В восьмидесятых годах Иран запустил собственное производство противотанковых ракетных комплексов. К настоящему времени его промышленность создала и довела до производства большое количество моделей и модификаций такого вооружения. При этом целый ряд иранских ПТРК имеет иностранное происхождение – их напрямую копировали с зарубежных образцов или создавали с оглядкой на чужие изделия. Такой подход позволил накопить опыт и знания для дальнейшего создания собственных проектов.
Импорт и копирование
В начале семидесятых годов Иран, которым тогда правил шах, стал одним из первых иностранных покупателей американского переносного / возимого ПТРК второго поколения BGM-71 TOW. До Исламской революции и разрыва отношений с США иранская армия успела приобрести большое количество таких изделий. На тот момент TOW были наиболее эффективным противотанковым средством в распоряжении иранской пехоты.В ходе войны с Ираком иранская армия активно использовала имеющиеся ПТРК. При этом запас импортных комплексов и ракет постоянно сокращался, и требовалось найти замену для них. В связи с этим в первой половине восьмидесятых появилось распоряжение о копировании и производства американского BGM-71.
В течение нескольких следующих лет предприятия из состава Организации авиационной промышленности Ирана проводили необходимые конструкторские и иные работы. В 1985-87 гг. иранская копия «Тоу» дошла до испытаний, и по их результатам была принята на вооружение. В 1987 г. новый ПТРК «Туфан» («Тайфун») впервые представили публике, и вскоре началось производство и поставки в войска.Собственное производство аналога TOW позволило закрыть потребности армии в противотанковом вооружении. Кроме того, в восьмидесятых был создан задел для будущего развития. Исходный «Туфан» получил развитие, в результате чего появилось порядка десятка модификаций комплекса с теми или иными особенностями и отличиями. В ходе совершенствования конструкции росла дальность пуска и улучшались боевые качества.Изначально речь шла только о копировании готового комплекса, и поэтому тактико-технические характеристики и возможности «Туфана» и TOW совпадали. В последних проектах модернизации дальность полета ракеты довели до 5-6 км, а кумулятивную боевую часть усовершенствовали либо заменили зарядами иных типов.
Стремясь быстрее закрыть потребности армии, Иран в середине восьмидесятых приобрел у дружественных зарубежных стран переносной ПТРК первого поколения 9К14 «Малютка» советского производства. Этот комплекс отличался простотой конструкции, и предприятия из состава Организации оборонной промышленности получили задание скопировать его.Серийное производство ПТРК «Раад» («Гром») началось в 1988 г., и он попал в войска почти одновременно с «Туфаном». Два комплекса дополняли друг друга и позволяли получить необходимые возможности при разумном уровне расходов. По разным данным, ПТРК «Раад» производились до начала двухтысячных годов, после чего их сборку свернули в связи с полным моральным устареванием и выходом на требуемые темпы выпуска более совершенных систем.Изделие «Раад» сначала было полной копией советской «Малютки», но в дальнейшем конструкцию ракеты и наземных средств дорабатывали и улучшали. Так, ракета «Раад-Т» получила тандемную боевую часть, а затем была разработана пусковая установка с полуавтоматическими приборами управления. При сохранении характеристик дальности, это позволило повысить точность и надежность поражения целей.
Иранский интерес к советским ПТРК не ограничился только «Малюткой». Так, согласно зарубежным источникам, в начале девяностых годов Иран заказал напрямую у России некоторое количество комплексов второго поколения 9К113 «Конкурс». Кроме того, в тот же период приобрели официальную лицензию на производство такого вооружения для собственной армии.По всей видимости, при освоении производства нового ПТРК иранская Организация авиационной промышленности столкнулась с теми или иными трудностями. Из-за этого серийное производство комплекса удалось начать только на рубеже девяностых и двухтысячных годов. Иранский вариант «Конкурса» получил название «Тусон».Как и в предыдущих случаях, иностранный образец копировался без значительных изменений. При этом, в отличие от «Раада» или «Туфана», иранский «Конкурс» в дальнейшем не совершенствовали. По всей видимости, заказчик решил развивать другие линейки ПТРК и создавать новые образцы.
