Не так давно мы уже писали о завершившемся в Баку 15 октября заседании Тюркского совета и о том, какую роль в нём играет Турция. По завершении саммита появились и некоторые подробности того, что происходило в азербайджанской столице. В основном они касались двусторонних азербайджано-турецких встреч.
Не так давно мы уже писали о завершившемся в Баку 15 октября заседании Тюркского совета и о том, какую роль в нём играет Турция. По завершении саммита появились и некоторые подробности того, что происходило в азербайджанской столице. В основном они касались двусторонних азербайджано-турецких встреч.
Переговоры провели президенты Ильхам Алиев и Реджеп Эрдоган, а также главы внешнеполитических ведомств двух стран Эльмар Мамедьяров и Мевлют Чавушоглу. Насколько родственны Азербайджан и Турция, надеемся, объяснять не надо. Кроме языковой и культурной близости две страны активно сотрудничают в различных сферах, включая и военную.
Азербайджан страна внеблоковая, но активно сотрудничающая в оборонной сфере с натовской Турцией. Но в данном случае нас будут интересовать не столько именно военная составляющая азербайджано-турецких отношений, сколько политическая.
Саммит совпал по времени с операцией турецкой армии в Сирии против курдского ополчения, поддерживаемого Соединёнными Штатами. Вашингтону данная операция очень не понравилось. А кому понравится, если обижают его союзников? Дональд Трамп дошёл до угроз устроить Анкаре несладкую экономическую жизнь и даже начал стращать Эрдогана военным ударом. Но турецкие президент и министр иностранных дел как раз из Баку и сделали отповедь Трампу, заявив, что есть «террористическая угроза» со стороны сирийских курдов, а заодно и о том, что Турция – суверенное государство, а значит, как хочет, так и поступает и поступать будет.
Конечно, курдов, не имеющих своей государственности, жалко. Разбросанный по разным странам Среднего Востока персоговорящий народ соседи используют в своих целях. Иран использовал иракских и сирийских курдов против соответствующих государств. Ирак вместе с Сирией подбадривали морально и материально турецких и иранских курдов. Турция же, кстати, не так давно поддерживала некоторые курдские группировки в Сирии, пока инициативу не перехватили американцы. Отличился, к слову, на «курдском фронте» и Советский Союз. После окончания Второй мировой войны и вывода советских войск из Ирана (вводились туда в 1941 году вместе с британскими, чтобы «отговорить» тогдашнего иранского шаха и большого друга Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини от «необдуманных действий») на деньги и оружие из Москвы на севере страны была создана Мехабадская Республика. Просуществовала она не долго, но всё же…
Но дело не в курдах. А в том, где отповедь заокеанской сверхдержаве давалась и при каком антураже это делалось. А делалось это в кулуарах VII заседания Тюркского совета, в котором принимали участие кроме президентов Азербайджана и Турции их коллеги из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана, а также премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Венгрия – страна не тюркская, а финно-угорская, но дело тоже не в этом. А вот в чём. Достаточно представительная компания собралась в Баку. И чем не фон для громких заявлений. Ну а чтобы азербайджанские братья чувствовали поддержку турецких братьев, последние назвали карабахский конфликт «справедливой борьбой» Баку.
Если честно, то вот от этих слов турецкого министра иностранных дел Турции холодок по спине идёт. Как бы в Нагорном Карабахе снова не забил «Источник мира». Напутствие то дано. И пример показан.