После восхитительного ралли рубля к курсовым отметках трёх-четырёхлетней давности наши финансовые власти не расхваливает только ленивый. Депутаты наперебой заговорили о том, как они были правы, переназначив главу ЦБ РФ, а чиновники уже готовят отказы для своих негативных прогнозов относительно российской экономики.Действительно, как-то нелогично всё. Рубль укрепился, пусть и в силу сложившихся, но объективных, как ни крути, причин. Реальный сектор поддержан, банковскому – в случае чего, подкинут ещё нефтегазовых миллиардов, а резервные триллионы рублей, которые не по зубам ни ЕС, ни ФРС, правительство ещё даже не начинало тратить. Впрочем, что там с прогнозами – не так важно, практика покажет. Сейчас важнее побеждать, причём не только на реальном, но и на пропагандистском фронте. Ещё одной «Азовстали» уже не перенесут ни нынешняя украинская пока ещё власть, ни те, кто у неё за спиной. Тогда и за рубль не придётся беспокоиться.Однако вряд ли руководству Банка России стоит сейчас потирать руки от удовольствия – завышенный курс национальной валюты, это отнюдь не его достижение. Хотя, когда дифирамбы ФРС в адрес ЦБ РФ сменились признанием, пусть временным и ограниченным, со стороны «дежурных» критиков, в том числе и ваших авторов, это что-нибудь да значит.Казалось бы, остаётся только всерьёз взяться за снижение кредитных ставок, и всё пойдёт как надо. Разумеется, заодно избавившись от избирательного, а потенциально – абсолютно коррупционного подхода к выделению бюджетных средств. Но это, как понимают читатели, уже из области ненаучной фантастики. Тем не менее, факт остаётся фактом. Против ФРС сегодня, похоже, не только российский ЦБ и Народный Банк Китая, а едва ли не все. И даже европейский ЦБ, хотя там этого ещё сами, похоже, не поняли. Не страшно, жизнь разъяснит, хотя многим не совсем понятно, зачем тому же ФРС вдруг понадобилось так унизить евро не только к рублю, он всё-таки локален, имея очень ограниченную сферу хождения, а прежде всего к доллару?
Укрепить не полюбить
Попробуем разъяснить на пальцах. Да, вроде бы сильный доллар – это больше долгов у США, но именно поэтому, среди прочего, разумеется, Россию и подтолкнули, точнее – вынудили к жёсткой разборке с Украиной. А это само собой подразумевало активное подключение Европы.На ЕС в итоге и переложат бремя очень и очень значительной доли долларовых долгов. Тут и ленд-лиз в новой редакции, и план Маршалла, и железный занавес, и десятки фултонских речей, хотя лично Борис Джонсон – наследник Черчилля, больше помалкивает. Какого курса от доллара сегодня ждут россияне? Отбросим в сторону эмоции – скорее всего, не самого низкого, ведь сбережения горят, а удобного. Уже только для более-менее крупных покупок, прежде всего, авто и дорогой техники, а также поездок за границу.Понятно, что теперь это касается лишь самой незначительной части населения, большинству же, что дорогой доллар, что дешёвый – всё равно. И это, согласитесь, нормально. Валюты в стране больше, чем надо, и почему – это никому разъяснять не надо. Есть уже и предложения зафиксировать валютные курсы, чтобы не обваливать рынок, но авторы таких идей лучше бы побеспокоились о снижении маржи при покупке-продаже евро и долларов. Публика точно была бы только благодарна.А вот рассуждения о том, что наши денежные власти – то есть Центробанк с Минфин, якобы не могли поддерживать рубль, когда он ослаблялся, это точно от лукавого. Как и заверения из ЦБ РФ, что во всём была виновата блокировка валютных корсчетов.Точно так же как-то не верится в то, что сейчас у Банка России якобы нет возможности каким-то образом поддержать падающие курсы доллара и евро на внутреннем рынке. Как говорил герой Ивана Бортника из культового сериала, «так я тоже могу». На самом же деле, нет ничего проще – скупайте валюту, господа банкиры. И навёрстывайте упущенные совсем недавно 300 миллиардов. Больше такой возможности может уже и не случиться. Ведь евро и долларовый импорт в Россию сейчас просто рухнул, китайские товары на смену европейским ещё не подоспели, но и когда подоспеют, по рублю это сильно не ударит.Китайские товары, как, впрочем, и турецкие, и индийские, остро конкурируют между собой, что сбивает цены до минимума даже на российском, очень прибыльном рынке. А бояться падающего доллара в России могут только те, кто именно на него всегда и ставил.
Фактор третьих стран
Многолетний председатель думского комитета Анатолий Аксаков отдаёт должное Центробанку за предпринятые меры, начиная с ограничения на обязательную продажу 80 процентов валюты, которые получают российские экспортеры. Сработали и ограничения на покупку и продажу валюты для физических и юридических лиц, которые, скорее всего, снять можно будут достаточно быстро.Впрочем, Аксаков, в отличие от представителей ЦБ и Минфина, укреплению рубля, хоть и чрезмерному, даже рад, обоснованно считая, что это помогает нам восстанавливать резервы в непростой ситуации. Только вот, на наш взгляд, вряд ли стоит сейчас так увлекаться накоплениями, практически не занимаясь более активными вложениями.Речь о том, что сейчас рублёвые инвестиции привлекательны как никогда, прежде всего для партнёров, располагающих не только значительными рублёвыми ресурсами, но и широкими возможностями для их использования. Причём речь здесь не только о евразийских партнёрах, но и о Китае, Индии, странах Востока и Латинской Америки, наконец Турции.Нынешняя позиция Турции – «и нашим и вашим», как раз и объясняется тем, что Анкаре слишком невыгодно идти на разрыв с Россией. Аксаков считает, что
«ради стимуляции товарооборота со странами, которые у нас по-прежнему считают «третьими», уже надо снижать пределы по обязательной продаже валюты для того, чтобы чрезмерное укрепление рубля не происходило».
Сейчас, по мнению Анатолия Аксакова, к которому, что редкость, присоединился Михаил Делягин, известный антиглобалист, «справоросс», почти неизменно критикующий ЦБ и Минфин, пришло время использовать укрепление рубля в первую очередь для обуздания инфляции. Тем более что нынешний рост цен обусловлен вовсе не ослаблением рубля. Ситуацией беспардонно воспользовались монополисты, прежде всего – оседлавшие потребительский рынок. Сам по себе крепкий рубль не может замедлить рост, хотя косвенно на него, конечно же, влияет. Импорт становится более рентабельным, чем экспорт, хотя сейчас, благодаря росту мировых цен на все виды сырья, и наши экспортёры в большой прибыли. Но реальные показатели укрепления рубля, которые даже западная пропаганда не оспаривает, связаны с удешевлением и ростом рентабельности импорта напрямую.Не совсем понятно, почему же тогда за прибыли и экспортёров, и импортёров должны расплачиваться простые россияне. В 90-е от такого Россию спасали «челноки», заполнявшие рынок дешёвым ширпотребом – made in Турция, Вьетнам и Китай. Так что, опять требуются спасатели?
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю