Особенность саммита, на которую следует обратить внимание, в том, что постепенно теряется общая повестка: G20 создавалась достаточно давно, но период ее возвышения над G8 и G7 связан с 2008 годом, когда лидеры наиболее развитых экономик совместно принимали решения после кризиса.

Тогда были созданы система количественного смягчения, финансовые и региональные организации, в том числе и ЕврАзЭС. Общая повестка работы была на тот момент достаточно перспективной. Сейчас же в итоговом коммюнике, подписанном участниками саммита в Осаке, единой позиции не просматривается. Таким образом, можно сделать вывод, что мероприятие рассматривается как хорошая возможность двусторонних контактов.

Что касается основной темы встречи этого года, безусловно, это было обсуждение президентами РФ и США ситуации вокруг Ирана, достаточно серьезно обострившейся как раз перед проведением саммита в Осаке. Я напоминаю: Трамп пытался нанести удар и предупреждал об этом в твиттере иранскую сторону, были введены персональные санкции против высшего руководителя Ирана Али Хаменеи.

Ранее Тегеран объявил о том, что собирается выходить из ядерной сделки. Поэтому Иран был в повестке переговоров и с США, и с главами Германии и Франции. Так что «региональная» тема стала магистральной на саммите «Двадцатки».

Призрак изоляции России в Осаке рассеялся без следа

Должен сказать, призрак изоляции России и ее лидера испарился. Напомню: в Аргентине двусторонняя встреча президентов РФ и США была отложена из-за ситуации в Керченском проливе, более того, американская сторона объявила, что не собирается переговариваться без решения вопроса об украинских моряках. Но по факту глава Госдепа Майкл Помпео прилетал в Российскую Федерацию и встречался с президентом РФ и главой внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровым без каких-либо условий. То же касается и Дональда Трампа, встретившегося с Владимиром Путиным, несмотря на то, что прорыва по «керченскому» вопросу не наблюдается.

Это говорит о том, что международная повестка становится более важной, нежели украинский трек. Соответственно в Осаке прошли встречи Владимира Путина с основными мировыми игроками. Беседа с Трампом длилась час двадцать минут. И это был не двусторонний формат переговоров, а встреча делегаций, в которые входили, что самое интересное, представители Минфинов обеих стран, – это крайне важно, поскольку обсуждались и общеэкономические вопросы.

В делегации также присутствовал зять американского президента Джаред Кушнер, занимающийся вопросами нормализации отношений Палестины и Израиля, арабо-израильского противостояния. Он сравнительно недавно представлял американский проект финансирования Западного берега реки Иордан. Присутствие Кушнера, очевидно, говорит о том, что ближневосточное направление было одной из магистральной тем обсуждения двух президентов.

В целом же состоялось обсуждение трех составных региональных проблем и одной магистральной. Региональные: Иран, Сирия и Венесуэла – для США это важное направление, особенно в связи с тем, что американцам не удалось реализовать слом власти в этой стране. Украина обсуждалась, но достаточно зауженно. Кроме того, частично затрагивалась проблема денуклеаризации Корейского полуострова и КНДР.

Магистральной темой стала стратегическая стабильность, ДРСМД. Обе страны вышли из договора, причем Российская Федерация недавно. Вашингтон вышел из этого договора, потому что беспокоит Китай, у которого достаточно большой ракетный потенциал, и США хотят разворачивать свои системы в Юго-Восточной Азии. При этом особо жесткой необходимости устанавливать ракеты средней и меньшей дальности именно в Центральной и Восточной Европе особенно пока что в Вашингтоне не видят. Поэтому Кремль и Белый дом могли бы договариваться, например, о неразмещении ракет средней и меньшей дальности хотя бы в европейской части и заключении юридически обязывающего документа.

