Турция стремится построить мощную и развитую военную промышленность с присутствием во всех основных отраслях и направлениях. За счет этого планируется обеспечить максимально возможное выполнение требований собственной армии и выгодное присутствие на международном рынке. Как показывает статистика последних лет, подобные задачи успешно решаются и дают Анкаре поводы для большого оптимизма.
Ключевые показатели
В последние десятилетия Турция принимает все необходимые меры по развитию своих вооруженных сил, что самым прямым образом сказывается на состоянии военно-промышленного комплекса. Общие тенденции в этих областях демонстрирует динамика военных расходов. Так, в 2000 г. Турция потратила на оборону 6,25 млрд лир, в 2010-м военный бюджет составил 26,5 млрд лир, а в 2020 г. – почти 124,5 млрд лир. В пересчете на «современные» доллары США это эквивалентно 12,5 млрд, 10,9 млрд и 19,6 миллиардам соответственно.
Значительная часть военного бюджета попадает оборонным предприятиям. Кроме того, предусматриваются большие траты на опытно-конструкторские работы. К настоящему времени такие расходы превысили 1,7 млрд долл. в год. Также выделяются деньги на развитие технологий военного назначения – уже более 250 млн долл. При этом известно о планах по дальнейшему увеличению бюджета и объема закупок у местных предприятий.
Подобные траты оправдывают себя. ВПК освоил производство бронетехники и вооружений сухопутных войск, военно-морской техники, некоторых авиационных комплексов, радиоэлектронных систем и т.д. В настоящее время Турция самостоятельно удовлетворяет ок. 70% потребностей армии и одновременно усиливает свое присутствие на международном рынке.
Внутренние и внешние коммерческие успехи можно рассмотреть на примере рейтингов крупнейших производителей вооружений. Так, в «Топ-100» от института SIPRI за 2010 г. присутствовала только одна турецкая компания – Aselsan A.S. Тогда она впервые попала в рейтинг и заняла 92 место. В 2018 г. в последний подобный рейтинг от SIPRI вместе с Aselsan (54 место) вошла компания Turkish Aerospace Industries (84 место).
Сейчас аналогичный рейтинг составляет издание Defense News. По его версии, в последний «Топ-100» за 2019 г. вошли сразу семь турецких компаний. Наиболее успешной из них остается «Аселсан». При этом три другие компании немного ухудшили свои позиции в сравнении с 2018 г., а две попали в рейтинг впервые.
В последние годы ВПК Турции показывает заметные успехи по линии экспорта. Общие объемы ежегодных поставок вышли на уровень 3 млрд долл. Основным иностранным покупателем турецкой продукции военного назначения являются США, которым в основном поставляются узлы и агрегаты для различной техники собственного производства. На американские контракты приходится до 60% экспорта. Менее крупными заказчиками являются Оман, Катар и Малайзия, которым только в прошлом году поставили продукцию на 140 миллионов.
Организационные вопросы
ВПК Турции включает несколько десятков предприятий разных размеров, представленные в ряде основных отраслей. Активно развиваются производители бронетехники, артиллерийских и ракетных вооружений, кораблей, БПЛА, электроники и т.д. При этом далеко не во всех направлениях пока удалось выйти на приемлемый уровень технологий и объемов, из-за чего сохраняется зависимость от иностранных партнеров и поставок.
Проблема импорта в последнее время обострилась. После известных событий осени прошлого года несколько иностранных государств отказались поставлять Турции свою продукцию военного назначения. Из-за этого под вопросом оказалось несколько крупных и важных проектов, в т.ч. обеспечивающих большую долю экспорта.
С учетом вопросов организации и особенностей деятельности турецкие предприятия военной промышленности можно разделить на три основные группы. Первая – самые старые организации, входящие в состав Фонда турецких вооруженных сил (Türk Silahlı Kuvvetlerini Güçlendirme Vakfı'nın, TSKGV). Это компании Aselsan, Havelsan, Roketsan и т.д., созданные в семидесятых-восьмидесятых годах. Имея большой опыт в разных сферах и развитые производственные мощности, компании TSKGV выполняют ок. 40% внутренних и экспортных заказов.