Официальная лицензия
В 2012 г. иранская промышленность впервые представила новейший переносной ПТРК «Дехлавие» (населенный пункт в пров. Хузестан, возле которого в 1980 г. шли активные бои). Облик и заявленные характеристики этого изделия указывали на копирование российского комплекса 9К135 «Корнет». Однако иранская сторона отрицала копирование и говорила о самостоятельной разработке. Тем не менее, без использования иностранных идей не обошлось.В дальнейшем комплекс «Дехлавие» активно развивали. О модернизации ракет ничего не известно, но пусковые установки неоднократно дорабатывались и создавались новые устройства. Так, внедрялись новые оптические приборы, в т.ч. с ночным каналом. Разработан вариант переносной пусковой установки под две ракеты. Большой интерес представляет изделие «Пируз» – автоматизированная установка с дистанционным управлением, несущая два ТПК с ракетами. Такая установка предлагается для монтажа на разные носители, такие как бронеавтомобили.
На основании идей
По своим тактико-техническим характеристикам иранский ПТРК «Дехлавие» похож на российский «Корнет» первых версий. В комплекс включена ракета с высокой сверхзвуковой скоростью полета с дальностью до 5-6 км. Наведение – по лазерному лучу. Использована тандемная БЧ с пробиваемостью не менее 1 м. Возможно, после 2012 г. иранская промышленность дорабатывала свой новейший ПТРК и повышала его характеристики.За последние 35 лет иранская оборонная промышленность довела до производства и эксплуатации в войсках целый ряд противотанковых ракетных комплексов для пехоты. Кроме того, выпускались противотанковые гранатометы, комплексы управляемого вооружения для танков и т.д. При этом во всех таких направлениях наблюдалась любопытная тенденция.На первом этапе Иран пытался получить иностранные ПТРК, изучал их и копировал с учетом имеющихся производственных мощностей и компетенций. Таким образом были созданы первые версии комплексов «Туфан» и «Раад». В дальнейшем иранские предприятия пытались самостоятельно совершенствовать имеющиеся образцы, а также осваивали производство другой иностранной продукции по официальной лицензии. Так появилась копия советского «Конкурса» и, предположительно, лицензионный «Корнет».
От копирования к разработке
Следует отметить, что иранские проекты модернизации готовых образцов, такие как поздние версии ПТРК «Туфан», отличаются высоким совершенством и дают большие преимущества перед оригинальным вооружением. Это показывает, что Иран накопил необходимый опыт и компетенции, которые позволяют ему двигаться дальше.Теперь речь идет о полностью самостоятельных разработках, не имеющих прямой связи с существующими иностранными образцами. Так, в недавнем прошлом на выставках начали показывать новый ПТРК «Алмаз-1». Он включает легкую ракету, которая может использоваться с переносной пусковой установкой или применяться беспилотными летательными аппаратами. Очевидно, что в ближайшем будущем состоятся новые интересные премьеры.
Путь к лидерству
Таким образом, за несколько последних десятилетий Иран проделал большой путь и фактически создал новую отрасль своей оборонной промышленности. В начале восьмидесятых иранская армия могла рассчитывать только на накопленные запасы иностранных ПТРК, но затем появилась возможность самостоятельного восполнения арсеналов, в т.ч. совершенно новыми изделиями.К настоящему времени Иран показал способность не просто копировать и совершенствовать готовые иностранные образцы, но и создавать свои собственные конструкции. Ввиду закрытого характера таких разработок, их потенциал до конца не ясен. Но можно предполагать, что теперь иранская промышленность собирается бороться за место в узком круге мировых лидеров в области ПТРК.