Что касается аппаратов более тяжелого класса, то им подготовлена долгая дорога испытаний. А, кроме того, военным только предстоит определить ту роль, которую они будут играть в гипотетической войне.
Основные российские ударные БПЛА «сегодня» и «завтра» уже известны. Исключать появления новинок нельзя. Однако, очевидно, есть ключевые проекты, которые страна все же попытается довести до полностью рабочего состояния.
«Орион»
(Представлены характеристики экспортного варианта «Ориона»).
Разработчик: компания «Кронштадт»
Тип: средневысотный БПЛА большой продолжительности полета
Длина: 8 м
Размах крыльев: 16 м
Взлетный вес: 1000 кг
Масса боевой нагрузки: 200 кг
Двигатель: Rotax 914
Крейсерская скорость: 120–200 километров в час
Продолжительность полета: 24 часа (при нагрузке 60 кг).
Разрабатываемый с 2011 года по заказу российского Министерства обороны аппарат прошел долгий путь.
Первый комплекс МО передали в прошлом году: две машины управления и три БПЛА. В российских вооруженных силах он получил не слишком привычное для большинства любителей авиации обозначение «Иноходец» (несколько странный выбор, нужно признать). Как сообщили в ведомстве, в 2021-м российская армия получит семь таких комплексов.
Важнейшим этапом проекта стали испытания БПЛА на территории Сирии.
Соответствующие кадры «Вести недели» представили в этом году. На фюзеляже одного из летательных аппаратов можно было видеть 38 звезд с буквенными маркировками «Б», «Р» и «П», что означает «Боевой», «Разведывательный» и еще одно обозначение неизвестного типа. Исходя из этого, можно предположить, что суммарно БПЛА выполнил 17 боевых вылетов.
По данным, представленным на выставке «Армия-2020», в состав вооружения аппарата входят небольшие высокоточные боеприпасы отечественного производства, а также неуправляемые бомбы. Среди них корректируемая малогабаритная авиационная бомба КАБ-20, корректируемая малогабаритная авиационная бомба КАБ-50, малогабаритная управляемая ракета Х-50 и управляемая планирующая авиационная бомба УПАБ-50.
По информации из открытых источников, масса КАБ-20С составляет примерно 20 килограммов, а боевая часть весит семь килограммов. Система наведения – спутниковая.
«Альтиус-РУ»
Разработчик: конструкторское бюро имени Симонова (позднее – Уральский завод гражданской авиации)
Тип: БПЛА большой продолжительности полета
Длина: 12 метров
Размах крыльев: около 30 метров
Максимальная взлетная масса: 6 тонн
Масса боевой нагрузки: 2 тонны
Скорость: в районе 200 километров в час
Продолжительность полета: 48 часов.
История БПЛА «Альтиус» весьма долгая (даже по российским меркам). Да и похожа она в некотором смысле на приключенческий детектив.
ОКМ имени Симонова начало создавать аппарат в 2011 году (БПЛА имел обозначение «Альтаир»). В 2018 году проект передали Уральскому заводу гражданской авиации.
Контракт на поставку российской армии первой партии таких аппаратов подписали в 2021-м.
Подписан государственный контракт на изготовление и поставку установочной партии БЛА»,
– привело в феврале издание «Интерфакс» материалы к докладу министра промышленности Татарстана Альберта Каримова.
В числе особенностей БЛПА – элементы искусственного интеллекта и возможность взаимодействия с пилотируемыми самолетами.
«Гром»
Разработчик: компания «Кронштадт»
Тип: скоростной ударный БПЛА
Длина: 13,8 метра
Размах крыльев: 10 метров
Взлетная масса: 7 тонн
Масса боевой нагрузки: до 2 тонн
Скорость: до 1000 километров в час
Дальность: 800 километров.
Впервые представленный на форуме «Армия-2020» ударный БПЛА «Гром» в последнее время часто заставляет о себе говорить.
Главным образом, это касается его потенциала. По данным, обнародованным в марте источником в ОПК, один такой аппарат сможет управлять десятью БПЛА «Молния», которые сможет запускать другой авиационный носитель.
Ударные, как и в случае с барражирующими боеприпасами, – камикадзе.
«Молнии» будут постоянно общаться между собой и беспилотником-носителем»,
– заявила позже компания «Кронштадт».
Сам по себе дрон тоже весьма примечателен.
Предполагается, что он сможет иметь вооружение на четырех точках подвески: две из них будут находиться под крыльями и еще две – внутри фюзеляжа.
«Гром» сможет нести новые управляемые ракеты Х-38 класса «воздух-поверхность», что теоретически приблизит его возможности к потенциалу пилотируемых истребителей-бомбардировщиков (масса боевой нагрузки последних, впрочем, все равно куда существенней). Помимо Х-38 БПЛА сможет применять новейшую ракету «изделие 85» и управляемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500.
В числе наиболее интересных особенностей – возможность работать в связке с истребителями, включая истребитель пятого поколения Су-57. Предполагается, что «Гром» будет лететь на расстоянии примерно 200 километров впереди пилотируемых машин, проводя разведку и снижая риски для управляемых самолетов.
В отличие от «Альтиуса» и «Ориона», этот БПЛА существует пока только как проект.
Тем не менее, сейчас он находится в числе наиболее перспективных российских разработок такого типа.
«Охотник»
(Предположительные характеристики).
Тип: скоростной ударный БПЛА тяжелого класса
Разработчик: ОКБ имени П.О. Сухого
Длина: 14 метров
Размах крыльев: 19 метров
Взлетная масса: примерно 25 тонн
Масса боевой нагрузки: от 3 до 8 тонн
Скорость: до 1000 километров в час
Дальность: около 6000 километров.
«Охотник» – самый тяжелый, дорогостоящий и тяжеловооруженный российский БПЛА.
Из всех перечисленных выше беспилотных летательных аппаратов он, пожалуй, единственный способен стать своего рода «революцией» в мире беспилотных летательных аппаратов.
На данный момент ни одна страна мира не имеет на вооружении ничего, что было бы хотя бы отдаленно похоже на него по своим возможностям.
Они, впрочем, пока больше гипотетичны. А к тому моменту, когда (если) Россия запустит его в серию, на Западе и в Китае уже могут быть готовы собственные тяжелые БПЛА такого класса.
Строго говоря, сейчас нет единого понимания того, чем именно будет новый аппарат.
В разное время его называли ударным комплексом, беспилотным ведомым и даже перехватчиком. Очевидно, самая логичная роль – разведывательно-ударный БПЛА.
По данным, озвученным в феврале, сейчас, кроме уже летающего прототипа, строится еще три таких беспилотника.
Поэтому, скорее всего, мы вскоре узнаем больше про этот, без сомнения, знаковый для России проект.