Сегодня мы продолжаем изучать гобелен из Байё, который, строго говоря, является всё-таки не гобеленом, а вышивкой, но займёмся мы сегодня не столько самим «гобеленом» (там нам осталось рассмотреть едва ли не самые интересные сцены!), сколько изображённым на нём оружием и снаряжением воинов.Интересно прежде всего то, что и воины Гарольда, и воины Вильгельма на вышивке очень похожи. Собственно, их и не различить, если не знать, что войско первого сражалось в пешем строю, а воины второго – в конном.
Судя по изображениям гобелена, и знать, и простые воины имели в качестве защиты для головы простой шлем конической формы, который мог быть и цельнокованым, и склёпанным из нескольких металлических полос. Особенностью всех шлемов была достаточно широкая пластинка наносника. Пластина была достаточно широкой, чтобы вкупе с кольчугой закрыть лицо до неузнаваемости. Очевидно, что подшлемников из ткани воины тогда ещё не носили. Скорее всего, кожаный (либо тканевый) подбой имели внутри сами шлемы. Судя по рисункам на гобелене, шлемы для защиты от коррозии сверху окрашивались. Цельнокованые в один цвет, а вот склёпанные из полос в разные цвета, так что выглядели в них воины на наш современный взгляд довольно необычно.Далее идёт кольчуга. В детской энциклопедии от 1968 года на странице с изображениями воинов разных эпох был изображён и воин с «Байонского ковра», одетый в обшитый кольцами комбинезон – точь-в-точь как доспехи воинов на гобелене. Долгое время я полагал, что так оно и было. Но потом посмотрел на кайму, где кольчуги с павших снимают через голову и подумал: «А короткие штаны-то как же?» А потом ещё был меч, пропущенный под кольчугой. Если это рубашка, то так с ним ходить, в общем-то, можно. Но с заправленным в штаны мечом ходить нельзя.Потом уже в книгах издательства «Оспрей» прочитал, что, по-видимому, то, что раньше многие принимали за кольчужные комбинезоны, на самом деле было кольчугой, а «штаны» – её полами. Просто вышивальщики не стали утруждать себя вышивкой ещё и задней её части, которая по идее должно была бы виднеться межу ног. То есть ряд условностей в изображениях «ковра» всё же имел место.Опять-таки судя по изображениям на кайме, под кольчугой у всадников Вильгельма и пехотинцев Гарольда была только лишь одна длинная рубаха, наподобие ночной. То же самое мы видим и на миниатюре из «Библии Мациевского», где показывается, как кольчугу и снимают, и надевают, хотя там же есть немало изображений, показывающих, что под ней было надето что-то ещё.В целом кольчужный доспех, изображённый на «полотне из Байё», вполне мог быть самой обыкновенной длиннополой кольчугой (одежда для всадника!) на… подкладке и с разрезами спереди и сзади, вроде английского более позднего редингота. Полы такой кольчуги при ходьбе вполне могли обворачиваться вокруг ног и создавать видимость штанов! Кстати, именно в таких кольчугах с двумя разрезами спереди и сзади нормандцев нарисовал Ангус МакБрайд, художник издательства «Оспрей». Правда, ни одна такая кольчуга до нашего времени не сохранилась, но учитывая все обстоятельства и опять же изображения на вышивке, это должно было быть именно так.
Кольчуги XI века практически до нас не дошли, кроме как в обрывках. Да ещё среди реликвий Чехии есть кольчуга св. Вацлава весом в 10 кг, склёпанная из железных и золотых колец. На гобелене опять же часто встречаются некие квадраты на кольчугах на груди у рыцарей. Вероятнее всего, что это обшитый кожей кольчужный клапан, прикрывающий горло и нижнюю часть лица. Нетрудно заметить, что в момент боя вместо квадратов изображается только узкая полоска, а нижняя часть лица воина полностью закрыта кольчужным плетением.
Одно время считалось, что нормандцы Вильгельма использовали кольчуги не из склёпанных, а из нашитых на ткань колец. Дело в том, что на миниатюрах из манускриптов более раннего времени доспехи всадников изображены чешуйчатыми. То есть это броня из металлических пластинок, нашитых на мягкую основу. А раз так, то почему бы воинам не носить и «броню» из нашитых на ткань колец? Вроде бы логично… Но дело в том, что такие кольца не имеет смысла делать клёпанными. Проще – цельно сеченными или скованными, но таковых археологи не находят, а вот обрывки классических кольчуг – находят.Некоторые воины на полотне изображены одетыми, то есть на них поверх кольчуги надето нечто похожее на длиннополый халат. Кто это? Епископ Одо – единоутробный брат Вильгельма. Замечательную реконструкцию его облика в своё время нарисовал Игорь Дзысь и опубликовал в журнале «Цейхгауз» в 2000 году.
Известно, что рыцари Раннего Средневековья могли носить сразу две кольчуги. Первая на подкладке из шёлка или льна, вторая на подкладке из кожи, а сверху эту двухслойную броню покрывал ещё и стеганый кафтан. И защита эта была настолько прочной и совершенной, что защищала и от стрел, и от колющих ударов мечом. Рубящий удар мог раздробить кости, но перерубить два слоя металла с амортизирующей прокладкой был не в состоянии. В частности, именно такой доспех носил арабский рыцарь Усама ибн Мункыз, о чём он написал в своей «Книге назидания».Щиты на гобелене мы видим двух видов: круглые, выпуклые у саксов, хотя пользуются они и норманнскими щитами, и каплевидными, в форме «перевёрнутой капли» или «воздушного змея» (по английской терминологии). Щиты имеют металлический умбон и украшены изображениями ветвистого и расширяющегося на концах креста (последнее изображение всего одно), а также фигурой дракона. Щитами не только защищаются, но и едят с них, используя вместо столешницы! Многие щиты украшений вообще не имеют.
Копья всадники с гобелена в основной своей массе держат совершенно не по-рыцарски! То есть практически приёмом куширования копья, когда его зажимают под мышкой, не используют, а предпочитают его метать. Впрочем, почему так, понятно, ведь сражаться ими приходится со стеной из щитов! Интересно, что наконечники копий на гобелене ограничительного перекрестия ещё не имеют. И, кстати, они очень похожи на наконечники копий того времени, повсеместно встречающиеся в Европе, в том числе и на землях России.Форма наконечников была самой разной…
Ну и, конечно, израсходовав все копья, воины Вильгельма принялись рубить саксов мечами, а те, в свою очередь, даже имея мечи (что хорошо видно на гобелене), предпочитали действовать своими топорами!Мечи очень хорошо изображены на гобелене, и все они примерно такие, как, например, на фото меча из собрания Королевского Арсенала в Лидсе.
Очень важную роль в битве при Гастингсе сыграли лучники. Они изображены как на основном поле, так и на кайме. Причём есть изображения лучников, одетых, так сказать, в «обычную одежду». Но есть и такие, что показаны одетыми в кольчугу и со шлемом на голове.А вот лучников на стороне Гарольда на вышивке значительно меньше (всего один), и вполне возможно, что именно это и сыграло свою роль в его поражении…
А почему они состоялись? Правительственного квартала уже давно не должно быть и упырь кукуевский должен под себя ходить от страха