Будущее для отечественного ВПК не самое радостное – впереди снижение оборонных заказов. Во-первых, бюджет не резиновый, а во-вторых, армия постепенно насыщается современной техникой. В самом позитивном случае следующая волна государственных заказов ждёт оружейников только лет через 10-15 лет. Именно поэтому Владимир Путин ещё несколько лет назад предупредил структуры ВПК о необходимости перехода на гражданские рельсы. Частично, конечно. Это позволит с наименьшими потерями переждать период безденежья. Планы на это строятся очень амбициозные – к 2025 году около трети всей продукции должно поставляться в гражданский сектор, к 2030 году – половина. Самое интересное, что ещё в прошлом году компании ВПК должны были не менее 17 % производимого продавать «мирным» потребителям. Неизвестно, насколько этот показатель выполняется, но Алмаз-Антей уже давно выпускает метеорологические радиолокаторы, аэродромные радиолокационные комплексы, а также автоматизированные системы управления воздушным движением.Впрочем, срыв программы диверсификации оружейникам можно будет списать на пандемические времена. А вот что делать дальше? Российский рынок уже сейчас растёт и это самое время, чтобы предлагать конкурентоспособную продукцию. Фантазии на эту тему у всех разные. Познакомимся с идеями знаменитого на весь мир концерна Алмаз-Антей, в структуре которого предусмотрительно организовали целый департамент развития гражданской продукции. Специалисты провели соответствующий анализ рынка и постановили, что выпускать будут… электромобили. В мире сейчас настоящий бум транспорта на батарейках, экономика стремительно «зеленеет», государство вводит программы стимулирования – в общем, конъюнктура соответствующая. К концу лета 2021 года для форума «Армия» была готова тележка E-Neva, на которой разместили не только литийионную батарею, но ещё и водородные ячейки. Разработчики Алмаз-Антея анонсировали несколько вариантов компоновки силовой установки, в одной из которых нашлось место и для привычного двигателя внутреннего сгорания. Такая широта технических вариантов может говорить только об одном – проект ещё на начальной стадии разработки.
Поручение президента
В декабре 2021 года в сети появляются первые изображения электрокара E-Neva от Алмаз-Антея, по которым понятно – готовится электрический (гибридный) кроссовер очень ладной внешности. Озвученные характеристики впечатляют. Суммарная мощность двух электромоторов достигает 435 л. с., тяговая батарея предусмотрена сразу на 90 кВт∙ч, а в качестве опции установят и электрохимический водородный генератор. Получился у Алмаз-Антея очередной «убийца Теслы», разгоняющийся до 100 км/ч за 3-5 секунды и проезжающий на одной зарядке до 426 км. В разработке платформы принимали участие специалисты Обуховского завода (сборка командных пунктов для ракетных войск) и петербургского Политеха. Даже поверхностное знакомство с техническими характеристиками вызывает массу вопросов. Сколько будет стоить такая машина? Например, зарубежные аналоги вплотную подбираются к 10 млн рублей. В России вряд ли найдётся хотя бы сотня энтузиастов-миллионеров, готовых заплатить бешеные деньги за поделку Алмаз-Антея. А это именно поделка. Откуда у оборонного предприятия, никогда не выпускавшего легковую колесную технику, компетенции в автомобилестроении? Причём скакнуть решили сразу в высшую лигу премиум-кроссоверов на электротяге. Присовокупив, на всякий случай, водородный электрохимический генератор. Третий вопрос – откуда у концерна свободные деньги на запуск в массовое производство E-Neva? Разработка автомобиля «с нуля» стоит от 2 до 3 млрд долларов. Для интереса, уточните, сколько потратили бюджетных средств на проект «Аурус», который до сих пор не вышел в полноценное серийное производство. Машина от 24 млн рублей всё ещё «в пути». При этом лимузин строили в НАМИ, они хотя бы помнят, как автомобили проектируются. Как бы общественность отнеслась к новости о том, что в Тольятти на АвтоВАЗе планируют собирать противотанковые ракеты собственной разработки? Вот именно так и стоит оценивать E-Neva от Алмаз-Антея. Диверсификация, очень похожая на мистификацию.
