В последние десятилетия российское военное ведомство и оборонная промышленность активно занимаются направлением автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА). Изделия этого класса могут иметь разные габариты, характеристики и возможности, обеспечивающие решение боевых и вспомогательных задач, – и потому представляют большой интерес для флота. Целый ряд современных АНПА уже принят на вооружение, и теперь такая техника используется в реальных операциях. Кроме того, ожидается принятие ряда других образцов.
Глубоководное направление
Первым современным АНПА, доведенным до реальной эксплуатации, считается тяжелый «Клавесин-1Р». Это изделие разрабатывалось Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН (ИПМТ ДВО РАН) в начале двухтысячных годов. В 2005-2006 гг. на Дальнем Востоке прошли ходовые испытания опытной техники, а в 2007-м осуществлялась опытная эксплуатация в Арктике.В конце десятилетия новый АНПА был принят на снабжение ВМФ; заказчику передали несколько аппаратов и сопутствующие изделия. Также сообщалось о готовности производителя строить новые аппараты для других заказчиков. С конца двухтысячных годов аппараты «Клавесин-1Р» регулярно используются в различных поисковых и исследовательских операциях.
АНПА «Клавесин-1Р» выполнен в цилиндрическом корпусе длиной 5,8 м диаметром 0,9 м. Полная масса – 2,5 т. Аппарат развивает скорость ок. 3 узлов и может работать на глубинах до 6 км. На борту устанавливается разнообразная научная аппаратура, соответствующая поставленной задаче. Прежде всего, это видеокамеры и гидроакустические станции.В первой половине десятых годов в ЦКБ «Рубин» был разработан новый АНПА «Клавесин-2Р-ПМ». В середине десятилетия завершилось изготовление опытного образца, который затем вышел на испытания. По разным данным, эти мероприятия продолжаются до сих пор, и аппарат пока не принят на вооружение.Согласно открытым источникам, изделие «Клавесин-2Р-ПМ» крупнее и тяжелее аппарата предыдущей модели, а также имеет иные ходовые характеристики. На нем могут устанавливаться различные научные приборы. Такая техника предназначается для работы с подлодкой-носителем. Ею станет АПЛ «Белгород», перестроенная по специальному проекту 09852.
В 2018 г. началось строительство перспективного АНПА «Витязь-Д», разработанного в ЦКБ «Рубин». Сообщалось, что это исследовательский аппарат, способный работать на самых глубоких участках Мирового океана. В 2019 г. изделие вывели на испытания, а в мае 2020-го оно опустилось на дно Марианской впадины и зафиксировало глубину более 10 км.«Витязь-Д» имеет длину 5,5 м при поперечнике не более 1,5 м. Конструкция аппарата рассчитана на погружение на глубину до 12 км. Имеется электрическая энергоустановка с 4 маршевыми и 10 подруливающими двигателями. Автономность достигает 1 сут. На борту «Витязя-Д» имеются видеокамеры и измерительные приборы. По разным данным, возможна установка дополнительного оснащения научного или иного назначения.
В среднем классе
В начале десятых годов в ИПМТ ДВО РАН был создан еще один проект АНПА под названием МТ-2012 «Галтель». Испытания опытной техники этого типа начались в 2012 г. на Дальнем Востоке. Через несколько лет опытные комплексы передали Тихоокеанскому флоту для освоения. По всей видимости, в дальнейшем такая техника появилась и в распоряжении других флотов. С 2017-18 гг. изделия «Галтель» используются на базе Тартус в Сирии для обследования акватории и дна с целью поиска потенциально опасных объектов.Комплекс «Галтель» включает несколько автономных аппаратов и средства управления. Также его могут дополнять телеуправляемыми подводными аппаратами подходящего типа. Сама «Галтель» имеет длину более 2 м и весит 180 кг. Электрическая энергоустановка позволяет двигаться со скоростью 4,3 узла; запас хода – 100 км. Обеспечивается работа на глубинах до 400 м.АНПА несет гидролокатор бокового обзора, видеокамеры и навигационные гидроакустические средства. Имеется несколько режимов работы с разными особенностями. В частности, «Галтель» умеет засекать подозрительные объекты в обследуемом районе. После обнаружения аппарат всплывает и передает оператору фото и видео объекта. При помощи другого подводного робота оператор может тщательно изучить найденный предмет и принять меры.Задачи обследования акваторий также может выполнять АНПА «Морская тень» или «Глайдер», разработанный Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (СПбГМТУ) и предприятием «Океанос». Работы по этой теме начались в 2012 г., а в 2016-м на испытания вышел опытный аппарат. В дальнейшем осуществлялась доводка первой версии «Глайдера», а также разработка новых модификаций и усовершенствованных проектов. Некоторые из этих изделий заинтересовали ВМФ и прошли соответствующие испытания.