С начала двухтысячных годов, одновременно с ростом расходов и закупок, формировалась вторая группа. К ней можно отнести относительно новые совместные предприятия, организованные Турцией при значительном зарубежном участии. Наиболее интересными представителями этого направления являются Turkish Aerospace Industries и Otokar.
В последние годы появилась третья группа – новые предприятия, созданные при прямом участии представителей турецкой власти или их ближайшего окружения. Самым известным примером такого подхода является компания Baykar Makina, глава которой является родственником президента Турции. Компания BMC, в свою очередь, создана руководителями правящей партии.
Все основные предприятия ВПК получают поддержку на том или ином уровне, однако пока им удается обходиться без крупных и громких конфликтов. Сферы деятельности распределяются между разными компаниями и организациями с учетом их возможностей и способности продвигать свои интересы. Зачастую имеет место и прямое сотрудничество разного рода. Так, около двух третей НИР и ОКР осуществляется с участием предприятий из состава TSKGV.
Для себя и на экспорт
ВПК Турции обеспечивает большую часть нужд армии, однако удается выполнить не все поставленные задачи. Так, предприятия справляются с задачей ремонта и модернизации наличных танков, но разработка и производство новых оказались чрезмерно сложной задачей. Первый турецкий ОБТ Altay пока только готовится к серии. Впрочем, уже имеются крупные планы собственного перевооружения и первые договоренности об экспорте.
Выпускается широкий спектр автомобильной, военной и специальной техники для сухопутных и иных войск. Предпринимаются попытки освоения новых направлений. К примеру, постепенно расширяется присутствие турецкого ВПК в сфере артиллерийских и ракетных вооружений. При этом бронетехника из Турции пользуется определенной популярностью за рубежом, в исходном виде и в качестве основы для совместных разработок.
Строительство военно-морских сил пока в основном основывается на зарубежной помощи. Все основные типы надводных кораблей и подлодок в составе ВМС построены по иностранным проектам или с использованием зарубежного опыта. К примеру, крупнейшей боевой единицей флота в ближайшее время станет УДК Anadolu, строящийся по испанской лицензии. В такой ситуации Турция не имеет возможности производить корабли по иностранным заказам.
Неоднозначная ситуация складывается в области авиации. В сфере пилотируемых самолетов Турция пока способна только производить ремонт и модернизацию техники иностранной постройки. При этом планируется создать собственный истребитель актуального 5 поколения. Также до недавнего времени турецкая промышленность участвовала в американском проекте истребителя F-35 в качестве поставщика ряда приборов. В то же время, удалось освоить лицензионное производство иностранных вертолетов, а также создать собственные их модификации. Боевые вертолеты T129 от TAI уже продаются третьим странам.
Куда лучше обстоят дела в сфере беспилотной авиации. Компания Baykar Makina и другие организации, получив помощь на самом высоком уровне, разработали целую линейку БПЛА разного назначения, включая разведывательно-ударные изделия и беспилотники-камикадзе. Подобная техника поступила на вооружение турецкой армии, а также заняла свое место на международном рынке.
Планы на будущее
В настоящее время ВПК Турции участвует в выполнении национального плана развития, рассчитанного на 2019-23 гг. К концу указанного периода военная промышленность должна обеспечивать 75% нужд собственной армии. Также требуется наращивать продажи вооружений и техники зарубежным вооруженным силам, что привлечет в страну деньги, а также станет дополнительным стимулом для развития ВПК.
Тенденции и процессы, наблюдаемые в последние годы, показывают, что подобный план развития реалистичен, а поставленные задачи могут быть достигнуты в указанные сроки. Военная промышленность продолжает развиваться и показывать новые успехи. Несколько образцов, включая известные «долгострои», доведены до производства и продаж, а также имеют место серьезные вложения в перспективные разработки и обновление производственных мощностей. В то же время, сохраняются негативные факторы и риски, такие как отказ третьих стран от поставки необходимых изделий.
Таким образом, в последние 10-15 лет Турция смогла провести крупную модернизацию своего военно-промышленного комплекса, благодаря чему получила ряд новых возможностей. Теперь они используются для развития своей армии и заработка на международном рынке, и ситуация в целом располагает к оптимизму. Впрочем, при всех достижениях и успехах, Турция вряд ли когда-либо сможет выйти на уровень мировых лидеров – России, Китая или США.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!