Возможное невозможно
Сама логика перехода половины производственных отраслей ВПК на гражданские рельсы уже к 2030 году сильно переоценена. Производители военной продукции столкнутся со значительными трудностями в ходе диверсификации. И это мягко сказано. В Советском Союзе, откуда и ведут свою историю большинство предприятий военного комплекса, оборонные заводы строили без оглядки на гражданский сектор. Если продукция и шла на «мирные» нужды, то исключительно по остаточному принципу. Подобное, например, наблюдалось на миасском автозаводе – сначала вездеходами насытили армию, а уже потом народное хозяйство. Военная техника любого профиля так или иначе обладает рядом особенностей. Заказчик чаще всего не особенно считается со стоимостью производства – для военных главное получить технику с требуемыми характеристиками. Понятие «окупаемости» производства в принципе неуместно, а это ключевой параметр гражданского рынка. Как и где упоминаемый выше Алмаз-Антей собирается наладить выпуск 25 тыс. электромобилей E-Neva? Именно с этого объёма автомобильное производство начинает приносить доход. К слову говоря, у военной техники совсем другие требования к ресурсу и гарантийному пробегу. Пожалуй, проще всех в этой ситуации концерну Калашников с его потенциальной возможностью производить охотничье и спортивное оружие, боеприпасы. Ещё можно назвать «Уралвагонзавод», в портфолио которого, помимо танков, трамваи и строительная техника. Большинство других производителей такой привилегии лишено.Между тем масштабы проблемы вызывают серьёзную озабоченность. Сейчас в секторе оборонно-промышленного комплекса зарегистрировано более 1300 предприятий, в которых заняты 2 млн человек. Закончится госзаказ – немалая часть этих людей окажется без работы. А ведь это нередко высококвалифицированные кадры с большим опытом. При этом некоторые мелкие предприятия, занимающие узкие ниши, вообще могут закрыться. Это повлечёт за собой перебои с поставками на крупные, системообразующие заводы, на тот же самый Алмаз-Антей. Авторы идеи диверсификации российской оборонной промышленности кивают на американский опыт быстрого перевода страны на мирные рельсы. Действительно, в США после Второй Мировой это прошло достаточно быстро. Просто потому, что основные поставщики армии (Ford, GM, Boeing и другие) были изначально гражданскими компаниями, просто очень неплохо заработавшими на военных заказах. Любое гражданское предприятие с лёгкостью перейдёт на выпуск военной техники, а вот обратный фокус очень и очень сложен. Безусловно, выходов из данной ситуации масса, но все они связаны с серьёзными рисками. Государство в заботе о состоянии ВПК может ввести заградительные меры на профильную гражданскую продукцию, например, на медицинскую технику. Многие предприятия в рамках диверсификации готовы выпускать оборудование для больниц – АО «Швабе», АО «Росэлектроника», АО «МПО «Металлист» и другие. По понятным причинам продукция данных заводов не может конкурировать по цене и качеству с зарубежными аналогами. В итоге такого манёвра государство получает снижение качества медицинской помощи и перерасход средств бюджета.Ещё одним выходом может стать прямое субсидирование предприятий ВПК из госбюджета в периоды финансового затишья. Проще говоря, закупки будут осуществляться, но исключительно для поддержания заводов на плаву. Это безусловный «стоп» в развитии отрасли, и самым ярким примером стал Ульяновский автозавод, недавно объявивший о закрытии всех перспективных проектов. То есть о скорой кончине – на скромных государственных закупках древних машин долго не прожить. А рыночно успешную технику в Ульяновске делать разучились. В итоге государство в очередной раз упирается в технологические проблемы гражданского сектора. Как только в дело вступают законы рыночной экономики, а не требования военной приёмки, ситуация хуже некуда. И успешный выход из положения по праву будет достоин попасть на страницы мировых экономических талмудов.
А почему они состоялись? Правительственного квартала уже давно не должно быть и упырь кукуевский должен под себя ходить от страха