным ружьём образца 1722 года, которое также известно как Brown Bess.При длине ствола 939 мм ружьё India Pattern весило 4,5 кг и было эффективным по одиночной цели на дальности до 90 м. Однако гораздо чаще среди трофеев встречались длинные гладкоствольные (иногда нарезные) ружья, известные как «Джезайл».
Эти ружья, произведённые местными ремесленниками, в длину зачастую превышали человеческий рост и имели сильно изогнутый приклад. Калибр от 12 до 16 мм. Кустарно изготовленные экземпляры в среднем были на 2 кг тяжелей, чем британское ружьё образца 1722 года. Более длинный по сравнению с британскими ружьями ствол обеспечивал большую дальность стрельбы. Хороший стрелок мог с достаточно высокой долей вероятности поразить ростовую фигуру на дистанции до 150 м. Понятно, что во второй половине XX века гладкоствольные дульнозарядные кремнёвые ружья являлись жуткой архаикой. Но при этом они в силу своей примитивной конструкции имели высокую ремонтопригодность и доступность боеприпасов. Ещё одним оружейным раритетом, имеющимся в отрядах афганской вооруженной оппозиции, была однозарядная 11,43-мм винтовка Martini-Henry Mk II образца 1877 года под унитарный патрон 577/450 Martini–Henry, которая демонстрировала удовлетворительную точность на дистанции до 300 м.
Свинцовая пуля массой 31,4 г покидала ствол длиной 844 мм со скоростью 411 м/с. Вес винтовки – около 4 кг. Длина без штыка – 1 245 мм. Скорострельность – до 10 выстр./мин. Помимо длинных пехотных винтовок, у афганцев имелись карабины Martini-Henry Artillery Carbine Mk II со стволом, укороченным до 543 мм.Афганские мятежники также использовали некоторое количество однозарядных русских 10,75-мм винтовок Бердан № 2 образца 1870 года.
Длина винтовки составляла 1 300 мм. Длина ствола – 830 мм. Начальная скорость пули массой 24 г – 440 м/с. Скорострельность – 8 выстр./мин. По баллистическим характеристикам винтовки Мартини-Генри и Бердан № 2 были примерно равны. Надо сказать, что, несмотря на использование зарядов с дымным (чёрным) порохом и относительно невысокую начальную скорость пули, на реальных дистанциях стрельбы кремнёвые ружья и однозарядные винтовки обладали очень высоким убойным действием при попадании в незащищённые бронежилетом части тела.
Магазинные винтовки
После окончания Первой мировой войны в Афганистан попало несколько тысяч 8-мм французских магазинных винтовок Lebel Model 1893 с трубчатым магазином на 8 патронов. Винтовка Лебеля известна тем, что она стала первой серийной, в которой были применены патроны с бездымным порохом. При длительной стрельбе боевая скорострельность винтовки Лебеля сравнима с однозарядными винтовками. Но при заранее снаряженном трубчатом магазине хорошо подготовленный стрелок мог производить прицельный выстрел каждые 1,5 секунды. Масса винтовки с патронами составляла 4,41 кг. Длина – 1 300 мм. Длина ствола – 800 мм. Пуля массой 12,8 г покидала ствол с начальной скоростью немногим более 700 м/с. Уверенное поражение грудной мишени с первого выстрела было возможно на дистанции 400 м. Однако самыми распространенными и популярными магазинными винтовками у афганских моджахедов были британские «Ли-Энфильд» под патрон .303 British. Эти винтовки вместе с германскими винтовками Karabiner 98 по праву считаются одними из лучших в своём классе.
Магазинная 10-зарядная винтовка Lee-Enfield No. 1 Mk III, принятая на вооружение британской армии в 1907 году, имела продольно-скользящий затвор с поворотом. Заряжание производилось пачками по пять патронов или по одному патрону. Вес винтовки без патронов – 3,96 кг. Длина – 1 132 мм. Длина ствола – 640 мм. Пуля массой 9,7 г разгонялась до 744 м/с. Скорострельность – 20–25 выстр./мин. Опытный стрелок мог поразить цель первым выстрелом на дистанции до 500 м. В 1941 году на вооружение поступила новая винтовка семейства «Ли-Энфилд» – No. 4 Mk I, которая отличалась усиленной ствольной коробкой, более тяжелым стволом, измененным ложем и диоптрическим прицелом. Вес этой модификации увеличился до 4,11 кг.