«Морская тень» представляет собой аппарат длиной 3 м с «крыльями», за счет которых обеспечивается передвижение. Масса изделия – 150 кг, из которых 15-17 кг приходится на полезную нагрузку. Вместо традиционной силовой установки с гребным винтом используется система изменения плавучести. С ее помощью АНПА маневрирует по глубине, а «крылья» при этом обеспечивают поступательное движение. Такой способ передвижения позволяет разогнаться только до 1,5-2 узлов, но обеспечивает высокую экономичность. Автономность «Морской тени» превышает 6 мес.По ряду причин, наибольшую известность среди АНПА военного назначения получил современный проект «Посейдон». О существовании подобной разработки стало известно еще в ноябре 2015 г., но официальный анонс состоялся только в марте 2018-го. С тех пор неоднократно сообщалось о проведении различных испытаний, однако изделие пока не принято на вооружение.«Посейдон» представляет собой подводный аппарат длиной до 20 м водоизмещением ок. 100 т. Используется ядерная энергоустановка, дающая практически неограниченную автономность и дальность плавания. На борту АНПА должны присутствовать различные системы навигации, управления и т.д., обеспечивающие самостоятельное плавание и решение боевых задач. Предусматривается установка ядерной боевой части неизвестной мощности.
Боевые образцы
Известно, что «Посейдоны» будут использоваться с подлодками-носителями. В этом качестве рассматривается несколько АПЛ, перестроенных по специальным проектам. По всей видимости, носитель будет доставлять подводный аппарат в заданный район, после чего тот самостоятельно сможет осуществлять патрулирование или выходить к назначенной цели.В 2015 г. стало известно о разработке в ЦКБ «Рубин» проекта боевого АНПА под шифром «Цефалопод». Сообщалось, что целью этого проекта является создание тяжелого аппарата, способного нести торпедное вооружение. Подобные изделия должны осуществлять патрулирование акваторий и выполнять обнаружение подлодок противника – с последующим их поражением при наличии приказа.Текущий статус проекта «Цефалопод» неизвестен. На официальном уровне он не упоминался уже достаточно давно, что можно трактовать самым разным образом. Возможно, от проекта отказались по тем или иным причинам, либо его окончательная проработка ведется с соблюдением всей необходимой секретности.
В инициативном порядке ЦКБ «Рубин» разработало подводный аппарат «Суррогат». Он представляет собой модульную платформу с электрической энергоустановкой, предназначенную для использования на учениях. За счет монтажа соответствующих модулей «Суррогат» сможет создавать физические поля с нужными параметрами и имитировать подлодки вероятного противника.Комплекс «Суррогат» имеет самые большие перспективы, но его будущее остается неясным. Министерство обороны пока не оглашало свое мнение об этой разработке и не говорило о наличии планов по принятию таких средств на снабжение.
В интересах флота
В настоящее время разработкой автономных необитаемых подводных аппаратов разного назначения занимается целый ряд отечественных организаций. Они уже представили более десятка различных проектов, часть которых создана по заказу ВМФ или предлагается ему. Кроме того, несколько предприятий организуют локализацию иностранных образцов. В итоге за последние 12-15 лет удалось как минимум на уровне предложений закрыть все основные ниши в сфере АНПА, и часть образцов успешно доведена до принятия на снабжение и эксплуатации.Работы по созданию новых проектов продолжаются и уже сейчас дают желаемые результаты. Другие проекты осуществляются с прицелом на отдаленное будущее, и их ход располагает к оптимизму. При этом речь идет как о технике уже известных классов, так и о принципиально новых образцах. Таким образом, освоение нового перспективного направления продолжается и уже оказывает заметное влияние на развитие ВМФ. И в будущем, благодаря новым образцам, это влияние значительно вырастет.