Несколько лет назад стало известно, что Китай запустил проект перестройки устаревших истребителей Shenyang J-6 в беспилотные летательные аппараты. Из последних новостей следует, что этот проект был успешно реализован, и теперь в распоряжении ВВС НОАК имеется не менее полусотни необычных беспилотников. Их предназначение остается неизвестным, но высказываются самые разные версии.
Осовременить устаревшее
В конце пятидесятых годов СССР передал дружественной КНР документацию по ряду образцов авиационной техники и помог с организацией ее производства. В частности, на заводе «Шэньян» запустили лицензионное производство истребителей МиГ-19. Китайский вариант этого самолета получил индекс J-6.Истребители этой модели выпускались в Китае до середины восьмидесятых годов. Для собственных нужд и для экспорта построили более 4,5 тыс машин. При этом разрабатывались различные варианты модернизации и новые модификации истребителя, такие как учебный самолет JJ-6.
К концу девяностых годов истребитель J-6 окончательно и бесповоротно устарел, в результате чего начался процесс списания и замены. Последние истребители были сняты с вооружения к 2010 г. При этом учебный вариант самолета сохранили. По известным данным, в учебных частях ВВС до сих пор имеется порядка 400 таких машин.В 2013 г. зарубежная пресса сообщила, что некоторое количество списанных J-6 отправились на ремонт и модернизацию. Последняя заключалась в установке средств дистанционного управления с целью превращения пилотируемого самолета в беспилотный летательный аппарат. При этом официального подтверждения такая информация не получила.Примечательно, что в первых сообщениях о переделке истребителей не приводились какие-либо технические подробности, зато оговаривался возможный круг решаемых боевых задач. Кроме того, высказывались предположения о возможности использования такой техники в конфликте с Тайванем.
Последние новости
Недавно НОАК специально или невольно запустила новую волну интереса к беспилотной версии J-6. Внимание зарубежной прессы привлекло официальное сообщение о мероприятиях на одной из авиабаз в восточной части Китая, а также приложенные к нему фотографии.В кадр попали два самолета J-6 неясной модификации без заметных отличий от штатного облика и с заретушированными тактическими номерами. Профильные зарубежные издания предположили, что это не устаревшие истребители, а современные БПЛА на их базе. Ретушь, в свою очередь, определили как признак продолжения эксплуатации такой техники.20 октября новые подробности раскрыло издание Defense News. Как сообщается, в первой половине сентября компания Planet Labs провела спутниковую съемку китайской авиабазы Ляньчэн (пров. Фуцзянь). На стоянках этого аэродрома были замечены стройные ряды самолетов с характерным силуэтом. Предполагается, что это не истребители J-6 и не их учебный вариант JJ-6, а современная беспилотная модификация.Также Defense News напоминает, что на протяжении нескольких последних лет J-6 или его модификации регулярно видели на базе Янтанг Ли (пров. Гуандун). Так, весной 2020 г. в кадр попало почти 30 самолетов в пилотируемом или беспилотном исполнении.
Развертывание беспилотных J-6 вновь связывают с темой противостояния материкового Китая и Тайваня. Авиабазы, на которых стоят необычные БПЛА, находятся в нескольких сотнях километров от Тайваня, и остров попадает в их радиус такой техники. Соответственно, существует, как минимум, теоретическая возможность ее применения в гипотетической операции по захвату независимого острова.Соответствуют ли действительности сообщения о беспилотном J-6, неизвестно. Тем не менее, идея превращения устаревшего истребителя в БПЛА выглядит реалистичной и может быть выполнена с применением современных компонентов и технологий. При определенных ограничениях, такая техника сможет с достаточной эффективностью решать отдельные задачи.Предполагается, что на недавнем фото с неизвестной авиабазы запечатлены именно беспилотные J-6. Они не имеют существенных внешних отличий от базовой машины, что указывает на некоторые особенности проекта. Очевидно, что при переоборудовании истребитель получает новый автопилот и средства дистанционного управления, а также различные исполнительные механизмы, средства связи и т.д. Необходимы и видеокамеры для упрощения пилотирования.Самолет сохраняет кабину и, вероятно, может работать в пилотируемом и беспилотном режиме. Степень автономности в беспилотном режиме неясна. Возможно, машина способна совершать полет по заданному маршруту и выполнять несложные маневры. При этом сохранены подкрыльевые держатели, что указывает на способность нести вооружение.
Возможный облик
Устаревший самолет с дистанционным управлением может использоваться в разных сферах. Прежде всего, такую технику традиционно применяют в качестве мишеней для подготовки истребителей и зенитчиков. Такая мишень достоверно имитирует реальный самолет и оптимальна с экономической точки зрения, а малый остаток ресурса не становится проблемой. Использует ли Китай свои J-6 для тренировок – неизвестно.Возможно и боевое применение таких БПЛА. К примеру, такая техника способна работать в качестве ложных целей. С ее помощью можно вскрыть ПВО противника и отвлечь ее огонь от ударных самолетов с реальными боевыми задачами. Кроме того, в большом количестве беспилотники способны перегрузить оборону противника. При этом сохраняются характерные экономические преимущества.В теории, беспилотник по типу J-6 может быть и носителем вооружений. Современные технологии позволяют создавать разведывательно-ударные БПЛА с возможностью атаки наземных целей. Прорабатывается возможность использования такой техники и в борьбе с воздушными целями. Впрочем, такие задачи отличаются определенной сложностью, и соответствующая адаптация устаревшего истребителя может быть нецелесообразной.
Объективные ограничения
Очевидно, что давно устаревшая платформа в виде J-6 не позволяет получить высокие летные или боевые характеристики. В связи с этим реальная эффективность беспилотных самолетов будет определяться организацией операции и различными тактическими решениями. Кроме того, она прямо зависит от способности вероятного противника противостоять воздушному нападению.За рубежом БПЛА на базе J-6 рассматриваются в качестве одного из средств нападения на Тайвань, и такая оценка имеет право на жизнь. Более того, в этом случае беспилотники способны показать достойные результаты. Тайваньская армия, несмотря на активную помощь из-за рубежа, имеет ограниченные размеры и не самую развитую противовоздушную оборону. Соответственно, беспилотные J-6 вместе с пилотируемой фронтовой авиацией имеют все шансы прорвать ПВО и поразить назначенные цели, потеряв лишь наименее ценные боевые единицы.Можно предполагать, что необычные беспилотники будут полезными и в конфликте с другими странами, и в этих случаях их эффективность тоже будет зависеть от вражеского потенциала. Так, польза от J-6 в боях с развитым противником будет, в лучшем случае, ограниченной. Перегрузка или прорыв многочисленной и эшелонированной войсковой или объектовой ПВО оказывается сложной задачей, на которую могут истратить весь парк перестроенных истребителей.
Экономный подход
В целом складывается любопытная картина. Согласно зарубежным данным, НОАК не стала утилизировать все устаревшие самолеты и попыталась дать им новую роль. В результате этого удалось значительно нарастить общую численность тяжелых БПЛА, а также неплохо сэкономить на строительстве новой техники. Кроме того, были получены новые возможности и даже преимущества, пусть даже только для отдельных ситуаций.Судя по численности модернизированных истребителей J-6, оригинальный бережливый подход получил поддержку командования ВВС и теперь активно реализуется. Имеющиеся запасы техники на хранении, причем не только J-6, позволяют воплощать оригинальную идею. И вполне возможно, что в будущем появятся следующие подобные проекты, в которых базой для БПЛА станут более новые самолеты, в т.ч. современные по нынешним меркам.