Евросоюз не допустит перехода на рубль при оплате российского газа. Об этом заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйнен, сообщает ТАСС со ссылкой на Reuters.
Напомним, 23 марта президент России Владимир Путин заявил, что поставки газа в Европу будут осуществляться в рублях, так как Запад скомпрометировал собственные валюты путём санкционной блокировки российских счетов, прежде всего — активов Центробанка РФ. Правительству и Центробанку поручено в течение недели определить порядок проведения подобных операций.
«Это являлось бы попыткой обойти санкций, мы не допустим действий в обход наших ограничений. Время, когда энергетика могла использоваться для шантажа, прошло», — сказала глава Еврокомиссии, добавив, что это ещё и одностороннее нарушение контрактных обязательств.
В Европе сейчас нет единого мнения о возможности перехода на расчёты за газ в рублях. Единственной страной, прямо заявившей, что это возможно, является Болгария. Остальные в той или иной мере отстаивают сохранение прежнего варианта расчётов — то есть в долларах и евро.
Казалось бы, нашла коса на камень.
Но если посмотреть на ситуацию глубже, то она не покажется такой уж проигрышной для России, а скорее наоборот.
Мы уже писали, что не стоит рассматривать заявление Путина о переходе на рубли в расчётах за российский газ как ультиматум. Скорее, это посыл в Европу, означающий готовность России к взаимодействию ради снятия санкционных ограничений, и прежде всего речь идёт о разморозке активов нашего Центробанка.
Но не только их: в том числе можно говорить и о снятии ограничений на поставку в нашу страну западных товаров, а также о разморозке расчётов в долларах и евро с нашей страной (не за газ, а вообще).
Победа России?
По мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, поведение Европы в вопросе оплаты российского газа можно расценивать как небольшую победу России в борьбе с санкциями.
«Европа твёрдо стоит на позиции, что они не будут расплачиваться с нами в рублях. Я рассматриваю это как плюс, потому что их отказ от оплаты в рублях нам на руку. Это значит намёк на возможную разблокировку отношений, а если они делают шаг назад в своих санкциях, то это уже победа. А за первым шагом последуют и остальные», — высказал мнение экономист.
Он отметил, что наверняка о полном снятии ограничений в ближайшее время речи идти не может. Тем не менее, скорее всего, Россия сможет добиться как минимум разблокировки депозитных счетов Центробанка.
Кроме того, конечно, должна идти речь и о неприменении ограничений к счетам, на которые поступает оплата за газ, поставленный в Европу.
«Если они собираются нам платить на заблокированные счета, нас это никак не устроит, и Россия должна будет проявить более твёрдую позицию: если ли уж вы платите, то платите», — пояснил Беляев.
Впрочем, на этот счёт есть и другие мнения.
«Я считаю, что Россия вправе требовать перехода на расчёты в рублях, потому что активы были заморожены, и теперь нет смысла копить валюту, хотя и не без нюансов, в любом случае доля импортных платежей сохраняется, в том числе и у «Газпрома». Но, мне кажется, требование рублёвых расчётов за газ мало связано со снятием санкций. Оно нервирует Запад, но санкции, возможно, будут приостановлены, когда закончится спецоперация на Украине», — сказал в разговоре кандидат экономических наук Сергей Суверов.
У нас джокер, а что у них?
Европа не может отказаться от российского газа — это факт, о котором говорят сейчас многие. Да, в ЕС постоянно заявляют о намерении это сделать в будущем, однако это не ближайшая перспектива, так как заменить российский газ нечем.
С этой точки зрения позиция России выглядит весьма весомой.
«Европа понимает, что нам будет плохо, если они откажутся от нашего газа. Но они ведь понимают, что им самим не то что плохо будет — им вообще конец. У них козырь, а у нас джокер. И они к тому же понимают, что их козырь постепенно теряет вес: из туза превращается в даму. И дело ведь не только в бытовом использовании газа, а в промышленном потреблении. Когда начнёт умирать промышленность, там начнутся социальные беспорядки, люди сметут вообще всё на свете. Они этого очень боятся», — высказал точку зрения экономист Михаил Беляев.
Несмотря на действительно выигрышное положение России в этом споре, не стоит забывать, что нашей стране поставки газа в Европу тоже нужны. Во-первых, с точки зрения доходов нашей экономики, во-вторых, свой добытый газ нам куда-то тоже надо девать.
Курирующему топливо-энергетический комплекс вице-премьеру Александру Новаку один из депутатов ГД прямо задал этот вопрос.
В ответ Новак напомнил о плановых поставках газа на Ближний Восток (куда сейчас активно проводится нужная инфраструктура) и в Латинскую Америку.
Помимо этого, завершено строительство трубопровода «Сила Сибири», по нему уже сейчас в Китай поставляется 10 млрд кубометров газа в год, а в ближайшие несколько лет объёмы вырастут до 38 млрд. Также ведётся строительство газопровода «Сила Сибири — 2», его мощность составит 50 млрд кубометров.
Правда, Новак оговорился, что переориентация на другие рынки — задача непростая, требующая отстройки логистических цепочек и систем взаиморасчётов. В то же время вице-премьер успокоил:
«Если в одном месте убыло, в другом должно прибыть: лишних энергоресурсов в мире нет».
Подумать о диверсификации
В связи с историей о заявленном Россией переходе на рублёвые расчёты за газ возникает один вполне закономерный вопрос: что делать, чтобы активы нашей страны, а особенно резервы ЦБ, больше никогда не блокировались нашими недружественными друзьями? Естественно, решать это придётся, когда они будут разблокированы.
Напомним, в результат решения Запада под блокировкой оказались 415 млрд долларов российских резервов. При этом, как пишет РБК, по состоянию на февраль этого года общий объём международных резервов Банка России составлял 643 млрд долларов.
Эти средства размещены в золоте, ценных бумагах и в виде средств на депозитах. Они нужны нашей стране для погашения внешних обязательств, регулирования курса рубля на валютном рынке, ну и, наконец, это подушка безопасности государства.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев рассказал, что размещение этих активов на Западе в своё время было безальтернативным в силу надёжности, однако сейчас для хранения этих активов можно было бы использовать не только Запад.
«Это, возможно, Китай, хотя это своеобразный партнёр с очень сильным госрегулированием, прагматической линией на собственные национальные интересы. Можно попробовать вести переговоры с Саудовской Аравией, которая договорилась с Китаем о расчётах в юанях, то есть у них позиция похожа на нашу. Ну и совсем шальная мысль — посмотреть в сторону Ирана: эта страна находится десятилетиями под санкциями, но при этом они давно доказали свою устойчивость даже в таких условиях, Иран входит в первые 25 стран по уровню ВВП», — сказал экономист.
В свою очередь экономист Сергей Суверов отметил в разговоре., что России стоит заниматься развитием собственной экономики, чтобы снизить риски, подобные тем, что возникают, когда Запад вводит беспрецедентные санкции.
Андрей Мединский
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!