В ходе Второй мировой войны появился также Rifle No. 5 Mk. I Jungle Carbine – укороченный карабин для ведения боевых действий в джунглях. От стандартной винтовки он отличался укороченными цевьем и стволом, а также наличием конического пламегасителя на стволе и резиновым затылком приклада. Карабин стал удобней в обращении, а его вес уменьшился до 3,24 кг, но имелся и ряд недостатков – укороченный до 477 мм ствол давал сильную вспышку, громкий звук выстрела и более сильную отдачу. Ко всему этому ухудшилась точность стрельбы. Наиболее популярными моделями среди моджахедов были Lee-Enfield No. 1 Mk III и No. 4 Mk I, но карабины No. 5 Mk. I встречались часто. После провозглашения независимости Пакистана в 1947 году винтовки «Ли-Энфильд» являлись штатным оружием пакистанской пехоты, и очень значительное их количество попало в Афганистан. В начальный период Афганской войны винтовки британского производства пользовались большим успехом в отрядах вооруженной оппозиции, уступая по распространенности только китайским клонам автомата Калашникова. Более того, с учётом специфики боевых действий, американцы организовали поставку дополнительных партий винтовок «Ли-Энфильд», взятых с британских и пакистанских складов. В советской армии винтовки «Ли-Энфильд» были известны как «Бур». Среди наших военнослужащих ходили легенды, что их высокая точность обусловлена оптоэлектронными прицелами японского производства. Однако при подготовке данной публикации мне не удалось найти фотографий моджахедов, позирующих с винтовками «Ли-Энфильд», оснащенными оптикой. Если такие винтовки и были, то, судя по всему, в ограниченном количестве.
Во второй половине 1930-х годов афганское правительство осуществляло военно-техническое сотрудничество с Германией. Немецкие 7,92-мм винтовки Karabiner 98k и Karabiner 98b официально стояли на вооружении афганской армии. В начале 1950-х Афганистан приобрёл дополнительную партию бывшего в употреблении оружия немецкого производства, а также 7,92-мм патроны. В зависимости от варианта и года выпуска масса винтовки K98k составляла 3,8–4 кг. Длина – 1 110 мм. Для стрельбы обычно использовался патрон с остроконечной пулей массой 12,8 г. Начальная скорость пули составляла 760 м/с. Эффективная дальность стрельбы по ростовой фигуре с использованием открытых механических прицельных приспособлений – около 500 м. Скорострельность – до 15 выстр./мин.
Неотъёмный коробчатый двухрядный магазин ёмкостью 5 патронов находится внутри ложи. Снаряжение магазина патронами производится при открытом затворе через широкое верхнее окно в ствольной коробке из обойм или по одному патрону.Также на вооружении мятежников имелись китайские клоны винтовок Gewehr 1888, для стрельбы из которых использовались патроны 7,92×57 мм.
Винтовка Gew. 88 весила 3,8 кг. Длина – 1 245 мм. По баллистическим характеристикам Gew. 88 и K98k были примерно равны. Однако Gew. 88 была не столь удобна в обращении и имела меньшую практическую скорострельность. В Афганистане в 1980-е годы очень широко использовалась 7,62-мм винтовка Мосина образца 1891 года (1891/1930 гг.) и её укороченные варианты (карабины).
Первые «мосинки» попали в Афганистан ещё в начале XX века. Очень крупные партии винтовок и карабинов были поставлены СССР во второй половине 1950-х. До середины 1970-х годов карабины обр. 1944 года наряду с пистолетами-пулемётами ППШ-41 являлись основным индивидуальным оружием афганской пехоты.После апрельской революции 1978 года и начала в Афганистане гражданской войны имевшиеся на складах винтовки и карабины советского производства поступили на вооружение отрядов племенного ополчения, главари которого заявили о лояльности новой власти, и в территориальные подразделения царандоя. Впоследствии значительная часть этого оружия, в том числе и снайперские винтовки с оптическими прицелами, достались афганским мятежникам и активно использовались против правительственных сил и советских войск.
С учётом того, что многие афганцы являются прирождёнными стрелками, они зачастую умудрялись очень точно стрелять из магазинных винтовок на большие дистанции и без специальных оптических прицелов. Хотя армии наиболее развитых в промышленном отношении государств в послевоенное время были в основном вооружены автоматическим и самозарядным индивидуальным стрелковым оружием, в специфических условиях Афганистана перезаряжаемые вручную магазинные винтовки оказались очень востребованы.
В ходе боевых действий, которые велись в горной местности, это надежное и мощное оружие, стреляющее тяжелой пулей зачастую демонстрировало лучшие результаты, чем автоматы калибра 7,62 и 5,45-мм. На дистанции до 600 м винтовочные пули уверенно пробивали советские бронежилеты. Неоднократно фиксировались случаи пробития бортовой брони советских бронетранспортёров, представляли они угрозу и для вертолётов.