Тем более Москва не собирается размещать свои ракеты, если их не будет в ЕС. Такие же заявления сделали представители Германии и Франции, но есть и противники такого подхода, например Польша, так что здесь видна определенная переговорная позиция, которую можно обсуждать. Думаю, здесь есть точки соприкосновения сторон при определенных условиях.

Осака – место компромисса
Фото: theindianwire.com

Вторая тема – продление Договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ-3). Срок его действия заканчивается в феврале 2021 года. Чтобы подготовить продление, необходимо время, поскольку в американской системе документ должен выдержать дебаты в парламенте, перед этим его предстоит обсудить в двух комитетах, и времени очень мало. Поэтому риски высоки.

Кроме того, в США предстоят в следующем году выборы президента. Соответственно прохождение через конгресс такого документа, частично в интересах Российской Федерации, связанного с поиском консенсуса между политиками, – большой вопрос. Риски могут отсрочить согласование документа на неопределенное время, и мы можем просто не успеть довести документ до ратификации. А это означает, что в феврале 2021 года не останется оснований для сдерживания гонки вооружений.

Необходимо согласовать ряд существенных моментов, понять, как будут укладываться туда новые виды вооружений, в принципе фундаментально нарушающие баланс сил. Скорость принятия решения в случае применения гиперзвукового оружия очень «заужена» и возможность неминуемого ответа серьезно снижается. В ДРСМД «прописаны» ракеты, но нет ничего о беспилотниках, неясно, что такое БЛА с точки зрения требований Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. На них ведь можно устанавливать различные заряды. То есть все положения договора необходимо актуализировать, долго согласовывать и прописывать детали.

Времени на это потребуется немало, и начинать нужно уже сейчас – формировать группы переговорщиков, общую позицию. Требуется серьезная экспертная работа, которая может затянуться на месяцы. А с учетом того, что предполагается еще и продолжительное принятие документа, возможно, наступит момент, когда не будет действовать ни один нормативный акт, сдерживающий гонку вооружений. Очень не хотелось бы, чтобы мы открыли большой ящик Пандоры, так что здесь переговорная позиция есть.

Это магистральное направление, которое можно и нужно обсуждать на американском треке. Естественно, пока что не сформировано предмета договоренности, но сам факт того, что проблема обсуждается хотя бы в группах, как было по Ирану, Сирии, частично Венесуэле, обнадеживает. Задача заключается в том, чтобы довести начатое до конкретных решений.

Кроме того, Владимир Путин встречался с Эмманюэлем Макроном. У глав России и Франции есть хорошие точки соприкосновения. Макрону интересны несколько позиций: у Парижа в Сирии серьезные интересы, и Елисейский дворец хотел бы поучаствовать в решении судьбы САР. Вторая важная тема – Ливия. Франция с Италией получают энергоносители через ливийские терминалы. Кроме того, у Парижа всегда были серьезные позиции в Магрибе, там на стороне фельдмаршала Хафтара, частично эту фигуру ливийского политикума поддерживает Рим, налицо схождение позиций основных игроков ЕС и Москвы. Кремль и Елисейский дворец могут быть очень перспективными партнерами для разрешения ситуации в бывшей Джамахирии.

И наконец, «Нормандский формат», созданный ФРГ, Францией и РФ. Группа усилиями бывшего президента Украины Петра Порошенко не собиралась с 2016 года, что было большой проблемой, потому что фактически урегулирование конфликта на Востоке страны не сдвинулось с места. Сейчас ситуация меняется, в июле впервые за три года «Нормандский формат» может собраться, единственный вопрос – когда конкретно. На 21 июля запланированы парламентские выборы на Украине. После них можно выйти на восстановление «Нормандского формата» и какие-то предметные договоренности могут быть реализованы.

Очень важной была встреча с японским премьер-министром Синдзо Абэ. Главы государств утвердили план развития цифровой экономики, заключены достаточно перспективные соглашения о нормализации экономических отношений, что крайне важно.

 

Дмитрий Абзалов,
президент Центра стратегических коммуникаций